Водителям прикрепят КБМ

Водителям прикрепят КБМ

25 Сентября 2018


Реформа ОСАГО прошла обе палаты парламента


автор

Александр Климнов, фото автора, графики РАНЧиГС и РОМИР


Сегодня в пресс-центре ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция по итогам парламентских слушаний (в нижней и верхней палатах парламента) по «Совершенствованию Федерального закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств».
SAM_9984.jpg
В числе участников пресс-конференции (на фото слева направо) были: заведующий кафедрой «Фондовый рынок и финансовый инжиниринг» факультета финансов и банковского дела РАНЧиГС Константин Корищенко, президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев, координатор Общества синих ведерок Петр Шкуматов и руководитель количественного департамента Исследовательского холдинга РОМИР Светлана Поликанина.

Urgens.jpg

И.Г.Юргенс

В ходе пресс-конференции были высказаны ряд интереснейших моментов и цифр, важных для понимания современного состояния и вектора перспективного развития рынка ОСАГО, а также его влияние на статистику ДТП и менталитет российских водителей в целом.
Ufimcev.jpg

Е.В.Уфимцев

Так по данным РОМИР 50% ДТП совершают всего 5% водителей (т.е. примерно 1,5 млн из 3 млн ДТП в год по стране), как раз и вынуждая страховые компании нести основные расходы. Соответственно именно на них должна быть направлена (так и хочется написать «карающая длань закона»), т.е. повышенных КБМ (по возрасту и стажу) ОСАГО.
Shkumatov.jpg

П.М.Шкуматов

Пока же по словам Петра Шкуматова получается парадоксально-несправедливая ситуация, когда законопослушный водитель с большим стажем безаварийной езды вынужден платить в разы большие премии, а водитель-разгильдяй с пониженной социальной ответственностью, даже в случае судимости по статье 264 (повторное вождение в пьяном виде) платит минимальные суммы за ОСАГО, например, в Крыму (для данной области принят через чур щадящий понижающий коэффициент равный 0,6). При этом такие опаснейшие нарушения как повторный проезд на красный свет и т.д. никак в расценках на ОСАГО не сказываются.
Kornichenko.jpg

К.Н.Корищенко

А, вот, мощность мотора страхуемого автомобиля никак на статистике аварийности не сказывается, что также служит дополнительным аргументом за пересмотр существующей практики обложения повышенными страховыми премиями и налогами именно владельцев мощных авто.
SAM_9903.jpg

«Этапы большого пути» истории ОСАГО в России (из доклада К.Н.Корищенко)

Так, главным тезисом, высказанным Игорем Юргенсом и развитым Евгением Уфимцевым, а также горячо поддержанным Петром Шкуматовым и подтвержденным приведенными Светланой Поликаниной результатами общественных опросов автомобилистов, проведенных РОМИР, стало то, что в реформа ОСАГО (включая либерализацию рынка) давно не только назрела, но и перезрела, а также то что КБМ, вводимые с января следующего года полностью отвечают представлениям общественности о социальной справедливости. Тарифы ОСАГО должны быть пересмотрены в сторону дифференциации повышающих и понижающих коэффициентов для экстремалов и законопослушных водителей, которые на сегодня фактически по принципу «битый небитого везет» расплачиваются за художества агрессивного меньшинства, выявление которого, кстати, на сегодня никакой технической и организационной проблемы не представляет. Даже водитель-новичок всего за три-четыре месяца уже полностью выявляет свой индивидуальный стиль вождения, позволяющий потом корректировать его поведение как раз через КБМ. Минфин на слушаниях также предложил увеличить сумму выплат по ОСАГО до ₽1 млн или даже ₽2 млн, но пока что в качестве добровольной для водителей меры (соответственно, сопряженной с увеличением страховой премии).
SAM_9908.jpg

Границу безубыточности ОСАГО прошла еще в III квартале 2016 года

Кроме того, было отмечено, что рынок ОСАГО испытал три года назад шоковый период из-за падения курса рубля на 18%, вызванного антироссийскими санкциями, что привело в том числе и к уходу страховых компаний из ряда регионов, вызвав тем самым физический дефицит полисов в отдельных регионах, напоминающий по словам Игоря Юргенса о временах тотального дефицита при СССР.
SAM_9913.jpg

