Кризис в мировой индустрии производства электромобилей быстро набирает обороты

Кризис в мировой индустрии производства электромобилей быстро набирает обороты

13 февраля 2024


Поглощение шведско-китайского СП Polestar холдингом Geely сигнализирует о начале монополизации индустрии электромобилей


автор

Александр Климнов, фото Polestar



Недавнее решение китайского автопроизводителя Geely полностью взять на себя финансирование испытывающего трудности производителя электромобилей Polestar у шведской компании Volvo Cars стало последней консолидацией среди брендов электромобилей с момента исторического финансового джек-пота Tesla Inc. в начале 2020-х.

Компания Tesla Inc. оседлала дешевые кредиты, технологические прорывы и непомерную амбициозность своего владельца Илона Маска до планки в триллион (!) долларов, но только после нескольких лет огромных инвестиций, прежде чем получила прибыль.

Теперь традиционные автопроизводители, стартапы и инвесторы, которые вложили более $1,2 трлн в аккумуляторные электромобили (BEV), сталкиваются со все более сложными решениями по сокращению убытков.

Компания Geely владеет контрольным пакетом акций Volvo Cars (независимый производитель грузовиков – Volvo Truck в свою очередь владеет французской компанией Renault Truck – авт.), которая управляла Polestar как дочерним брендом премиальных электромобилей в оригинальном стиле.

Трудности Polestar и других более мелких игроков подчеркивают огромные затраты на разработку BEV, которые более доступны компаниям с «глубокими карманами», желающим и способным осуществлять длительные и дорогие инвестиции.

И вот глобальное замедление спроса на электромобили теперь может отсеять более слабых игроков и(или) вызвать волну консолидации отрасли.

Соучредитель компании SC Insights, специализирующейся на цепочках поставок комплектующих Энди Лейланд сказал: «Это, безусловно, время встряски. Стартапы в области электромобилей должны начать показывать, как они будут двигаться к прибыльности, и как они будут конкурировать... с более крупными игроками и китайцами».

Решение Volvo Cars приостановить инвестиции в Polestar было принято после того, как убыточное подразделение премиальных электромобилей не выполнило целевой показатель поставок на 2023 год, который ранее уже неоднократно пересматривался в сторону понижения.

Теперь Polestar потребуется еще финансирование в объеме не менее $1,3 млрд, прежде чем она достигнет точки безубыточности в 2025 году. Курс акций компании упал на 87% с момента их IPO в июне 2022 года, что ограничило способность производителя привлекать новый капитал.

Один из крупнейших автопроизводителей КНР – Geely Holding, продал почти 2,8 млн автомобилей и электромобилей в 2023 году, что примерно в четыре раза больше, чем Volvo Cars.

Председатель Geely Ли Шуфу стремится расширить экспорт из Китая и получить экономию за счет масштаба для таких престижных брендов, как Volvo, Smart и Lotus.

Тепреь, получив полный контроль над Polestar, китайская Geely может оптимизировать инвестиции и обмен технологиями, считают аналитики.

В Polestar приветствовали финансовую поддержку Geely. Так Geely подтвердила, что «продолжит оказывать полную операционную и финансовую поддержку» Polestar в будущем. Причем, это не потребует сокращения доли Geely Holding в Volvo Cars.

Другие стартапы в области электромобилей, включая Rivian, Fisker, Arrival, Xpeng и Lucid, также столкнулись с проблемой повышенных затрат на масштабирование. Например, в прошлом месяце Fisker пересмотрел условия финансирования, что должно позволить ей найти стратегического партнера.

Компания Tesla Inc. также боролась с тем, что Илон Маск в свое время назвал «производственным адом» (авральное развертывание производства электромобилей Model 3 и Model Y в заявленные сроки – авт.), но сделала это в 2018 году, когда кредиты были дешевыми, инвесторы были более терпеливыми, а будущий спрос на электромобили казался безграничным.
Энтузиазм рынка капитала в отношении электромобилей охладился, поскольку рост продаж электромобилей замедлился и накопились финансовые потери. Это сократило размеры «аэродромов» для убыточных стартапов и подтолкнуло традиционных автопроизводителей к поиску дополнительных государственных субсидий.

Ценовая война электромобилей
Предупреждение Илона Маска о том, что темпы роста Tesla Inc. замедлятся в текущем году, привело к тому, что инвесторы сократили рыночную стоимость компании на $80 млрд всего за один день! Компания Tesla Inc. потеряла более 40% своей стоимости (точнее раздутого «мыльного пузыря» капитализации – авт.) с тех пор, как в 2021 году поставила рекорд в триллион долларов.

