Кто покупает электромобили в Китае и России?

Кто покупает электромобили в Китае и России?

18 января 2019


Независимый китайский сайт недосчитался на своем рынке 210 тыс. электромобилей и гибридов


автор

Александр Климнов, фото автора, BMW, Hightech.fm, Titelbild


Продажи электрифицированных транспортных средств в Китае растут уже достаточно много лет. Однако до недавнего времени оставалось неизвестным, кто же именно раскупал это множество электромобилей и гибридов.

Новый исследовательский проект во главе с базирующимся в Пекине новостным сайтом Sina.com обнаружил, что большая часть производителей электромобилей, утверждавших, что вышли со своей продукцией на «свободный рынок», в реальности закончили свою деятельность, оснастив электромобилями лишь собственные корпоративные парки и(или) передав отдельные партии таких машин райдшеринговым и каршеринговым операторам, т.е. фактически аффилированным юрлицам.

Новейшее исследование данного рынка Sina.com провела вместе с двумя группами: также базирующейся в Пекине отраслевой торговой группой ChinaEV100, членами которой состоят самые разные отечественные производители и поставщики электромобилей и исследовательской фирмой Ways Information Technology Co., базирующейся в Гуанчжоу.

Исследование, опубликованное на прошлой неделе, охватило легковые модели с электроприводом, проданные в Китае за первые 11 месяцев 2018 года.

За отчетный период Китайская ассоциация автопроизводителей (СААМ) сообщила, что по всему Китаю было реализовано около 886 тыс. PEV (аккумуляторных электромобилей (BEV) и подзаряжаемых гибридов (PHEV)).

Однако исследование, проведенное Sina.com, показало, что за данный период частным клиентам было поставлено всего лишь 685 тыс. таких транспортных средств.

Что же случилось с остальными 201 тыс. электромобилей , засчитанными СААМ как реализованные? А они, оказывается, были распределены их производителями через различные флит-продажи.

Hightech.jpg

  Множество китайских автомобилестроителей создали дочерние компании «динамического» райдшеринга, т.е. совместного использования частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов по поиску попутчиков, например, типа Uber, т.е. своего рода совмесных «маршруток» и каршеринга (упрощенного проката), чьи парки в основном состоят из электромобилей, полученных через их учредителей.

Например, в апреле 2017 года компания BAIC Motor Corp. открыла дочернюю компанию BAIC Mobility по райдшерингу транспортных средств. К концу 2018 года она передала BAIC Mobility около 30 тыс. электромобилей.

В свою очередь Geely Automobile Holdings, создала в мае 2015 года аналогичное райдшеринговое подразделение Caocao Zhuanche, для которого поставило более 27 тыс. компактных электрических седанов.

Мировые автопроизводители также присоединились к своим китайским коллегам в развертывании поставок электрифицированных транспортных средств новым компаниями райдшеринга и каршеринга.

Так, компания BMW запустила только что в декабре сервис по прокату автомобилей в городе Чэнду на юго-западе Китая, став первым иностранным автомобильным брендом, сделавшим это в китайском городе.
p90333146-highres-reachnow-ride-hailin.jpg
Парк из 200 седанов BMW 5-й серии, половина из которых представляет собой подзаряжаемые гибриды, был отправлен для обслуживания клиентов райдшеринга.

В 2018 году продажи PEV в Китае впервые превысили планку в 1 миллион единиц, составив 1,26 млн, что на 62% больше, чем за предыдущий год.
US-L-12-2018.png

Растут продажи и процент проникновения электромобилей и гибридов и в США


Рост продаж PEV, подкрепленный солидными государственными и муниципальными субсидиями, создал для китайского правительства финансовое бремя и снизил его доходы.

Чтобы ослабить дефицит доходов, Пекин планирует свернуть субсидии для BEV и PHEV уже к концу 2020 года. Это, естественно, создаст дополнительные трудности для производителей PEV в сегменте продаж частным клиентам.

Китайская программа «углеродного кредита», которая вступила в силу в наступившем 2019 году, требует от производителей пассажирских транспортных средств расширения производства именно транспортных средств категории PEV.

Из-за таких решительных изменений в политике Пекина, большинство как отечественных, так и иностранных автопроизводителей будут просто вынуждены полагаться на свои филиалы по райдшерингу и каршерингу, чтобы реализовать через них все возрастающее (из-за обязательных квот) количество электрифицированных машин в будущем.

С другой стороны развитие райдшеринга и каршеринга, т.е. разные формы совместного использования индивидуального пассажирского транспорта (читай легковых электромобилей) как нельзя лучше вписывается во все реализуемые сейчас концепции транспорта будущего, включающего кроме электропривода, также подключаемые к информационным сетям и совместно используемые, а в среднесрочной перспективе и автономные транспортные средства, которые заменят собой ныне господствующие формы эксплуатации легковых автомобилей в виде привычного частного использования, проката и такси (с наемным водителем).
Базовый-сценарий-развития-парка-электромобилей_2016-2035.jpg
  Таким образом, электромобиль приходит в жизнь современного китайского (и не только) горожанина не только как энергетическая и экологическая, но и как мобильная альтернатива, предлагая ему принципиально иной менее затратный и социально более ответственный вариант эксплуатации индивидуального пассажирского транспорта при сохранении большей части удобств традиционных частных легковых автомобилей. И, что характерно, другого варианта у автопроизводителей для сохранения своей доли на рынке уже не остается. Так, что будущее уже наступило, а мы то и не заметили!

