Китай устраивает прорыв с технологиями высокоемких и безопасных твердотельных аккумуляторов
23 октября 2025
В КНР смогли улучшить энергоемкость твердотопливных АКБ вдвое против литиевых аккумуляторов и с 2027 года начинают их массовое внедрение
Александр Климнов, фото autohome.com.cn, Chery
О твердотельных аккумуляторах уже долгое время твердят как о главной надежде электромобилей (BEV) на полное доминирование над традиционными автомобилями с ДВС на бензине и дизеле (ICE).
Аккумуляторные батареи такого типа разрабатываются во многих странах, но, естественно, что самые интенсивные работы ведутся в КНР.
Так, компания Chery уже давно самостоятельно разрабатывает твердотельные аккумуляторы, а в прошлом году даже показала оснащенный ими концепт-кар Liefeng (на фото ниже).
Впрочем, лабораторные и даже тестовые образцы твердотельных батарей уже стали вполне привычными, тогда как запуск их в серийное производство все откладывался и откладывался, поэтому объявление о нем, начиная с будущего года стал почти что сенсацией.
Итак, компания Chery рассекретила концептуальную твердотельную батарею с непривычно высокой плотностью хранения энергии.
Полимеризованный твердый электролит взаимодействует в ней с катодом из лития и марганца.
Разработчики смогли добиться плотности энергии, равной 600 Вт⋅ч/кг, что примерно в два раза выше среднего показателя литий-ионных аккумуляторов нынешнего поколения.
В теории такие тяговые АКБ обеспечат электромобилям запас хода на одной зарядке до 1500 км, но, сам автопроизводитель считает более реальным пробег с подобной батареей на уровне ~1300 км.
Особое внимание при испытаниях уделялось безопасности перспективных батарей.
Так, в ходе тестов прототип твердотельного аккумулятора пережил серьезные механические воздействия: его, например, пробивали гвоздями и сверлили электродрелью, но это не приводило к задымлению либо возгоранию.
Пилотный выпуск таких батарей Chery намечает на 2026 год, тогда как их полномасштабное внедрение на массовых моделях электромобилей должно произойти уже в 2027 году, что, в случае реализации, позволит этому автопроизводителю опередить таких мощных конкурентов как BYD и CATL, которые нацелены лишь на мелкосерийное производство твердотельных аккумуляторов в том же году.
Запуск твердотельных АКБ последовал за самым успешным годом Chery как по экспорту, так и по выручке.
Так, в сентябре автопроизводитель отгрузил на экспорт 137 624 машины, что на 26,2% больше, чем в прошлом году, причем, экспорт свыше 100 000 ед. демонстрируется уже пятый месяц подряд.
В I полугодии 2025 года выручка Chery достигла 141,6 млрд юаней ($19,5 млрд), увеличившись на 26,3% по сравнению с прошлым годом.
После крупного IPO в Гонконге, 35% средств Chery было выделено на исследования и разработки транспортных средств и 25% на технологии следующего поколения, что подчеркивает стратегический вес твердотельного проекта.
Тем временем ученные Поднебесной уже подготовили несколько путей дальнейшего усовершенствования твердотельных батарей.
Так, обычные твердые электролиты на основе сульфидов остаются очень жесткими и хрупкими, тогда как литий-металлические аноды, напротив, слишком мягкие и гибкие.
По этой причине граница раздела между ними мешает переносу ионов, что снижает общую эффективность батареи.
Имеются три подхода для решения этой проблемы, которые предложили разные группы китайских ученых.
Так, в Институте физики Китайской академии наук предложили применять в роли межфазного посредника ионы йода.
При работе аккумулятора они перемещаются к границе раздела электрода и электролита, помогая притягивать ионы лития и заполнять микроскопические зазоры, что обеспечивает более плотный контакт между материалами.
Другой метод, разработанный Институтом исследования металлов при Китайской академии наук, предусматривает создание полимерного каркаса для электролита для повышения его устойчивости к изгибу и скручиванию с сохранением структурной целостности: тесты показывают, что материал способен выдержать 20 000 циклов изгиба и скручивания.
Новые химические компоненты увеличили подвижность ионов лития и повысили энергоемкость материала на 86%.
Ну а третий подход, разработанный в Университете Цинхуа, предполагает применение фторированных полиэфирных материалов для усиления электролита.
Устойчивость фтора к высокому напряжению помогает образованию стабильного фторидного слоя на поверхности электрода, что предотвращает электрический пробой под действием напряжения.
Такие элементы пережили тесты на прокол и нагрев до 120°C.
Тестовые твердотельные ячейки показали удельную энергоемкость на уровне 604 Вт⋅ч/кг!
Главной задачей всех изысканий остается выход на конструкцию безопасного твердотельного аккумулятора массой 100 кг, который сможет обеспечить до 1000 км запаса хода против прежних 500 км.
Но помимо научно-технических проблем, внедрению твердотельных батарей препятствует экономический фактор.
Даже расчетная стоимость перспективных аккумуляторов остается в 2,8 раза большей, чем у традиционных батарей, ну а реальная, скорее всего, окажется еще выше.
Впрочем, при достижении реально массового производства и отладке технологий эта разница должна уменьшиться, и вот тогда-то качественный скачок произойдет не только у самих тяговых батарей, но и у электромобилей в целом, что позволит им победить ДВС.
Кстати, помимо разработки новых аккумуляторов, в Китае думают и об утилизации старых батарей, для чего приняты обновленные нормы.
Согласно им, из отработавших свое аккумуляторов должно извлекаться свыше 99% ключевых материалов, как-то: никеля, кобальта и марганца.
Теперь суммарное количество таких стандартов доведено до 22.
Надо отметить, что ряд китайских фирм уже вышел на показатель в 99,6% по извлечению никеля, кобальта и марганца и 96,5% – по литию.
Кстати, обнародование планов Chery последовало вслед за заключением партнерского союза Toyota с Sumitomo Metal Mining, предназначенного для ускорения производства катодных материалов для собственных твердотельных аккумуляторов, что отражает глобальную гонку к коммерциализации.
Так, по прогнозам EVTank, к 2030 году мировые поставки твердотельных аккумуляторов достигнут 614 ГВт·ч, что составит более 10% от общего объема производства и объем рынка АКБ, превышающий 250 млрд юаней ($34 млрд).
P.S. То, что именно Китай первым активно внедрять нормативы по утилизации тяговых АКБ еще больше усиливает его конкурентные преимущества на рынке электромобилей – у западных правительств, экологов и зеленых просто не останется аргументов против таких технологий, а 2-кратный рост удельной энергоемкости твердотельных аккумуляторов вообще, может привести к возможному полному поглощению или вытеснению с рынка, а скорее всего к созданию СП с ведущими автопроизводителями Запада, уже для работы на их рынках, что станет своего рода зеркальным процессом по отношению к тому как развивался китайский автопром в 1990-2010-х.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
Между 2027 и 2030 годом производство революционных твердотельных аккумуляторов, позволяющих BEV перевалить за 1000 км пробега, выпустят сразу несколько ведущих китайских автопроизводителей
Первый электромобиль бренда Suzuki – SUV e Vitara, получил специальную награду «Автомобиль Года 2026» от ассоциации японских автомобильных экспертов и журналистов RJC