С точки зрения сервиса электромобиль – это вообще не автомобиль
11 октября 2023
Продажи электромобилей в РФ в сентябре выросли в 8,4 раза – главные тренды и особенности их обслуживания в РФ
Александр Климнов, фото автора и avtostat.ru
В обновленной «Стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2035 года» говорится, что к 2030 году электромобили могут занять 15% отечественного авторынка. Еще пару лет назад такие цифры казались многим фантастическими, но сегодня они уже не вызывают удивления в дилерском сообществе, которое начинает активнее брать в работу эти новые продукты. По данным агентства «АВТОСТАТ», в России числится около 26 тыс. электромобилей (на 01.07.2023), при этом эксперты прогнозируют дальнейший активный рост в этом сегменте.
Из трендов, характеризующих особенности в работе дилеров с электрокарами, управляющий директор Frank Auto Ирина Франк, выступая на форуме «СarX. Революция в автобизнесе», отметила следующие: – предпродажная подготовка электрокара полностью отличается от предпродажной подготовки автомобиля с ДВС.
Электромобиль – это вообще не автомобиль.
Это гаджет, в который надо закачивать приложения, вставлять карты, «прошивать», обновлять – только после этих манипуляций вы сможете пользоваться всеми теми возможностями, который он может давать;
– у BEV – другое регламентное техническое обслуживание. Очень много ошибок снимается через перезагрузку программного обеспечения (как у офисного компьютера); – для электромобиля очень важно использовать качественные зарядные станции. Хорошо, когда при покупке электрокара продавец обеспечивает клиента и зарядной станцией, и хорошим переходником – чтобы можно было подключаться к станциям с разными разъемами;
– для реанимации полностью разряженного автомобиля нужно иметь особые навыки;
– диагностика электромобилей с помощью профессиональных диагностических приборов в современных геополитических условиях – это тоже отдельная наука (как обойти через VPN и пр.);
– важно понимать, что для покупателей – это совершенно новый продукт. И несмотря на то, что электромобиль по регламенту должен заезжать на сервис достаточно редко (у многих в первый год технического обслуживания рекомендована только замена фильтра кондиционера, во второй – замена тормозной жидкости и масла в редукторе, в четвертый – замена антифриза в системе охлаждения) – дилер должен быть готов к тому, что встречаться с клиентом в первый год после продажи придется чаще. Не исключено, что даже раз в месяц; - основные причины обращения за обслуживанием: диагностика, восстановление и ремонт высоковольтных батарей; работа с программным обеспечением (забыли какую-то команду на китайском и др.), активация скрытых функций (повод пообщаться с мастером по поводу своего гаджета), шиномонтаж и балансировка.
Кстати, рынок новых электромобилей (не старше 3 лет и впервые вставших на учет в РФ) продолжает стремительно расти. По данным АО «ППК», в сентябре 2023 года в России было реализовано 1757 новых автомобилей на электротяге – в 8,4 раза больше, чем год назад. Это рекорд за всю историю данного сегмента рынка.
В марочном рейтинге лидерство сохранил китайский бренд Zeekr. В начале осени россияне приобрели 648 таких электромобилей. На втором месте, со значительным отставанием, идет Volkswagen (235 ед.). На третьей позиции расположился отечественный Evolute (190 ед.). В пятерку лидеров вошли еще Tesla (117 ед.) и Hongqi (91 ед.). Что касается модельного рейтинга, то стоит отметить, что сразу три представителя бренда Zeekr вошли в десятку самых популярных электрокаров у россиян в сентябре 2023 года. На первой строчке с результатом в 529 ед. расположилась модель Zeekr 001. Далее следуют Volkswagen iD.4 (151 ед.), Evolute i-PRO (139 ед.), Hongqi e-HS9 (90 ед.) и Volkswagen iD.6 (80 ед.). В Топ-10 также вошли Tesla Model Y (67 ед.), Zeekr X (61 ед.), Zeekr 009 (58 ед.), Evolute i-JOY (51 ед.) и Voyah Free (50 ед.).
За 9 месяцев 2023 года в России было продано 8752 электромобиля – в 4,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
P.S. Итак, внедрение электромобилей в нашей стране – совсем не простой процесс со своими «подводными камнями», собственно это было понятно давно, но только теперь все нюансы процесса становятся полностью проясненными... Ну а многократный рост продаж говорить о том, что вскоре они начнут касаться гораздо большего количества автомобилистов.