Шарль Леклер стал вице-чемпионом в последней гонке Формулы-1 сезона 2022 года
Александр Климнов, фото f1news.ru
В 2022-м обладатель чемпионского титула и Кубка конструкторов определились досрочно, однако, судьба второго места в обоих чемпионатах решалась именно в Абу-Даби.
Серхио Перес из Red Bull Racing и Шарль Леклер из Ferrari приехали на финальную гонку с одинаковым количеством очков (по 290), а в Кубке конструкторов Ferrari опережала Mercedes на 19 очков.
Не менее принципиальной была борьба и за четвертое место в Кубке конструкторов между Alpine и McLaren, за шестое между Alfa Romeo и Aston Martin и за восьмое между Haas и AlphaTauri (более высокая позиция команды по итогам сезона выливается в дополнительные многомиллионные призовые выплаты – авт.).
Кроме того, после Гран При Абу-Даби Мик Шумахер покидает Haas F1, а Даниэль Риккардо – McLaren, и оба без реальных вариантов продолжения карьеры (громкая фамилия помогла Мику попасть в Формулу-1, но более чем посредственные результаты на фоне успешного напарника фактически уничтожили его карьеру – авт.). Из Alpine в Aston Martin уходит Фернандо Алонсо, так что в следующем году во французской команде его заменит Пьер Гасли, в свою очередь проводивший в Абу-Даби свою последнюю гонку за AlphaTauri.
Гонка в Абу-Даби стала последней в Формуле-1 и для четырехкратного чемпиона Себастьяна Феттеля – его проводили всем миром, а также для Николаса Латифи – его напарник Алекс Элбон, даже разместил его имя своем шлеме.
Справка: идея строительства автодрома в столице Объединенных Арабских Эмиратов начала реализовываться в январе 2006-го, когда Герман Тильке получил заказ на разработку скромной трехкилометровой трассы для гонок регионального уровня. С каждым месяцем проект расширялся, и уже летом его было решено доработать до масштабов Формулы-1. В итоге автодром Яс-Марина на искусственном острове Яс стал на то время одним из самых амбициозных проектов архитектурного бюро Тильке.
Часть трассы Яс-Марина проложена вдоль набережной. Высота прилива в Абу-Даби не превышает полметра, волн практически не бывает, поэтому участок расположен почти на уровне моря и обеспеченные зрители наблюдают за гонкой с пришвартованных яхт.
В основу проекта изначально заложена двойственность – первая половина трассы имеет все признаки стационарного скоростного автодрома, а вторая состоит из медленных и среднескоростных поворотов, более характерных для городских Гран При. В последние годы эта двойственность проявляется и в графике гонки, которая стартует при свете дня, а финиширует после захода солнца. Так в этом году квалификация и гонка начинались в 17:00 по местному времени, а солнце заходило в 17:34.
Дебютировав в 2009-м, гонка в Абу-Даби два года завершала сезон, потом потеряла этот статус, но с 2014-го организаторы его вернули. Право принимать последний этап для них такой же предмет гордости, как для организаторов этапа в Мельбурне – статус первой гонки. В данном случае это способствует хорошим продажам билетов, ведь гонка может решить судьбу чемпионского титула – так случилась в 2014-м, в 2016-м и 2021-м.
Трассу в Абу-Даби часто критиковали из-за проблем с обгонами, а в 2020-м это стало особенно очевидно. Из-за пандемии развлекательную программу отменили, все внимание было приковано к гонке, которая оказалась довольно скучной из-за отсутствия борьбы. Организаторы пообещали решить проблему с помощью масштабной реконструкции. В 2021-м гонка впервые прошла по обновленной конфигурации, но с обгонами это не особенно помогло.
Одна из любопытных особенностей трассы в Абу-Даби – туннель на выезде с пит-лейн, который начинается уже за линией ограничения скорости. Поначалу многие воспринимали это решение скептически, ведь в случае аварии болид было бы сложно эвакуировать, но пока что серьезных проблем не возникало.
