Глобальный опрос автомобилистов компанией Deloitte показал, что большинство из них пока еще боится электромобилей
Александр Климнов, фото e-vehicleinfo.com
Проведенное компанией Deloitte «Глобальное исследование потребителей автомобильной продукции в 2022 году» основано на ответах более чем 26 000 потребителей из 25 стран, собранных в период с сентября по октябрь прошлого года.
В ходе исследования изучались вопросы, затрагивающие автомобильный сектор, включая передовые технологии, устойчивое развитие, ожидаемые цены на новые автомобили, онлайн-покупки и услуги мобильности.
Опрос выяснил, что в то время как автопроизводители продвигаются к новым технологиям, потребители, опасающиеся ограниченного запаса хода электромобилей (BEV) и недостаточного числа зарядных станций, а также несовершенства беспилотников, продолжают тяготеть к традиционным автомобилям с двигателем внутреннего сгорания (ICE).
Только в США около 69% потребителей говорят, что ожидают того, что их следующая машина все еще будет автомобилем с ДВС. И, несмотря на растущий интерес к экологичности во всем мире, более половины американских потребителей (53%) не желают платить более $500 за альтернативные технологии силовой установки.
В пресс-релизе Deloitte, в котором обобщены выводы отчета, говорится: «В то время как автомобильный сектор сосредоточен на будущей устойчивой электрической мобильности и возвращении к своим допандемическим темпам роста, основными потребительскими ценностями остаются привычность и доступность.
Это иллюстрируется общим сопротивлением потребителей в отношении расходов на передовые технологии, включая автономное вождение, повышенную безопасность и возможности подключения».
Электрофикация автомобиля
На вопрос о ДВС и электрических силовых агрегатах потребители дали следующие ответы:
• Растущая озабоченность по поводу изменения климата и сокращения выбросов постоянно входит в число двух главных мотивов для перехода на электромобили среди потребителей в США, Германии, Японии, Корее, Индии и Юго-Восточной Азии.
• Интерес потребителей к аккумуляторным электромобилям (BEV) наиболее высок в Корее (23%), Китае (17%) и Германии (15%), а японские потребители (48%) отдают наибольшее предпочтение гибридным и подключаемым гибридным электромобилям (HEV/PHEV), за ними следует Корея (35%).
• Большинство тех, кто планирует использовать PEV, рассчитывают заряжать свои машины дома, особенно в Японии (76%), Индии (76%), США (75%) и Германии (70%). Спрос на общественные зарядки наиболее высок в Корее (38%) и Юго-Восточной Азии в целом (29%).
• Среди тех, кто планирует заряжать свои автомобили дома, две трети (66%) американцев полагаются на традиционные электросети. Между тем, потребители в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии планируют использовать как обычные электросети, так и автономные возобновляемые источники энергии [солнечные панели и ветряки – авт.].
• Запас хода – главная проблема, связанная с электромобилями, среди потребителей в Германии (24%), Китае (22%) и США (20%). Отсутствие общественной зарядной инфраструктуры является главным сдерживающим фактором в Азии (Юго-Восточная Азия – 28%, Корея – 26%, Индия – 23% и Япония – 19%).
• Американские потребители ожидают, что полностью заряженные электромобили смогут проехать до 500 миль (805 км), в то время как для жителей Китая, Японии и Индии приемлемым является запас хода около 250 миль (403 км).
Вице-председатель Deloitte и руководитель автомобильной отрасли США г-жа Карен Боуман говорит: «Автомобильная промышленность продолжает доказывать свою устойчивость, поскольку пандемия затронула практически все аспекты бизнеса. Несмотря на эти проблемы, отрасль сохранила приверженность электрической мобильности. Растущий интерес потребителей к более экологичной жизни, а также растущие цены на ископаемое топливо создают привлекательные возможности для производителей электромобилей. Автопроизводители должны донести до потребителей это ценностное предложение и развить необходимую зарядную инфраструктуру, чтобы обеспечить успех на рынке и создать по-настоящему электрифицированное будущее».
Приобретение автомобиля
Потребители все еще предпочитают приобретать новые автомобили оффлайн [т.е. посещая шоу-румы автосалонов – авт.], а не через виртуальные платформы. Однако онлайн-торговля становится все более популярной благодаря удобству, скорости и простоте использования:
• Пандемия COVID-19 значительно повлияла на решения о покупке автомобиля для потребителей в Индии и Юго-Восточной Азии (64% и 63% соответственно), в то время как более двух третей американских потребителей (69%) утверждают, что пандемия не повлияла на их планы покупки автомобиля.
• Потребители в Индии (45%) и Юго-Восточной Азии (31%) отмечают возросшее желание приобрести автомобиль, чтобы не пользоваться общественным транспортом, но только 14% американских водителей сообщили о том же [тем не менее, в разгар пандемии в 2020-м многие из них покупали электромобили только потому что брезговали пользоваться заправочными пистолетами на заправках, тогда как зарядные вилки и шнуры у «электричек» индивидуальные – авт.].
• Личный визит в автосалон остается предпочтительным способом приобретения автомобиля, в том числе для трех четвертей (75%) американских потребителей. Еще более приоритетными оффлайн-покупки остаются в Юго-Восточной Азии (80%) и Германии (78%).
• При этом при виртуальной покупке потребители в большинстве стран предпочтут покупку у официального дилера, в том числе в США (48%) [в этой стране, вообще-то действует запрет на прямые продажи машин самим производителем с чем жестко столкнулась несколько лет назад Tesla – авт.]. Японские потребители, напротив, предпочитают (49%) покупать машину непосредственно у производителя.
• Исследование также показало, что варианты совместной мобильности, включая подписку на транспортные средства и совместные поездки, медленно возвращаются на допандемический уровень, поскольку владение личным автомобилем сохраняет свои позиции как наиболее желательный вид транспорта в сравнении с любым видом общественного транспорта [точнее вновь стало приоритетным из-за санитарных соображений – авт.].
Удобство чаще всего стимулирует виртуальные продажи автомобилей в Корее (68%), Японии (41%), Германии (40%) и США (39%). Простота пользования сервисом занимает первое место среди потребителей в Китае (33%), а также в Индии (27%) и США (25%) [еще недавно визит к автодилеру для рядового американца по негативности эмоций был сравним с визитом к стоматологу – авт.].
Портал «Автомаркетолог» опубликовал мнения российских дилеров касательно развития рынка электромобилей в мире и у нас в стране [авторский стиль сохранен – авт.].
Автоэксперт автоподбора «Форсаж» Илья Ушаев: «Занимаюсь электромобилями – поставляю их из Китая, Америки и Японии. Сейчас запускаю свое производство электромобилей отечественных. В связи с этим могу сказать что государству и производителям выгодно переходить на электромобили, и это будет сделано независимо от потребителей, так как для производства «электричек» это в несколько раз сокращает издержки на персонал и на гарантийные издержки, плюс деталей меньше надо движимых. Все перейдут на электромобили, потому что заводы [в Европе и других регионах – авт.] в 2030 году не собираются выпускать другие авто. Проблема сейчас в «батарейках» – как только они смогут по 1000 км проезжать и заряжаться полностью за 15 минут и служить по 10 лет. Сейчас огромная происходит война на этом поприще.
1) Тесла выпускает авто за 38 секунд.
2) Делает беспилотники.
3) В РФ есть уже помимо «Алмаз-Антея» компании, которые делают электромобили. В РФ всеми способами во всех СМИ подпитывается информация про электромобили и почему они хорошие. Осталось только инфраструктуру по заправкам сделать – и все будет хорошо. ДВС-авто [ICE – авт.] станут дешевле и никому не нужные, как лошади ушли на второй план, когда пришли авто. Повторюсь, технология электромобиля не новая, а старее чем ДВС, просто инфраструктуры пока не было – далее будет, и новый электрокар станет стоить по 1 500 000 руб. за паркетник. И все пересядут как миленькие. Плюс поддержка от государства в 625 000 руб. поможет это сделать еще быстрее».