Ценовая война, которую Tesla и мировой лидер продаж электромобилей BYD обострили в прошлом году, вынудила более слабых конкурентов в отрасли электромобилей выбирать между более крупными финансовыми потерями или более низкими объемами продаж.

Прошлым летом Ford нарастил производство своего электропикапа F-150 Lightning, ожидая высокого спроса, однако, в январе был вынужден сократить вдвое прогноз производства на 2024 год.

В Европе группа Stellantis заявила, что нуждается в дополнительных субсидиях итальянского правительства для увеличения производства электромобилей на заводах Fiat.

Высокопоставленный итальянский чиновник заявил, что правительство рассмотрит вопрос о приобретении доли в Fiat, чтобы сохранить больше рабочих мест.

По мере того, как индустрия электромобилей становится все более «драконовской», инвесторы вознаграждают те компании, которые сокращают расходы.

Акции Volvo Cars взлетели более чем на 30% после того, как компания заявила, что больше не будет финансировать Polestar. Инвесторы также обрадовались, когда Renault Groupe заявила, что не будет проводить запланированное IPO своего подразделения Ampere EV.

Акции General Motors выросли почти на 50% с ноября, поскольку CEO концерна Мэри Барра замедлила инвестиции в электромобили и робокары, вместо этого начав обратный выкуп акций на сумму $10 млрд.

Волны консолидации отнюдь не новы для капиталоемкого автопрома. Так, еще в начале XX века десятки американских и европейских предпринимателей пытались нажиться на перспективах новой на тот момент технологии массового производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Так, на каждого условного «Генри Форда» приходились десятки других основателей автомобильных компаний, которые потерпели неудачу или были поглощены более крупными и лучше финансируемыми конкурентами. Такие концерны как GM, Stellantis и Volkswagen построены «на костях» некогда независимых автопроизводителей.

Так, что шаг Geely Holdings по поглощению Polestar представляет собой один из путей для испытывающих трудности стартапов в области электромобилей.

CEO шанхайской консалтинговой фирмы Automobility Билл Руссо резюмирует: «Вывод Polestar на прямую орбиту Geely может помочь распределить отрицательный баланс по доходам более крупной промышленной группы, давая им больше времени для масштабирования».

P.S. Другой вывод из окончательного поглощения Polestar – одного из самых многообещающих совместных предприятий европейских и китайских производителей электромобилей – в Поднебесной уже наработали собственные компетенции в области BEV и помощь со стороны Европы ее производителям уже не так уж нужна…

P.P.S. С другой стороны, в полном согласии  с марксистско-ленинской теорией – монополизация конкретной отрасли как раз свидетельствует о ее вступлении в зрелую технологическую и финансовую фазу, когда производителям становится тесно на, пусть и новом, и перспективном, но уже обозначившем пределы роста рынке. В результате слабейшие игроки или банкротятся и исчезают, или сливаются с более сильными игроками – тот самый «дарвинизм», при котором сильные поглощают слабых.   

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Международное энергетическое агентство предрекает бум электромобилей

Международное энергетическое агентство предрекает бум электромобилей

Продажи электромобилей в мире вырастут, но их доступность и зарядная сеть будут сдерживающим фактором

27.04.2024

Электрический Mercedes-Benz G580 with EQ Technology оказался на полтонны тяжелее AMG G 63 с 4-литровым V8

Электрический Mercedes-Benz G580 with EQ Technology оказался на полтонны тяжелее AMG G 63 с 4-литровым V8

Масса аккумуляторного «Гелендвагена» перевалила за 3 тонны, что сделало его самым тяжелым в истории внедорожников G-klass

24.04.2024

«АльфаСтрахование» придумало аналог заводской гарантии для электромобилей

«АльфаСтрахование» придумало аналог заводской гарантии для электромобилей

«АльфаСтрахование» предоставит качественное обслуживание для электромобилей «АльфаВОЛЬТ»

24.04.2024

«Росатом» занялся зарядными станциями для электромобилей

«Росатом» занялся зарядными станциями для электромобилей

ГК «Росатом» купила долю в производителе зарядок «Парус электро»

23.04.2024

Американцы констатируют провал топливных элементов на легковушках

Американцы констатируют провал топливных элементов на легковушках

Что случилось с электромобилями на водородных топливных элементах?

19.04.2024

Глава CATL Робин Цзэн высказался против твердотельных аккумуляторов

Глава CATL Робин Цзэн высказался против твердотельных аккумуляторов

Китайский электрогигант CATL считает твердотельные батареи лишь отдаленной перспективой

17.04.2024

Предпочтения владельцев электромобилей в России и в США

Предпочтения владельцев электромобилей в России и в США

Российские и американские владельцы электромобилей намерены и дальше приобретать легковушки с электроприводом

12.04.2024

Возврат к списку