Как Китай стал мировым лидером по производству электромобилей

Как Китай стал мировым лидером по производству электромобилей

20 июля 2023


В 2023 году продажи машин с электроприводом в Китае составят около 60% от 14-миллионного мирового рынка


автор

Александр Климнов, фото bloomberg.com, en.byd.com, edition.cnn.com


В гонке за сокращение выбросов CO2 страны от США до Новой Зеландии предлагают стимулы для расширения продаж электромобилей – тактика, которую Китай использовал в течение многих лет, превратившись в крупнейший рынок электромобилей на планете.

Успех Пекина впечатляет. Так, в прошлом году каждый четвертый легковой автомобиль, проданный в Китае, был электромобилем (BEV), что намного больше, чем примерно каждый седьмой в США и каждый восьмой в Европе. И этот темп ускоряется. В HSBC ожидают, что к 2030 году уровень проникновения электромобилей во вторую по величине экономику мира достигнет 90%.
1400x-1.gif
С учетом подключаемых гибридов (PHEV), продажи экологически чистых автомобилей в Китае достигли в 2022 году 5,67 млн, что составляет более половины всех мировых продаж. По прогнозам BloombergNEF, в текущем году на Поднебесную будет приходиться около 60% от 14,1 млн новых легковых электромобилей и электробусов, проданных в мире.

Это не только рынок. Производство электромобилей также процветает – на китайские марки приходится около половины всех, продаваемых в мире BEV, говорится в недавнем аналитическом обзоре HSBC.
-1x-1.gif
Достаточная развитая инфраструктура, несомненно, помогает внедрению электромобилей. Так, Китай, располагающий крупнейшей в мире сетью зарядных станций, только в 2022 году добавил 649 тысяч общественных зарядных устройств, что составляет более 70% всех зарядок, установленных в мире в прошлом году.

Вдохновленные достигнутым прогрессом, производители электромобилей наводнили Китай новыми моделями, а в этом году еще и разгорелась ценовая война, поскольку каждая компания пытается опередить конкурентов. В результате аналитики ожидают некоторой консолидации электромобильной отрасли в Китае.

Вот более пристальный взгляд на китайский «метод кнута и пряника» для внедрения электромобилей:

«Пряник»
Потребительские субсидии: Программа, которая действовала в течение десяти лет, возмещала покупателям электромобилей до 60 000 юаней ($8375). Хотя национальные субсидии закончились в 2022 году, местные органы власти в таких местах, как Шанхай, продолжают выплачивать скидки до 10 000 юаней.
Налоговые льготы: стандартный 10-процентный налоговый сбор на покупку BEV на сумму менее 300 000 юаней ($41 175) был отменен до 2025 года и будет возвращен в 2026 и 2027 годах в размере 5%. Налоговые льготы, действующие с 2014 года, к концу 2027 года составят порядка 835 млрд юаней. В США Закон о снижении инфляции (Inflation Reduction Act), принятый в прошлом году, включает $270 млрд в виде налоговых льгот на покупку электромобилей и экологически чистое производство и почти $12 млрд в виде кредитов на проекты в области экологически чистой энергии.
Субсидии для производителей: прямая государственная поддержка производителей электромобилей помогла многим компаниям, включая стартапы, начать работу. В результате на рынке появился избыток компаний, а в 2019-м на рынке появилось более 500 марок электромобилей, кроме того, эти усилия способствовали успеху, например, BYD Co. Эта шэньчжэньская компания стала самым популярным автобрендом в Китае, положив конец многолетнему доминированию бренда Volkswagen.
China-EV-charging-station-BB.gif
Инфраструктура: широко доступные зарядные станции, субсидируемые государством, сокращают расходы водителей и уменьшают их беспокойство по поводу дальних поездок. Зарядные разъемы едины благодаря соглашениям с производителями, использующим одни и те же вилки. По состоянию на конец мая 2023-го в Китае имелось 6,36 млн зарядных устройств для электромобилей – больше, чем где-либо еще на планете. Значительная часть является частью государственной сети, четвертого по величине поставщика после частных компаний, таких как Wanbang New Energy Investment Group Co. и TGood New Energy Co.