Генеральный директор ВОСТОКЭНЕРГОСЕРВИС Денис Преснухин: «Переход на электромобили в ближайшей перспективе не замедлится, напротив, ускорится. Тому есть несколько причин:
1. В сторону электромобилей развернулись крупные производители. Многие анонсировали прекращение выпуска новых автомобилей, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, в ближайшие 10 лет, перенастроили свои производственные программы и уверенно двигаются к намеченной цели. Так Volvo cars заявила о намерении к 2030 году выпускать автомобили только на электрическом ходу. Внести изменения в данные программы – практически невозможно.
2. Из-за фокуса на электротранспорте, производители постоянно улучшают технологии, превращая электромобили из внутригородской диковинки в полноценный транспорт. Так, Merсedes представила электромобиль с запасом хода более 1000 км, устранив основной недостаток этого вида транспорта – ограниченный радиус.
3. В сторону электромобилей развернулись страны. Регуляторы различных стран уверенно двигают рынок в сторону электротранспорта. Пионером, конечно, является Норвегия. Так, В прошлом году рынок электромобилей там вырос на 48%, два из трех проданных в стране новых автомобилей были электрическими, сообщает Euronews. Среди лидеров рынка – Тесла с 11,5% рынка и Фольксваген с 9,4%. Норвегию уже называют мировым центром электротранспорта. Страна-экспортер нефти планирует к 2025 году прекратить продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), активно стимулирует их продажу, и усиленными темпами развивает инфраструктуру электрозаправочных станций, без которых амбициозные планы по электрификации автотранспорта невозможны. Сейчас в стране около 16 000 электрозаправочных станций, что составляет порядка 9% от их количества по всей Европе. Это тем более впечатляет, если вспомнить, что население Норвегии — всего лишь 0,7% (5 млн – авт.) от общего населения Европы.
4. Остальные страны, в том числе и Россия, также двигаются в направлении приоритетного развития электротранспорта, ведь он делает современные города чище и приятнее для жизни уже сегодня, соответствует долгосрочному запросу общества на бережное отношение к окружающей среде. Снижение налогов, льготы на стоянку – это еще не все меры. Главное, что делается сейчас, но пока не заметно широкому кругу автолюбителей – начало развития крупных сетей электрозаправочных станций в рамках утвержденных федеральных программ.
Таким образом, в ближайшее время мы увидим и достаточное количество электрозаправочных станций и доступные и достойные по характеристикам электромобили, льготы по их приобретению и владению, а также не будем забывать про соответствие электротранспорта запросу общества на экологичность городской среды. И даже те автолюбители, которые сейчас пока еще не замечают такого явления, как электротранспорт, не рассматривают его, столкнутся с ним при следующей покупке машины, смогут сделать выбор в его пользу и не пожалеют об этом».
Генеральный директор ГК «АВТОDOM» Андрей Ольховский: «В настоящий момент электрокары в России еще не получили повсеместного распространения. По состоянию на декабрь 2021 года доля электромобилей на российском авторынке составляет лишь 0,4% (около 12,3 тыс. [реально в 1,5 раза меньше, даже с учетом машин с пробегом – авт.]). Хотя подобные показатели по сравнению с другими странами достаточно скромны (в Китае только за 2021 год было продано 2,9 млн электрокаров), они растут быстрыми темпами. Например, спрос на электромобили среди россиян за 2021 год увеличился в 5 раз по сравнению с 2020 годом. Но дальнейшее распространение электрокаров в России может замедлиться по нескольким причинам.
