На Гран При США Макс одержал 50-ю победу, а Льюиса и Шарля постфактум дисквалифицировали
23 октября 2023
Дисквалификация Льюиса Хэмилтона на Гран При США серьезно осложнит его шансы на вице-чемпионский титул
Александр Климнов, фото f1news.ru
Этапы Формулы-1 проводились на многих городских и стационарных трансах в США, но гонки Гран При, имевшие прежде прочный европейский фундамент, в Соединенных Штатах были скорее гостями, чем хозяевами. Только с открытием автодрома Circuit of The Americas в Остине у Формулы-1 появился свой американский дом.
Десятилетний контракт на проведение Гран При США в Остине с 2012 года был подписан в мае 2010-го. «Впервые в истории Формулы 1 в США появится трасса мирового уровня, построенная специально для проведения Гран При», – заявил тогда Берни Экклстоун.
Разработку проекта вновь поручили конструкторскому бюро Германа Тильке, а промоутером этапа стал бывший гонщик Таво Хеллмунд – это была его идея, и он с радостью взялся за ее реализацию. Строительство несколько раз останавливали из-за юридических и финансовых сложностей, Хеллмунда в итоге отстранили, но трассу и сопутствующие сооружения удалось сдать точно в срок – в сентябре 2012-го автодром получил лицензию.
Circuit of the Americas. 56 кругов по 5513 метров = 309,732 км. 20 поворотов. Движение против часовой стрелки. Самая длинная прямая – между 11 и 12 поворотами, ее длина более километра. Машина движется с полностью нажатой педалью газа здесь почти 20 секунд подряд.
Аэродинамика настраивается на средний, ближе к высокому, уровень прижимной силы. 10 зон торможения, в четырех замедление очень интенсивное. Износ тормозов средний, ближе к высокому. Время, необходимое для проведения пит-стопа – 21-22 секунды.
Уик-энд в Остине впервые проходил в формате с субботним спринтом. Организаторы заявили, что на продажах билетов это не сказалось, но на трибунах яблоку было негде упасть. Вечером после спринта на автодроме выступила группа Queen с Адамом Ламбертом – публика была счастлива. Все ждали главного события – воскресной гонки.
Формат со спринтом предусматривает единственную часовую тренировку утром в пятницу, так что потенциал шин на длинной дистанции оценить не удалось, как и протестировать новинки – сразу несколько команд привезли решения для следующего сезона, которые важно было проверить сейчас.
В тренировке лучшее время показал Ферстаппен, а в пятничной квалификации Макс оказался только шестым – его лучший круг в финале квалификации аннулировали из-за выезда за пределы трассы. Но в субботу голландец выиграл и Sprint Shootout и спринт.
Выиграв квалификацию в Остине, Шарль Леклер завоевал 21-й поул в карьере и третий в сезоне. Шарль – лучший по числу поулов среди гонщиков, не имевших чемпионского титула.
Леклер – пятый обладатель поула в пяти последних Гран При в Остине.
Ландо Норрис третий раз в сезоне квалифицировался вторым.
Льюис Хэмилтон квалифицировался третьим, опередив напарника по команде, теперь у Хэмилтона и Расселла счет равный 9:9.
После аннулирования быстрого круга за нарушение пределов трассы, Макс Ферстаппен оказался только шестым. С этой позиции он и выиграл гонку в Спа.
В гонке Леклер и Норрис разделили первый ряд стартового поля, Хэмилтон и Сайнс – второй, Расселл и Ферстаппен – третий.
Оба гонщика Haas F1 стартовали с пит-лейн – в условиях закрытого парка команда изменила настройки, признав их прежний вариант ошибочным.
В Aston Martin тоже решили стартовать с пит-лейн, чтобы сравнить эффективность двух вариантов конфигурации. С машины Алонсо сняли новинки, он использовал прошлую конфигурацию, подготовленную к катарскому этапу. На машине Стролла новинки оставили, но изменили настройки.