На пятничных тренировках лидировали Хэмилтон и Ферстаппен, на утренней субботней –протокол возглавил Перес,
КВАЛИФИКАЦИЯ
Первый ряд стартвого поля по итогам квалификации заняли Макс и Серхио – впервые для Red Bull Racing в нынешнем сезоне и лишь во второй раз после перехода на гибридные турбомоторы в 2014-м, а также 25-й за историю команды.
Выиграв квалификацию в Абу-Даби Макс Ферстаппен, завоевал 20-й поул в карьере, сравнявшись по этому показателю с Деймоном Хиллом и Валттери Боттасом. Кроме того, это 20-й поул у гонщиков из Нидерландов.
Впервые за карьеру Ферстаппен завоевал поул на одной трассе три года подряд.
Со второго ряда стартовали две Ferrari – Леклер и Сайнс, так Шарль лишь второй раз в сезоне квалифицировался третьим, в этом году он – лидер по числу поулов, а его напарник Карлос Сайнс добился лучшего за карьеру результата в Абу-Даби, показав четвертое время. Впервые с 2019 года оба гонщика Ferrari оказались на этой трассе в четверке лучших.
Льюис Хэмилтон оказался лишь пятым – этот сезон стал первым в карьере британца, когда он не завоевал ни одного поула.
Себастьян Феттель квалифицировался девятым, повторив свой лучший результат в сезоне.
Старт гонки перенесли на час раньше из-за церемонии открытия Чемпионата мира по футболу в Катаре – она начиналась сразу после финиша гонки.
В Pirelli привезли на этап самые мягкие составы – С3, С4 и С5 в роли Hard, Medium и Soft. Шины Soft быстро изнашивались, команды старались не использовать их на дистанции. Гасли стартовал на Soft, Магнуссен и Боттас на Hard, остальные выбрали Medium на первый отрезок.
ГОНКА
На старте Ферстаппен сохранил лидерство. Хэмилтон опередил Сайнса, Карлос контратаковал – Льюис выехал за пределы трассы, его болид подпрыгнул на поребрике, но продолжил движение.
Хэмилтон по просьбе команды вернул позицию Сайнсу, а на 5-м круге вновь вышел вперед.
На 8-м круге Сайнс опередил Хэмилтона, вернув четвертое место.
На 9-м круге Расселл опередил Хэмилтона в борьбе за пятое место и сразу смог оторваться. Льюис пожаловался на потерю мощности силовой установки.
При обслуживании машины Джорджа на 16-м круге возникла заминка с креплением заднего правого колеса, а потом его небезопасно выпустили на пит-лейн – прямо перед проезжающей машиной Норриса – и Расселл получил пятисекундный штраф.
На 28-м круге Алонсо остановил машину в боксах и сошел с дистанции в своей последней гонке за Alpine из-за утечки в системе охлаждения.
На 39-м круге Мик Шумахер и Николас Латифи устроили аварию в борьбе за позицию, синхронно развернувшись, но продолжили движение. Мик получил пятисекундный штраф.
На 45-м круге Перес опередил Хэмилтона в борьбе за третье место, но Льюис сразу вернул позицию. На 46-м круге Серхио вновь атаковал – и вышел вперед.
Макс пролидировал на Яс-Марине почти всю гонку (кроме круга с пит-стопом)
На 48-м круге Перес на более свежей резине сокращал отставание от Леклера, за десять кругов до финиша отыграть предстояло восемь секунд.
На 55-м круге машина Хэмилтона потеряла скорость из-за проблем с коробкой передач, он остановил машину в боксах и сошел с дистанции.
На 58-м круге Латифи свернул в боксы и сошел с дистанции из-за проблем с электрикой.
Макс Ферстаппен выиграл Гран При Абу-Даби, одержав третью подряд победу на Яс-Марине, 15-ю в сезоне и 35-ю в карьере.