Например, из 1000 действующих российских зарядных станций более 80% находятся в Москве и Санкт-Петербурге, в то время как в некоторых регионах они вообще отсутствуют. Для улучшения инфраструктуры в конце августа 2021 года была принята Концепция по развитию производства и использования электромобилей в России, которая предполагает увеличение числа зарядных станций до 9 тысяч к 2024 году. Однако позитивный эффект от этой инициативы проявит себя не сразу, поскольку разветвленная система «зарядок» потребует дополнительных вложений на отладку и эксплуатацию. Также увеличению числа электромобилей не способствует потенциальное введение повышенных ставок утильсбора на новые электрокары (в 9 раз), которое приведет к дополнительному росту цен.
Расширение сети зарядных станций и сохранение текущего размера утильсбора может положительно сказаться на планомерном развитии сегмента электрокаров в России. Так, с точки зрения эксплуатации, автомобили на электротяге обладают свойствами, важными в российских условиях. Во-первых, запас хода электромобиля в зависимости от модели может достигать 600 километров, которых достаточно для поездки за город. Во-вторых, электрокары оставляют меньший углеродный след и шумовые загрязнения по сравнению с автомобилями, оснащенными ДВС. Более того, за счет высокого крутящего момента, который полностью доступен со старта, электромобили разгоняются до 100 км/ч за 5,4 с, опережая по этому показателю классические авто.
Отметим, что на данный момент в России список официально продаваемых электрокаров весьма ограничен и представлен моделями премиум-сегмента такими как Porsche Taycan, Audi E-Tron и Jaguar I-Pace. Несмотря на достаточно высокую стоимость (от 6 млн руб.), данные автомобили пользуются популярностью у потребителей за счет своих технических качеств, надежности сборки и комфортного передвижения. Таким образом, электромобили обладают характеристиками, способными обеспечить им значительную долю на авторынке России, однако из-за внутренней специфики повсеместное распространение электрокаров в нашей стране займет больше времени, чем за рубежом».
P.S. Кратко перефразировать выводы наших автодилеров можно так: «Запад уже окончательно приговорил авто с ДВС и после 2030 года никаких иных машин кроме «электричек» не останется вообще (на заставке линейка электромобилей Toyota к 2030 году), а при тотальной любви наших более или менее состоятельных соотечественников к заграничному («А сало русское едят!» – С.М.Михалков) им тоже придется покупать «машинки на батарейках». Здесь проблема в том, что никаких градостроительных «поползновений на поприще» повсеместного устроения «электрозаправочных» станций нет, не считая заявленных в «Концепции» на 2024 год – 9,4 тыс. зарядных станций (ЭЗС) из которых 2,9 тыс. быстрых зарядных станций (БЭЗС), и к 2030 году – не менее 72 тыс. ЭЗС, из которых не менее 28 тыс. БЭЗС. Учитывая, что больше 20–25 «электричек» в сутки даже БЭЗС обслужить не в состоянии (если только процесс зарядки к тому времени не сократится до 5–10 минут), а ЭЗС будут обслуживать преимущественно один электромобиль или, в лучшем случае, 1,2-1,5 машины/сут., то можно прикинуть их парк к 2030 году: ~550–750 тыс., т.е. 10-15% от всего автопарка к тому времени.
P.P.S. Если же произойдет очередное технологическое чудо, ну или революция – как кому больше нравится, и аккумуляторы улучшатся по всем потребительским характеристикам (цена/емкость/долговечность) в 2 раза (по совокупности всех качеств получается едва ли не на порядок), то скептицизм автомобилистов, конечно, будет преодолен, но все может упереться в дефицит электричества, которое (особенно высокоамперно-высоковольтное в БЭЗС) будет стоить уж никак не меньше нынешнего высокооктанового бензина на АЗС. Но здесь, скорее всего, будет игра тарифами, при которой заряженные относительно дешевым ночным электричеством «электромобили» в утренние и вечерние пики даже смогут отдавать дорогое электричество обратно в городскую сеть. И при этом нельзя исключать (в странах Запада) лимитирования энергопотребления в стиле Второй мировой войны (галлон топлива на легковой автомобиль в неделю – как это было в США).
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка
Американские пожарные и экологи говорят о повышенной сложности тушения и вредных последствиях сгоревших в калифорнийских пожарах аккумуляторов электромобилей