Евросоюз хочет выпускать собственные аккумуляторы для электромобилей

Евросоюз хочет выпускать собственные аккумуляторы для электромобилей

Евросоюз хочет выпускать собственные аккумуляторы для электромобилей

9 Июля 2019


Швеция может стать европейским лидером по производству АКБ для электромобилей


автор

Александр Климнов, фото electrive.com, eu-startups.com, Energy Storage News Electrek


Европейский Союз (ЕС) начинает действовать по китайской методе в деле создания аккумуляторов для электромобилей следующего поколения. Таким образом, ЕС не намерено больше терпеть прежнее положение, при котором китайские производители аккумуляторов для электромобилей пользуются широчайшими льготами и кредитами Пекина, а европейские производители до сих пор должны были финансировать данную глобальную проблему за счет только собственных средств на НИОКР.

Так за последние несколько месяцев правительственные чиновники Евросоюза во главе с вице-президентом Европейской комиссии Маросом Сефковичем вместе с производителями, банками развития и крупными инвесторами предприняли ряд мер, которые позволят направить более €100 млрд ($113 млрд) на развитие технологии литий-ионных аккумуляторов для перспективных электромобилей.

Германия и Франция настаивают на таких действиях из-за опасений, что Китай опередит их в области новых технологий в автомобильной промышленности. Поскольку в автомобильной промышленности ЕС заняты 13,8 млн рабочих, что составляет 6,1% от общего числа рабочих мест в странах Евросоюза, власти хотят обеспечить поставки на рынок электромобилей и аккумуляторов именно своего европейского, а не импортного производства.

Сефкович сказал в интервью Bloomberg: «Мы настроены на преодоление нашего технологического отставания и пессимизма в отношении того что эта битва будет изначально проигранной для Европы».

Ускорению развития программы электромобилизации способствуют некоторые тенденции, начиная с принципиального решения стран ЕС обуздать выбросы парниковых газов и бороться с изменением климата. Члены Евросоюза все больше внимания уделяют снижению загрязнения от дизельных двигателей и встревожены с самого начала, что китайские компании используют в области экологически чистых технологий.

Президент Франции Эммануэль Макрон еще в феврале заявил, что: «не может быть доволен ситуацией, когда 10% аккумуляторов для наших (французских – авт.) электромобилей производятся в Азии».

Электропривод побеждает
Программа Евросоюза по освоению аккумуляторов начинает работать в направлении переориентации Европы на путь отвоевания доли рынка АКБ у Китая. Согласно прогнозам BloombergNEF, к 2025 году европейские компании, у которых в настоящее время нет ни одного крупного местного производителя аккумуляторных батарей, будут соперничать с США по емкости данного рынка. Меры, которые будут стимулировать инвестиции в разработку и производство аккумуляторов, включают в себя:
• Такие лидеры европейского электромобилестроения как Франция и Германия намереваются вложить миллиарды евро в производство собственных аккумуляторов. Сефкович сказал, что Европейская комиссия (ЕК), возможно, сможет принять предложение о государственной помощи в качестве спецпроекта к концу октября. Обе эти страны стремятся также получить дополнительную поддержку от правительств Испании, Швеции и Польши.
Northvolt_web.jpg

Скетчей будущей шведской гигафабрики Northvolt Ett компании NorthVolt AB в интернете хоть отбавляй – варианты предлагаются от вполне традиционных цехов, до...

• Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) дал в мае этого года предварительное одобрение на кредит в €350 млн под заявку шведской фирмы NorthVolt AB (основана в 2015 году) на строительство завода (гигафабрики Northvolt Ett) по производству аккумуляторных батарей в городе Шеллефтео на северо-востоке Швеции (провинция Вестерботтен) после того, как компания завершила необходимых сбор средств (кстати, в июне в шведскую гигафабрику на рекордные €886 млн вложился сам Volkswagen Group – авт.)
• По словам Сефковича, он надеется, что ЕИБ совместно с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) разработают «механизм инвестирования в сырье», который поможет выстроить цепочку поставок редкоземельных металлов, необходимых для производства аккумуляторных батарей до конца этого года.
• В мае ЕС учредил вместе с основателем Microsoft Биллом Гейтсом и другими инвесторами фонд Breakthrough Energy Ventures с капиталом в ₽100 млн, предназначенный для содействия переходу на альтернативные энергоносители, в число которых, вероятно, войдут и аккумуляторные батареи.
• ЕК объединила не менее 260 промышленных компаний, в том числе такие мощные как PSA Group, Total и Siemens, в альянс, нацеленный на наращивание потенциала производства в Европе устройств для хранения электроэнергии.
Аналитик по сохранению энергии из лондонского отделения BloombergNEF Джеймс Фрит отметил: «Год или два назад у всех было впечатление, что Европа уже слишком опоздала. Но они (правительства и бизнес – авт.) взяли на себя обязательства, и Европа сейчас находится в сильной позиции».
Northvolt_sketch_twitter.jpg

... выполненных в модном экостиле

По словам Фрита к 2025 году Европа сможет контролировать порядка 11% мировых производственных мощностей по выпуску аккумуляторных батарей, по сравнению с 4% в настоящее время. Это уменьшит рыночную долю Китая и приведет к конкуренции к американской индустрией аккумуляторов. По оценкам ЕС, к тому времени рынок аккумуляторов для электромобилей может достигнуть объема в €250 млрд в год. По оценкам, по крайней мере €100 млрд евро уже было выделено на строительство аккумуляторных заводов или их поставщиков в Европе.

Цель состоит в том, чтобы построить предприятия в Европе, которые могли бы снабжать автопроизводителей региона, не требуя импорта из основных центров производства аккумуляторов в Азии. В настоящее время в производстве АКБ в Китае доминируют такие компании как Modern Amperex Technology Co., CATL и BYD.

Элон Маск также строит в США (и Китае – авт.) «гигафабрики» по производству аккумуляторов для своей компании Tesla Inc., что тоже неминуемо окажет прямое воздействие на мировой рынок аккумуляторов.

Пока Европа еще не организовала налаженную цепочку поставок аккумуляторов, хотя она привлекла инвестиции в местные заводы корейских компаний, включая LG Chem и Samsung SDI, а также CATL.

Новые усилия ЕК заключаются в том, чтобы стимулировать создание мощностей для производства АКБ, достаточно крупных, чтобы поставлять таким автогигантам как BMW и Volkswagen Group, планирующим масштабное увеличение производства электромобилей в ближайшие годы. Впрочем прогноз роста в ближайшие годы доли электромобилей актуален и для автомобилестроительной отрасли в целом.

При этом ни одна европейская компания не получит львиную долю инвестиций или помощи от EC. Вместо ее получат десятки производителей в дополнение к PSA и Total, которые строят завод по производству аккумуляторных ячеек (элементов) в немецком Кайзерслаутерне. Инвестиции также поступят поставщикам запчастей или сырья, включая Siemens, Umicore, Solvay и Manz.

Удрученная потерей контроля в последнее десятилетие над промышленностью солнечных панелей, теперь Германия намерена лидировать в области аккумуляторов. Эта страна была крупнейшим производителем солнечных батарей в начале 2000-х годов, до того как китайские компании, поддержанные государственными кредитами, стали безоговорочными лидерами данного рынка.

Что касается промышленности электрохимических аккумуляторов, например, немецкий министр экономики и энергетики Питер Альтмайер озабочен сохранением 800 000 рабочих мест в Германии, непосредственно связанных с производством автомобилей. По словам Альтмайера, на долю аккумуляторов сейчас приходится около трети полной стоимости электромобиля, и без программ по их производству в Европе большинство этих рабочих мест переместится в Азию.

Он заявил на немецком телеканале ARD в июне: «В Европе будет огромный спрос на аккумуляторные батареи. Поэтому мы должны стремиться делать лучшие аккумуляторные батареи в Германии, в Европе и в мире».