После финиша пилоты крутили на трассе традиционные «пончики»
Ферстаппен стал восьмым подряд победителем гонки в Абу-Даби, стартовавшим с поула. Это 15-я победа с поула в карьере Ферстаппена, по этому показателю он сравнялся с Хуаном-Мануэлем Фанхио, Джимом Кларком и Нико Росбергом.
Кроме того, в Абу-Даби Ферстаппен превзошел рубеж в 2000 очков за карьеру – сейчас он на четвертом месте по этому показателю, и если до третьего места Алонсо с его 2061 очком относительно недалеко, то 2-е место Феттеля с 3098 очками далеко, а первенствующий и продолжающий действовать Хэмилтон набрал 4405,5 очков.
Шарль Леклер финишировал вторым, впервые за карьеру заняв второе место в личном зачете по итогам сезона.
Шарль Леклер, удачно начав сезон, не смог вместе с Ferrari удержать лидерство, но все же в итоге стал вице-чемпионом
Серхио Перес закончил гонку третьим, упустил второе место в личном зачете, которого у Red Bull прежде никогда не было.
Третье место Серхио в личном зачете – его лучший результат в карьере. Кстати, после гонки он снова высказал претензии к напарнику, который не пропустил его на длинном отрезке и тем самым якобы не дал ему возможности опередить Леклера.
Финишировав четвертым, Карлос Сайнс из Ferrari опередил Льюиса Хэмилтона в личном зачете, второй год подряд заняв пятое место по итогам сезона.
Джордж Расселл финишировал пятым и завершил сезон на четвертом месте в личном зачете – это лучший результат в его карьере.
Седьмое место Эстебана Окона – его лучший результат в Абу-Даби.
Финишировав девятым, Даниэль Риккардо заработал очки в своей последней гонке за McLaren (в следующем сезоне вместо него поедет Оскар Пиастри – авт.).
Финишировав десятым, Себастьян Феттель заработал очко в своей 299-й и последней гонке Формулы-1.
Сезон 2022 года стал для 7-кратного чемпиона Льюиса Хэмилтона худшим в его карьере
Неудачный Гран При Абу-Даби стал для Льюиса Хэмилтона, тем не менее, 200-м в составе команды Mercedes. Сход Льюиса из-за проблем с коробкой передач стал первым сходом Mercedes в этом сезоне из-за механических проблем с машиной. Льюис завершил сезон на шестом месте в личном зачете, что стало его худшим результатом за 16 лет в Формуле-1. Так, что этот сезон стал первым в карьере британца, когда он не выиграл ни одной гонки, а также ни одного поула. Британец назвал прошедший сезон одним из трех самых худших в своей карьере, но надеется на реванш в следующем году.
P.S. Итак, сезон 2022 года в Формуле-1 завершен. Несмотря на разрыв контракта на трансляцию F1 в России, все желающие смогли посмотреть все этапы сезона'22 по альтернативным каналам (сходство с параллельным импортом иномарок) и даже с прежними комментаторами А.Поповым и Н.Фабричновой (которых зрители поддерживают неформально). А, впереди еще подведение полных спортивных и статистических итогов сезона. Уже во вторник на Яс-Марине состоятся молодежные и шинные тесты.
P.P.S. Все контракты пилотов на сезон 2023 года уже подписаны, так вместо бездарного Мика Шумахера (а ведь как, помнится перед началом сезона немец искренне радовался увольнению своего напарника – россиянина Никиты Мазепина!) в Haas поедет Нико Хюлькенберг, тогда как китайский пилот Гуаньюй Чжоу остается в Alfa Romeo еще на год, а в Alpha Tauri вместо Пьера Гасли поедет Ник де Вриз, напарником которого будет, сохранивший свое место, японец Юки Цунода. Двухкратный чемпион Фернандо Алонсо переходит в Aston Martin. В Williams остается Алекс Элбон, напарником которого станет молодой американец Логан Сарджент.
Скоро новогодние праздники, презентации новых машин, зимние тесты! До Гран При Бахрейна 2023 года остается всего 105 дней. Это время пролетит быстро!
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка