Введение налогов на электромобили в Норвегии может сорвать окончательное «озеленение» автопарка к 2030 году

Введение налогов на электромобили в Норвегии может сорвать окончательное «озеленение» автопарка к 2030 году

6 ноября 2023


Норвежский рынок новых легковушек почти полностью электрифицирован, но налоги могут затянуть электрификацию парка


автор

Александр Климнов, фото elbil.no



По данным Норвежского национального автостатистического агенства (OFV) в сентябре 2023 года в этой стране было зарегистрировано 10 342 ед. новых легковых автомобиля, что на 4304 (–29,4%) меньше, чем в сентябре 2022 года.

За три квартала текущего года было зарегистрировано 95 497 новых легковых автомобилей, что на 7,1% меньше, чем за аналогичный период 2022 года.

Доля легковушек с нулевым уровнем выбросов в сентябре составила 87% (9280 ед. включая 280 импортированных BEV с пробегом), а с начала года их доля составила 83,4%. При этом продажи новых легковых BEV упали в сентябре на 25%, а с начала года – на 8,9%, до 80 960 ед.

А вот гибриды как подключаемые (PHEV), так и не подключаемые (HEV) на местном рынке падают. Так, в сентябре их суммарные продажи обвалились на 57,3% до 1059 ед. (доля 10,2% против 16,9% в сентября 2022-го), а за три квартала – на 22,9% до 12 326 ед., т.е. до 12,9% от всего рынка (против 15,5% за аналогичный период прошлого года.

Кроме того, в сентябре было продано 636 электровэнов (–14,1%), а с начала года – 6400 ед. (+46,4%), так что и сегмент LCV в Норвегии стал активно электрифицироваться.

Доля обычных автомобилей (ICE) с бензиновым ДВС составила в сентябре практически призрачные 0,8% (93 ед.), а с дизельными – 1,7% (190 ед.).

В результате средние выбросы CO2 для всех легковых автомобилей, зарегистрированных в сентябре, составили всего лишь 10,8 г/км по WLTP циклу. При этом средние выбросы по бензиновым автомобилям составили 118 г/км, а по дизельным авто – 176 г/км, причем, у последних они возросли на 13 г/км к прошлому году, что можно объяснить увеличением доли более тяжелых внедорожников и пикапов среди оставшихся на рынке немного численных ICE.

Кстати, доля корпоративных продаж легковушек за три квартала составила 42,4% против 42% годом ранее. Доля легковых автомобилей с полным приводом составила в сентябре 69,1% (7144 ед.), а с начала года – 65%, что примерно столько же, сколько и в 2022-м.

Именно Норвегия первой в мире идет к почетному статусу страны с полностью электрифицированным рынком новых легковушек, причем, это должно произойти ранее вступления в силу официального запрета на продажу ICE в 2025 году. Так и представляется торжественная церемония продажи последнего нового автомобиля (ICE), который наверняка будет дизельным, однако… в минувшую пятницу, 20 октября, агентство Oslo Economics (OE) представило новый отчет, в котором анализируется, что означают намечаемые изменения в налогах на покупку и использование автомобилей в Норвегии. Так, в докладе показано, что повышение налогов на электромобили замедлит переход на легковые машины с нулевым уровнем выбросов и, таким образом, повлияет на темпы этого «зеленого» сдвига на автотранспорте.
PEVs_in_use_Top_countries_&_regional_markets_2022.gif

Доля легковых машин с электроприводом в парке самая высокая именно в Норвегии (по состоянию на начало 2023 года) – и только отмена налоговых льгот может затормозить данный процесс

В свое время именно правительство Норвегии ввело самый «жирный» пакет льгот покупателям электромобилей (включая движение по выделенным полосам, бесплатную зарядку и парковку, а также езду по автомагистралям и пользование паромными переправами), что во многом и привело к столь бурному «зеленому» переходу ее жителей с обычных машин с ДВС на электрические, однако, поддерживать льготы до бесконечности не может бюджет даже такой богатой страны как Норвегия.

Так, начиная с 2007 года поступления от налогов (включая НДС, дорожный налог, страховые сборы, сборы за перерегистрацию и проч.), которые были источниками финансирования бюджета и финансирования проектов развития инфраструктуры и общественного транспорта, снизились на 40 млрд норвежских крон, из которых 30 млрд норвежских крон пришлось на сокращение доходов от единовременного налога (НДС на покупку нового автомобиля).