Конечно, на сегодня данный вариант развития рынка, при котором каждый пятый электромобиль и гибрид идет в систему райдшеринга или каршеринга, заменяя собой сразу четыре-пять обычных автомобилей, пока что смотрится как некая нишевая специфика, но очевидно, что это единственный разумный выход для мировой цивилизации в плане борьбы с глобальным потепление и улучшением качества жизни, в определенном смысле противоположном навязанной американской индивидуалистической моделью капитализма системой ценностей.
Прогноз-развития-рынка-электромобилей-в-России-2015-2025.jpg
Интересно, что при «наличии отсутствия» электромобилей у нас в стране (фактически выступающих либо в качестве пилотных инновационных проектов властей, либо модных гаджетов для состоятельных и продвинутых граждан) идеи каршеринга, да и райдеринга находят все больше поклонников, особенно у более молодой и образованной части общества и особенно в крупных городах. Так Москва выдвинулась в число мировых городов-лидеров по распространению системы каршеринга.
Прогноз-продаж-и-парка-электромобилей-в-России_2015-2025.jpg
Кстати, проблема развития беспилотников, т.е. автономных робокаров также вплотную увязывается специалистами с необходимостью иного подхода к их использованию, при котором именно каршеринг и райдеринг (карпулинг) наиболее рациональны и позволяют снизить стоимость транспортных услуг при расширении их предложения (не требуются водительские права и индивидуальное ОСАГО) в том числе за счет подключения транспортного средства к информационным сетям всех типов. В дальнейшем клиенты таких систем будут полностью избавлены от проблем с подзарядкой и сервисом транспортных средств (как сейчас на общественном транспорте, ведь никого из пассажиров не волнует где и как заправляются и обслуживаются автобусы). Во всяком случае все специалисты по данным проблемам однозначно говорят о синергии всех этих направлений: отсюда электромобиль – это транспортное средство более высокого уровня развития цивилизации, научившейся обеспечивать индивидуальный комфорт при соблюдении общественных интересов, а не слепое потакание частнособственническим инстинктам.
У коммерческого транспорта, ориентирующегося на все более точное и качественное удовлетворение индивидуальных запросов клиентов также нет другого пути, кроме цифровизации и автоматизации логистических процессов (по некоторым данным доля подключенных новых LCV, грузовиков и автобусов уже доходит до 100%), что также должно снизить транспортные и экологические издержки. В этом направлении у нас в стране тоже кое что начало делаться, но пока что зачастую не выходит за пределы достаточно скромных экспериментов, за исключением цифровизации, бок о бок идущей с развитие подключенных ТС.
В отношении же типа энергетических установок даже в среднесрочной перспективе для нашей страны представляется более оптимальным использование на всех видах транспорта природного газа (преимущественно в сжиженном виде, т.н. LNG), кстати, не исключающего и перевода автомобильного транспорта на экологически чистые транспортные средства типа FCEV (в более дальней перспективе и на водороде).

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Предпочтения владельцев электромобилей в России и в США

Предпочтения владельцев электромобилей в России и в США

Российские и американские владельцы электромобилей намерены и дальше приобретать легковушки с электроприводом

12.04.2024

Парк московских электробусов превысил 1,6 тысячи

Парк московских электробусов превысил 1,6 тысячи

В Москве эксплуатируются уже более 1600 электробусов российского производства

10.04.2024

Tesla запустит Robotaxi вместо бюджетного электромобиля Model 2

Tesla запустит Robotaxi вместо бюджетного электромобиля Model 2

Tesla отменила проект дешевого электромобиля в пользу проекта роботакси

08.04.2024

«Росамтом» создал универсальный аккумулятор для электротранспорта

«Росамтом» создал универсальный аккумулятор для электротранспорта

«Росатом» показал на «Атомэкспо-2024» универсальную аккумуляторную батарею для электротранспорта

26.03.2024

АВТОВАЗ запатентовал логотип e-Largus

АВТОВАЗ запатентовал логотип e-Largus

Электромобили e-Largus получат собственный логотип

20.03.2024

Apple отступилась от проекта электромобиля и робокара Titan

Apple отступилась от проекта электромобиля и робокара Titan

Убытки по закрытому проекту электромобиля Titan компании Apple составили свыше $10 миллиардов

04.03.2024

Электрические ситибусы «ГАЗель e-City» сделали шаг к серии

Электрические ситибусы «ГАЗель e-City» сделали шаг к серии

Горьковский автозавод выпустил опытно-промышленную партию электробусов малого класса «Газель е-Сити»

01.03.2024

Возврат к списку