Рынок ОСАГО сокращается как абсолютно, так и относительно 

Впрочем, пока что за счет ухода от монополизма и возрастающей конкуренции между страховыми компаниями, позволившей снизить цены полисов ОСАГО примерно на 15%, а также стабилизации курса рубля и экономики в целом, еще сохраняется некоторый «запас прочности» для страховщиков (при том, что только в 2017 году прямой убыток по ОСАГО для страховых компаний составил по данным ЦБ порядка ₽15 млрд), но нынешняя планка в 10% вверх и вниз от базового тарифа не позволяет страховщикам компенсировать свои потери в случае резкого изменения курса рубля, от чего Россия пока не гарантирована ввиду возможного ужесточения санкций.
SAM_9911.jpg

Наиболее «токсичные» для ОСАГО регионы лидируют и по количеству убытков от «автоюристов»

Кроме того, в ряде регионов количество страховых случаев значительно превышает другие регионы, в результате применения нынешних региональных коэффициентов получается, что законопослушные водители, например, Омска оплачивают агрессивно-аварийную езду волгоградцев. Поэтому Минфин озвучивает увеличение вилки тарифа до 20% вверх или вниз (и не обязательно тарифы тут же взлетят, они вполне могут и упасть до демпингового уровня), а кроме того, отвязать КБМ от конкретного автомобиля, привязав их индивидуально к каждому водителю в течение страхового года. Кроме того, это позволит владельцам нескольких автомобилей обходиться только одним своим полисом, а не приобретать их на каждую собственную машину. Необходимо также навести порядок и в выплатах по ОСАГО вреда жизни и здоровью пострадавшим в ДТП, которые пока лимитированы ₽500 тыс., в то время как пострадавшие в общественном транспорте пассажиры уже сейчас получают возмещение в пределах до ₽2 млн. Кроме того, в стадии обсуждения увеличение срока действия полиса ОСАГО до 2-х или даже 3-х лет, на что, правда, со стороны автостраховщиков последовало возражение озвученное г-дами Юргенсом и Уфимцевым, о том, что пока что в России трудно предсказать волатильность рубля и прочих «черных лебедей», особенно на фоне нынешней внешнеполитической напряженности. Также в стадии согласования страховые выплаты без учета износа автомобиля (пока что таковые возможны лишь при возмещении ремонтом).
SAM_9917.jpg  
В целом же область автострахования находится еще в весьма недоурегулированном состоянии, так, например, на сегодня действующий штраф за отсутствие у водителя полиса ОСАГО составляет всего лишь 800 руб. (а при досрочной оплате и вообще 400 руб.), что провоцирует многих водителей ездить без такового полиса, фактически злоупотребляя своими гражданскими правами и оставляя в случае ДТП с законопослушными водителями, последних априори потерпевшей стороной.
SAM_9921.jpg
Впрочем, Петр Шкуматов отметил, что с введением КБМ просматривается коллизия, так как вот эти самые 5% самых агрессивных и аварийных водителей как раз и станут самыми стойкими отказниками от ОСАГО, а удастся ли с них что либо получить по суду потерпевшим ущерб от них в ДТП еще большой вопрос (особенно если такой водитель из другого региона, например, из Северо-Кавказского ФО). Будущий же закон об ОСАГО должен учесть все эти нюансы, хотя окончательная доработка будет уже в ходе его применения – всего заранее не предусмотришь.
Кстати, по поводу тезиса «береженого бог бережет» – по словам Петра Шкуматова, в последнее время в связи с массовым распространением видеорегистраторов, значительно сократился поток жалоб в его организацию «Синие ведерки» на автоподставы – где есть надежное документальное свидетельство, там нет места спекуляциям и мошенничеству. Автоподставщики сами избегают машины оснащенные видеорегистраторами (особенно двойными – размещенными не только спереди, но и сзади). Тем, же кто экономит на таком верном и бдительном помощнике остается лишь надеяться на собственное везение, в данном случае все менее и менее вероятное.
SAM_9920.jpg
 По мнению Игоря Юргенса после появления обобщенной резолюции по либерализации ОСАГО в Думе и в Совете Федерации, документ пойдет в федеральные органы власти (Минюст) и, как он надеется, будет подписан не позднее ноября текущего года с тем, чтобы уже с января 2019 года вступить в силу: «Парламентские слушания проводились для того, чтобы понять проблемы и присмотревшись к рынку ОСАГО начать его реформировать.
SAM_9925.jpg
Основная идея сессий в обеих палатах была – установление справедливого тарифа, который для законопослушных водителей даже снизится, а вот для агрессивных водителей установить настолько высокий, насколько это будет возможным коэффициент КБМ, чтобы так сказать рублем заставить вести себя цивилизованно».
Polikanina.jpg

С.П.Поликанина

В свежем исследовании РОМИР, представленном Светланой Поликаниной, рассмотрен ряд итогов опросов автомобилистов по поводу ОСАГО:
 SAM_9937.jpg

На вопросы РОМИР отвечали непосредственно пользователи ОСАГО

SAM_9940.jpg

Главный итог исследования РОМИР — общественность готова к реформе тарифов ОСАГО!