Получается, что в законопроекте речь идет фактически о возврате к практике высоких налогов на личный транспорт (для более точного учета предлагается внедрение спутниковой системы контроля за передвижением электромобилей – дорожный налог с которых будет списываться по их массе и фактическим передвижениям, в отличие от обычных авто, налог с которых «вшит» в стоимость топлива), которая в свое время накручивала фактическую цену легкового автомобиля на норвежском рынке вдвое против его цены, например, в ФРГ.
Top_EV_market_share_2022.gif

Норвегия – мировой лидер по доле легковых машин с электроприводом на рынке (по итогам 2022 года), а уже в 2024 году ее рынок может стать полностью электрифицированным

Норвежские эксперты отмечают, что страна с «озеленением» рынка новых легковушек фактически справилась именно благодаря щедрым льготам, однако, немедленное повышение налогов на новые электромобили может привести к тому, что обычные бензиновые и дизельные автомобили теперь станут эксплуатироваться до последней возможности, что отсрочит достижение автопарком страны (доля электромобилей в парке в 2022 году составляла 20%) фактической «безэмиссионности» за 2030 год – доля электромобилей тогда составит 61% и свыше 80% к 2035 году. Согласно опросам – 66% норвежцев привлекает в электромобилях именно их сокращенные эксплуатационные расходы по сравнению с обычными авто, а вот экология находится на втором месте.

Напомним, что на транспорт в Норвегии приходится 30% выбросов парниковых газов, из которых половина приходится на автотранспорт, так что специалисты призывают власти не останавливаться «перед финишной чертой» и сохранить низкий уровень налогов на машины с нулевыми выбросами, особенно на фоне повышения ставки Центрального Банка Норвегии с нулевого уровня еще в 2021 году до 3-х процентов с марта 2023 года, что уже заставляет рядовых норвежцев затянуть пояса и оказываться от приобретения новой машины.

Несомненно, что налоги на электромобили по ряду позиций, включая страхование, парковку, проезд по платным магистралям и паромы (важный аспект для изрезанной фьордами страны) рано или поздно, но придется выравнивать с обычными легковушками с ДВС, включая и налог на электроэнергию, который можно рассматривать как прямой аналог налога на ископаемое топливо, однако, слишком резкие телодвижения налоговиков, например, принятие НДС в 25% для единовременного налога на электромобиль при его цене свыше 500 тысяч крон, что удорожит более дорогие модели BEV на величину от 12 до 20%, действительно, могут оттолкнуть от машин с электроприводом многих покупателей, что чревато обвалом рынка новых легковушек на 17% (электромобилей – на 21%), тогда как в 2019-2022 гг. рынок переживал бум рекордных продаж и рос, примерно, на четверть каждый год, в том числе и на фоне дефицита новых BEV, которые многие норвежские граждане с выгодой для себя перепродавали с целью заработать, так как цены на малоподержанные машины на вторичном рынке были едва ли не выше, чем в автосалонах на новые…

P.S. Проблемы, казалось бы, далекой Норвегии в данных аспектах интересны как своего рода «пилотный проект», на котором стоит поучиться властям всех стран, ориентированных на массовую электрификацию автотранспорта.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Электромобиль Xiaomi SU7 Ultra обновил рекорд Нюрнбургринга

Электромобиль Xiaomi SU7 Ultra обновил рекорд Нюрнбургринга

Электроспорткар Xiaomi SU7 Ultra бьет один рекорд Нюрнбургринга за другим

30.06.2025

Электроспорткар Xiaomi SU7 поставил в Нюрбургринге очередной рекорд

Электроспорткар Xiaomi SU7 поставил в Нюрбургринге очередной рекорд

Серийный электромобиль Xiaomi SU7 Ultra побил рекорд «Большой петли» Нюрбургринга для всех четырехдверных автомобилей и для всех электромобилей

13.06.2025

На улицы Москвы вышли 12 электробусов КАМАЗ-52222 нового поколения А5

На улицы Москвы вышли 12 электробусов КАМАЗ-52222 нового поколения А5

До конца 2025 года в столице появятся 400 электробусов пятого поколения

12.06.2025

Почему Евросоюз не должен отказываться от своего запрета ДВС в 2035 году

Почему Евросоюз не должен отказываться от своего запрета ДВС в 2035 году

Эксперт Джулия Полисканов рассуждает о перспективах европейского автопрома в свете смягчения или отказа ЕС от запрета к 2035 году авто с ненулевым выхлопом

11.06.2025

Одноместный электромобиль Mibot за $7000 стал хитом в Японии

Одноместный электромобиль Mibot за $7000 стал хитом в Японии

Одноместный электроситикар «мибот» стартапа KG Motors бросает вызов самой «Тойоте»

10.06.2025

Китайское судно-автовоз Morning Midas с тремя тысячами машин горит в Тихом океане

Китайское судно-автовоз Morning Midas с тремя тысячами машин горит в Тихом океане

Из-за возгорания электромобиля судно-автовоз Morning Midas может полностью сгореть в Тихом океане

05.06.2025

«Гелик» с питанием от розетки не зашел традиционным клиентам

«Гелик» с питанием от розетки не зашел традиционным клиентам

Электрический Mercedes-Benz G 580 with EQ Technology стал рыночным провалом

05.06.2025

Возврат к списку