«Кнут»
Сложности и ограничения, связанные с бензиновыми автомобилями: покупка и владение бензиновыми ICE становится все менее привлекательным. Города борются с заторами, ограничивая количество автомобилей на дорогах с помощью таких мер, как лотерейная система выдачи новых номерных знаков в Пекине или система аукционов в Шанхае. Так, номерные знаки в течение первых пяти месяцев на аукционах в Шанхае уходили в среднем за 92 780 юаней ($12 950). Тем временем, водители электромобилей могут легко получить зеленые номерные знаки, демонстрирующие их экологичность. Так что зеленые таблички все чаще появляются на улицах китайских городов.
Штрафы за производство автомобилей с ДВС: в 2017 году Китай ввел систему двойных стимулов для автомобильной промышленности, которая начисляет баллы за производство автомобилей с нулевыми выбросами и отнимает их за высокий расход топлива. Модели производителей с отрицательными баллами могут быть даже сняты с продажи. Чтобы избежать наказания, производители могут покупать «углеродные квоты» у «зеленых» конкурентов, таких как Tesla Inc. или BYD, но это довольно дорого. Так, государственная компания Chongqing Changan Automobile Co. потеряла 4000 юаней прибыли с каждого автомобиля, проданного в 2020 году, поскольку ей пришлось покупать углеродные квоты (одна углеродная единица равна 1 т эквивалента СО2 – авт.), чтобы избежать штрафа.

Флит-продажи
Государственные закупки: некоторые местные органы власти на 100% перевели свой общественный транспорт и таксомоторные парки на электромобили и призвали местные компании также закупать BEV или PHEV. Результатом стал стабильный рынок для производителей электромобилей, таких как BYD, который вместе с Guangzhou Automobile Group Co. также лидирует в производстве автобусов.
Zastavka.gif
P.S. Надо также отметить, что КНР также лидирует в производстве тяговых аккумуляторных батарей, что ставит Европу во вдвойне невыгодную позицию, так как добавленная стоимость при производстве АКБ, чья цена превышает 50% от общей цены электромобиля, перераспределяет основную маржу от европейских производителей в пользу поставщиков из Поднебесной.

Опыт КНР по внедрению электромобилей служит примером для всех ведущих стран мира, включая Россию, хотя у нас пока что опереться на собственных производителей сложно, хотя в планах всех игроков рынка и стоит внедрение машин на аккумуляторах.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

BYD все увереннее занимает место #1 производителя и продавца электромобилей и гибридов в мире

BYD все увереннее занимает место #1 производителя и продавца электромобилей и гибридов в мире

В апреле продажи электромобилей Tesla в Китае обвалились, а местных брендов – выросли

23.05.2025

BYD запустил бюджетный электромобиль Dolphin Surf сразу по всей Европе

BYD запустил бюджетный электромобиль Dolphin Surf сразу по всей Европе

BYD запустил свой самый продаваемый компактный электромобиль Seagull сразу в 15 странах Европы по цене от $26 000

22.05.2025

«Атом» выдержал удары и получил собственный голос

«Атом» выдержал удары и получил собственный голос

«Атом» успешно прошел первые краш-тесты и получил собственного голосового ассистента

20.05.2025

Москва обязала застройщиков устанавливать электрозарядки по квотам

Москва обязала застройщиков устанавливать электрозарядки по квотам

Московское правительство настаивает на установке электрозарядок на парковках и при новостройках, а ВАЗ показывает концепт седана LADA e-Aura

19.05.2025

КАМАЗ представил на «Электротранс'25» электробус нового поколения А5

КАМАЗ представил на «Электротранс'25» электробус нового поколения А5

Москвичам показали электробус следующего поколения КАМАЗ-5222

07.05.2025

AltoVolo показал свою версию eVTOL Sigma

AltoVolo показал свою версию eVTOL Sigma

Лондонский стартап AltoVolo анонсировал летательный аппарат типа eVTOL под названием Sigma

06.05.2025

Автопроизводители требуют от Конгресса вето на закон Калифорнии о запрете бензиновых авто с 2035 года

Автопроизводители требуют от Конгресса вето на закон Калифорнии о запрете бензиновых авто с 2035 года

Автопроизводители в США утверждают, что требование Калифорнии по продаже в штате 26% электромобилей, начиная с 2026 года, невыполнимо

02.05.2025

Возврат к списку