SAM_9945.jpg

Добропорядочные водители больше не хотят везти на свое шее лихачей и автоюристов

SAM_9947.jpg

Большинство в 59% водителей уже стоят за либерализацию рынка ОСАГО, а однозначно отрицательно относятся лишь 7% 

SAM_9951.jpg

Добропорядочные водители стоят за увеличение срока действия полиса ОСАГО, но и тех кому пока выгоднее платить штраф за его отсутствие тоже хватает 

SAM_9954.jpg

На сегодня ОСАГО стала столь же привычной как и водительские права, но нет предела совершенству...

SAM_9957.jpg

Соотношение удовлетворенных и неудовлетворенных ОСАГО пока 1:2

SAM_9961.jpg

Большинство пользователей ОСАГО жаждет избавления от криминальных автоюристов и мошенников, а также развития удобного сервиса «электронного полиса ОСАГО» и либерализации тарифов

SAM_9964.jpg

Большинство автовладельцев все же выбирают свободу, хотя и не забывают о социально незащищенных 

SAM_9967.jpg

Доверяет страховым компаниям пока большинство автовладельцев, но тенденции укрепления доверия все же не просматривается

SAM_9970.jpg

Отношение к таксистам («шашечникам») у большинства водителей немногим лучше, чем у пьяным за рулем и автохулиганам

 Кстати, П.Шкуматов отметил, что в Москве именно таксисты – одни из самых аварийных водителей, но при этом платят те же тарифы ОСАГО, что и нормальные водители. «Вообще, вопрос по тарифам ОСАГО для коммерческого транспорта – один из самых сложных», отметил он. 

SAM_9973.jpg

Хоть в лоб, хоть по лбу, но с мошенничеством вокруг ОСАГО надо что-то делать!

SAM_9976.jpg

Отношение к «Автоюристам» скорее брезгливое, хотя в реальности сталкивались с ними немногие


Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Европейский автомобиль Года – объявлена финальная семерка претендентов

Европейский автомобиль Года – объявлена финальная семерка претендентов

Жюри Европейского конкурса Car of the Year 2021 определило шорт-лист из 7 претендентов на титул

12.01.2021

Илон Маск стал богатейшим человеком планеты на росте акций Тесла

Илон Маск стал богатейшим человеком планеты на росте акций Тесла

Взлет акций Tesla Inc. раздул личное состояние Илона Маска до $185 миллиардов

08.01.2021

«Автомобиль 2021 года»  – шорт-лист всемирно известного конкурса

«Автомобиль 2021 года» – шорт-лист всемирно известного конкурса

Утвержден финальный список из 29 претендентов на звание Car of the Year 2021

30.12.2020

Советские автомобили и мотоциклы все еще составляют 1/18 от российского парка ТС

Советские автомобили и мотоциклы все еще составляют 1/18 от российского парка ТС

Парк автомобилей и мотоциклов, выпущенных при СССР все еще составляет 4,5 млн

28.12.2020

Виртуальная реальность как важнейший инструмент бизнеса во время пандемии Covid-19

Виртуальная реальность как важнейший инструмент бизнеса во время пандемии Covid-19

Виртуальная реальность идет во все сферы бизнеса и становится одной из главных технологий 21 века

15.12.2020

Английский стартап предложил устройство для сбора резиновой пыли от шин

Английский стартап предложил устройство для сбора резиновой пыли от шин

Студенческий стартап The Tire Collective получил престижную премию James Dyson Award за эффективный способ сбора резиновой пыли от автопокрышек

27.11.2020

Авария электромобиля Тесла едва не закончилась пожаром домов в Орегоне

Авария электромобиля Тесла едва не закончилась пожаром домов в Орегоне

Врезавшийся на скорости 160 км/ч в дерево электромобиль Tesla Model 3 сохранил жизнь водителю, но едва не поджег рассыпавшимся аккумулятором близлежащие дома

26.11.2020

Возврат к списку