В Pirelli вновь привезли на этап «среднюю» тройку составов – С2, С3 и С4 с маркировкой Hard, Medium и Soft. Хюлкенберг и Стролл выбрали Hard для первого отрезка, остальные стартовали на Medium.
На старте Норрис опередил Леклера, возглавив гонку. Расселл потерял три места. Хэмилтон пропустил Сайнса.
На машине Окона после контакта с Пиастри на 2-м круге был повреждён левый понтон, он потерял прижимную силу и скорость.
На 4-м круге Хэмилтон обогнал Сайнса, вернув третье место.
На 6-м круге Ферстаппен опередил Сайнса, Хэмилтон – Леклера, а Стролл – Хюлкенберга.
На 7-м круге Окон остановил машину в боксах и сошел с дистанции.
На 10-м круге машина Оскара потеряла скорость, он медленно доехал до боксов и сошёл с дистанции – после контакта с Оконом на старте был поврежден радиатор и возникла утечка в системе охлаждения.
На 11-м круге Ферстаппен опередил Леклера, вытеснив соперника за пределы трассы, поднявшись на второе место.
На 33-м круге Сайнс опередил Расселла в борьбе за пятое место, а Ферстаппен – Леклера в борьбе за лидерство.
На 39-м круге Хэмилтон сменил шины. Норрис обогнал Леклера в борьбе за второе место.
На 43-м круге Хэмилтон опередил Леклера в борьбе за третье место.
На 50-м круге Алонсо остановил машину в боксах и сошел с дистанции из-за повреждений днища. Леклер на изношенных шинах по просьбе команды пропустил Сайнса.
Элбон получил пятисекундный штраф за неоднократное нарушение границ трассы.
На 53-м круге Перес обогнал Леклера в борьбе за пятое место.
На 55-м круге Цунода сменил резину, получил Soft и оставил за собой лучший круг.
Макс Ферстаппен выиграл Гран При США, одержав 15-ю победу в сезоне и 50-ю в карьере. Выиграв 15-ю гонку в сезоне, Ферстаппен повторил свой же прошлогодний рекорд.
Ферстаппен побил свой предыдущий рекорд по количеству очков за сезон. В 2022 году он заработал 454 очка, а сейчас у него уже 466. Макс вошел в число пяти гонщиков, выигравших 50 и более Гран При за карьеру – вместе с Хэмилтоном, Шумахером, Феттелем и Простом.
Льюис Хэмилтон финишировал вторым, повторив свой лучший результат в сезоне, но позже был дисквалифицирован.
Второе место Ландо Норриса позволило McLaren подняться на четвертую строчку в Кубке конструкторов, опередив Aston Martin. Для Норриса это четвертый подряд финиш на подиуме.
Третье место – лучший результат Карлоса Сайнcа в Остине.
В итоговом протоколе Серхио Перес оказался четвертым, впервые попав в четверку лучших после Монцы.
Пьер Гасли и Лэнс Стролл впервые заработали очки в Остине.
Восьмое место Юки Цуноды – его лучший результат в сезоне.
Юки стал 138-м гонщиком в истории, проехавшим лучший круг гонки, и третьим японцем после Сатору Накаджимы в Австралии’89 и Камуи Кобаяши в Китае’2012.
Десятое место Логана Сарджента принесло ему первое очко за карьеру в Формуле-1. Американец стал 150-м гонщиком Формулы-1, заработавшим хотя бы одно очко, а на 151-й и последней строчке Лейла Ломбарди – с половиной очка.
Очко Сарджента – 999-е для американских гонщиков в Формуле-1.
Уже на следующей неделе борьба продолжится в Мехико.
P.S. После финиша при выборочной технической инспекции выяснилось, что контрольная планка под днищем машин Льюиса Хэмилтона и Шарля Леклера изношена больше положенного и не соответствует требованиям технического регламента. Оба гонщика были дисквалифицированы. Очевидно, что регламент в отношении днища для таких интенсивных этапов надо будет усовершенствовать. Ну и дисквалификация Льюиса Хэмилтона на Гран При США серьезно осложнит его шансы на вице-чемпионский титул