В России придумали как уйти от токсичного лития в аккумуляторах

В России придумали как уйти от токсичного лития в аккумуляторах

28 сентября 2023


Российские ученые синтезировали новый материал для натрий-ионных аккумуляторов


автор

Александр Климнов, фото motor.ru



В последние годы резко возрос интерес к созданию натрий-ионных аккумуляторов, альтернативных уже привычным литий-ионным батареям, к тому же отличающимся повышенной морозостойкостью.

Натрий (11-й номер в периодической таблице Менделеева и 6-й по распространенности в земной коре – авт.) – более дешевая альтернатива литию, в том числе для анода – электрода отрицательного заряда, который выступает «антиподом» катода, т.е. положительно заряженным электродом. Ионы натрия во время заряда аккумулятора перемещаются от катода к аноду через электролит (проводник электрического тока), а во время разряда – от анода к катоду.

Ученые из Института неорганической химии им. А. В. Николаева Сибирского отделения Института неорганической химии (СО) РАН попытались создать такой материал из дисульфида молибдена, который используется в качестве смазки для двигателей, и графена – двумерного кристалла, состоящего из одиночного слоя атомов углерода, собранных в гексагональную решетку. Задача исследователей состояла в том, чтобы путем точных замен или удаления атомов химических элементов в синтезируемом материале задавать ему такие характеристики (емкость, стабильность, длительность работы), которые позволят ионам натрия эффективно взаимодействовать с ним.

Кандидат физико-математических наук Анастасию Федоренко цитирует Российский научный фонд: «Мы можем убрать атом серы или молибдена из материала, и у нас появятся пустые места, так называемые “вакансии”. В них мы помещаем атомы других химических элементов, например, азота, никеля, селена или кобальта. Любые наши действия будут изменять реакционную активность и электропроводность материала, влияя на его функциональные характеристики».

Емкость аморфных углеродных материалов, используемых в качестве анода литий-ионных аккумуляторов, обычно не превышает 300 миллиампер-часов на грамм (мА·ч/г), при этом такие материалы теряют порядка 20 % своей емкости после 1000 циклов работы аккумулятора.

Как показали эксперименты, проведенные с использованием синхротронного излучения, новый материал демонстрирует хорошую стабильность (способность сохранять свои свойства с течением времени) и высокую энергоемкость на уровне 320 мА·ч/г, при этом его свойства сохраняются на протяжении 1200 циклов заряда и разряда аккумулятора.

Так, что новый материал, с высокой вероятностью, найдет коммерческое применение, в том числе, очевидно, и в ячейках тяговых аккумуляторных батарей для электромобилей и электробусов.

Кстати, китайская фирма CATL (Contemporary Amperex Technology Co., Limited) – крупнейший поставщик батарей для электромобилей, сотрудничающий с BMW, Mercedes-Benz, Geely и десятком других производителей по всему миру, представила в августе LFP-батарею, поддерживающую токи 4С, позволяющую сверхбыструю зарядку с 0% до 80% всего за 10 минут, что позволяет BEV проезжать до 700 километров. При этом плотность энергии у получившейся батареи относительно невелика – только 160 Вт·ч на килограмм против 285 Вт·ч на килограмм в среднем у литий-ионных ячеек.
1.gif
Массовое производство аккумуляторов, получивших название Shenxing (что-то вроде «божественной скорости»), начнется до конца этого года. А первые электромобили с такими батареями появятся на рынке в I квартале 2024-го.

P.S. Отечественная электротехническая, электронная и автомобильная промышленность в условиях санкций особенно остро нуждается в собственных ноу-хау, которые должны повысить технологический уровень выпускаемой продукции, включая автомобильную. Кстати, морозоустойчивость натрий-ионных аккумуляторов (при –20°С сохраняет свыше 90% емкости) для нашего климата – одна из принципиально важных характеристик!

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Российский электромобиль «Атом» могут начать выпускать в Китае

Российский электромобиль «Атом» могут начать выпускать в Китае

Российское АО «Кама» и китайская XY Group создадут СП по выпуску электромобиля «Атом»

24.07.2024

Китайская FARIZON Auto выпустила первую партию тяжелых водородных грузовиков Xinghan G

Китайская FARIZON Auto выпустила первую партию тяжелых водородных грузовиков Xinghan G

Китайская компания FARIZON Auto начала серийное производство грузовиков  

19.07.2024

Lucid Air модели 2025 года показал рекордную эффективность для серийных электромобилей

Lucid Air модели 2025 года показал рекордную эффективность для серийных электромобилей

На 1 кВт∙ч электромобиль Air Pure способен проехать 8 км по североамериканскому циклу EPA

17.07.2024

Московский парк электробусов достиг 1760 машин на 130 маршрутах

Московский парк электробусов достиг 1760 машин на 130 маршрутах

Количество столичных электробусов в июле 2024 года достигло 1760 ед., которые работают на 130 маршрутах

11.07.2024

На «ИННОПРОМ-2024» показали электрический и гибридный «Уралы»

На «ИННОПРОМ-2024» показали электрический и гибридный «Уралы»

АЗ «УРАЛ» развивает проекты электрического и гибридного транспорта

10.07.2024

Цену менее $25 000 за Jeep Renegade EV 2027 года аналитики посчитали труднодостижимой

Цену менее $25 000 за Jeep Renegade EV 2027 года аналитики посчитали труднодостижимой

В концерне Stellantis надеются уложить цену будущего Jeep Renegade EV 2027 года в 25 тысяч долларов за счет применения LFP-аккумуляторов

28.06.2024

На выставке RENWEX'24 показали различный электротранспорт и обсудили развитие альтернативной энергетики

На выставке RENWEX'24 показали различный электротранспорт и обсудили развитие альтернативной энергетики

Компания Dongfeng EV продемонстрировала на RENWEX'24 линейку коммерческих электромобилей

21.06.2024

Возврат к списку