Сефкович предполагает, что 10 или 20 европейских «гигафабрик» будут производить элементы аккумуляторов по всей Европе, и при его поддержке «Европейский батарейный альянс» стремится координировать исследования, которые станут основой плана реванша.
NOrthvolt-e1540218735708.jpg

Компания NorthVolt намеревается стать одним из крупнейших производителей аккумуляторов, ориентируясь на массовые поставки BMW, Volkswagen Group и другим крупным автопроизводителям 


Генеральный директор NorthVolt Питер Карлссон сказал: «Если мы хотим стать одним из крупнейших производителей в Европе к 2030 году, то нам нужно построить мощности на 150 ГВт•ч. Потребительский спрос настолько высок, что мы ускоряем реализацию наших планов. Мы сделали огромный шаг на пути создания новой отрасли шведской промышленности, которая окажет большое влияние на сокращение нашей зависимости от ископаемого топлива».
Northvolt_team-696x438.jpg

Парнеры по созданию гигафабрики Northvolt Ett – NorthVolt AB и Volkswagen Group (при участии швейцарской ABB Ltd.)

P.S. Строительство завода в Шеллефтео начнется в августе этого года, а крупномасштабное производство планируется развернуть в 2021 году. Гигафабрика Northvolt Ett будет служить основной производственной площадкой компании Northvolt, на которой будут проходить подготовка активных материалов, сборка ячеек, а также и утилизация отработавших АКБ. При участии таких инвесторов как Volkswagen Group, Goldman Sachs, а также BMW Group, AMF, Folksam Group и IMAS Foundation гигафабрика будет расширена для годового производства аккумуляторов суммарной емкостью не менее 32 ГВт•ч, что примерно в 16 раз больше, чем выработка электроэнергии на плотине Гувера, и примерно в 10 раз больше, чем установленная мощность крупнейшей в Америке угольной ТЭС.


Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Китайцы выкупили электрокроссовер Tesla Y на полгода вперед

Китайцы выкупили электрокроссовер Tesla Y на полгода вперед

Завод Tesla в Шанхае форсирует выпуск кроссовера Model Y, но спрос сильно опережает предложение

06.01.2021

Хельсинки проводит эксперимент по конверсии в электромобиль тяжелого грузовика с пробегом

Хельсинки проводит эксперимент по конверсии в электромобиль тяжелого грузовика с пробегом

В столице Финляндии скоро появится электрогрузовик, конвертированный из подержанного HCV модели Scania P320

05.01.2021

Тесла в 2020 году почти взяла полумиллионную планку продаж

Тесла в 2020 году почти взяла полумиллионную планку продаж

В 2020 году Tesla Inc. выпустила 509,7 тыс. электромобилей, а поставила клиентам 499,55 тыс.

04.01.2021

КАМАЗ может начать выпуск электромобиля КАМА-1

КАМАЗ может начать выпуск электромобиля КАМА-1

Российский концепт электромобиля КАМА-1 как парта для будущих конструкторов

30.12.2020

Фольксваген свернул выпуск электромобиля e-Golf

Фольксваген свернул выпуск электромобиля e-Golf

Последний электромобиль Volkswagen e-Golf сошел с конвейера «Стеклянной мануфактуры» в Дрездене

23.12.2020

Европа хочет к 2030 году 30 млн электромобилей и 80 тыс. электрогрузовиков

Европа хочет к 2030 году 30 млн электромобилей и 80 тыс. электрогрузовиков

ACEA утверждает, что для выполнения требований Еврокомиссии по декарбонизации автопарка необходимо принудительное развитие зарядной инфраструктуры во всех странах EC

17.12.2020

Юбилей Ниссан Лиф – за 10 лет произведено 500 000 электромобилей

Юбилей Ниссан Лиф – за 10 лет произведено 500 000 электромобилей

Первый массовый электромобиль в мире – Nissan LEAF отметил 10-летний юбилей

11.12.2020

Возврат к списку