На Гран При Сан-Паулу впервые в сезоне победили «Мерседесы»
14 ноября 2022
На трассе в Интерлагосе Джордж Рассел завоевал первую в карьере победу, а Mercedes сделал победный дубль
Александр Климнов, фото f1news.ru
Автодром имени Жозе Карлуса Пасе в Сан-Паулу (юго-восток Бразилии) традиционно удостаивается похвал перед гонкой, но и ругани по ее окончании.
Эта трасса позволяет обгонять, так как на ней есть несколько интересных участков, однако, после финиша все вспоминают о кочковатом асфальте, непривычном движении против часовой стрелки, кроме того, добавляет колорита такое явление как преступность, например, в 2010-м на Дженсона Баттона было совершено вооруженное нападение, с тех пор команды не рекомендуют персоналу появляться вдали от публичных мест без сопровождения, кроме того, неоднократно подвергались ограблениям паддоки команд. Так, что многие европейские журналисты и фотографы на этот этап даже не ездят, резонно опасаясь за безопасность как себя самих, так и своих вещей и бумажников.
Автодром в Сан-Паулу был построен на частные средства и открыт для гонок еще в далеком в 1940 году, а через десять лет стал муниципальным – за символическую плату комитет по празднованию столетия города выкупил его у прежних владельцев. В 1972 году в Интерлагосе впервые прошла гонка Формулы-1, а в 1990-м Гран При Бразилии получил здесь постоянную прописку.
Трассу по-прежнему частенько называют Интерлагос, хотя официально данный автодром носит имя Жозе Карлуса Пасе, погибшего в авиакатастрофе в 1977-м – бронзовый памятник гонщику установлен неподалеку от главного входа. Термин «Интерлагос» – географический, так как автодром расположен между двумя водохранилищами, обеспечивающими Сан-Паулу водой и электроэнергией.
К гонке 2014 года на Интерлагосе был уложен новый асфальт, к этапу в 2015-м расширен падок и построен большой офисный комплекс, ну а в 2017-м году была завершена программа модернизации стоимостью ~$60 млн.
Контракт на проведение Гран При Бразилии закончился в 2020-м. Велись разговоры о переносе этапа из Интерлагоса на новый автодром в Рио-де-Жанейро, который только предстояло построить, но власти региона закрыли этот проект. Официально из-за протестов экологов, но фактически по причине отсутствия гарантий со стороны Формулы-1, только под которые реально только и можно было привлечь инвестиции.
В 2020-м этап в Бразилии не состоялся из-за пандемии, однако, в ноябре было объявлено о подписании нового пятилетнего контракта на проведение Гран При Сан-Паулу. Этап сменил национальный статус на географический и получил нового промоутера – компанию Brasil Motorsport, принадлежащую инвесторам фонда Mubadala из Абу-Даби. За проведение Гран При Сан-Паулу теперь отвечает Алан Адлер – специалист с большим опытом в сфере спорта и развлечений.
Трасса расположена на возвышенности – более 750 метров над уровнем моря, впрочем, после высокогорного этапа в Мексике у команд с этим проблем уж не было. Погода в Сан-Паулу непредсказуема и переменчива, часто она становится ключевым фактором уик-энда – так произошло и на этот раз.
Второй год подряд бразильский этап прошел в рамках уик-энда с субботним спринтом, и второй раз спринт стал его украшением. Многим трассам этот формат не подходит, но Интерлагос, где легко обгонять, стыкуется с ним идеально.
В пятницу квалификация прошла в переменчивых условиях. Трасса подсыхала после дождя, становясь быстрее с каждой минутой. На первой строчке побывали почти все, а когда лучшее время показал Магнуссен, сессию остановили красными флагами – Расселл завяз в гравии. Пока его машину эвакуировали, опять пошел дождь и прибавить никто не смог.
Таким образом, Магнуссен завоевал первый поул для себя, Дании и команды Haas, а в спринте он удержал лидерство на старте, но противостоять более быстрым машинам не смог, финишировав в итоге восьмым.
До половины дистанции в спринте лидировал Ферстаппен, выбравший Medium против Soft у остальных, но скоро его шины потеряли эффективность, и он уступил сначала Расселлу, в итоге выигравшему спринт, потом Сайнсу и Хэмилтону.
Многие говорили, что это лучший спринт в сезоне, во-многом, благодаря активной борьбе за лидерство.
Сайнс потерял 5 мест на старте за замену мотора. Пилоты Mercedes Расселл и Хэмилтон начинали гонку с первого ряда стартового поля – впервые в сезоне он достался Mercedes, Ферстаппен и Перес – со второго, Леклер и Норрис – с третьего. В AlphaTauri заменили Юки Цуноде аэродинамические элементы и настройки подвески в условиях закрытого парка – он стартовал с пит-лейн.
В Pirelli привезли на этап «среднюю» тройку составов – С2, С3 и С4 в роли Hard, Medium и Soft. В гонке Элбон стартовал на Hard, Леклер, Сайнс, Магнуссен, Шумахер, Стролл, Алонсо, Латифи и Цунода на Medium, остальные на Soft.
На старте Расселл сохранил лидерство. Риккардо задел сзади машину Магнуссена, ее развернуло – и Даниэль врезался в Haas. Оба гонщика сошли с дистанции. Рассмотрев этот инцидент после финиша, стюарды наказали австралийца потерей трех мест на старте следующей гонки.
На 6-м круге был объявлен рестарт. Расселл сохранил лидерство. Ферстаппен атаковал Хэмилтона, полетели обломки, оба выехали за пределы трассы. Стюарды наказали Макса пятисекундным штрафом.
Леклер и Норрис допустили контакт в борьбе за позицию, Шарль врезался в барьер. Норрис тоже получил пятисекундный штраф.
Леклер и Ферстаппен побывали в боксах, получив новый носовой обтекатель. Макс вернулся 17-м, Шарль – последним.
На 14-м круге Хэмилтон опередил Феттеля в борьбе за пятое место, а Алонсо – Стролла в борьбе за 11-е.
На 15-м круге Хэмилтон обогнал Норриса в борьбе за четвертое место. Алонсо сменил резину.
На 45-м круге Хэмилтон опередил Переса в борьбе за второе место.
На 52-м круге машина Норриса остановилась на выходе из десятого поворота – силовая установка потеряла мощность. Двойной сход у McLaren.
Дирекция гонки объявила режим виртуальной машины безопасности, а несколько позже выехал и обычный автомобиль безопасности.
В первой десятке только Перес и Феттель ехали на Medium, остальные получили Soft – судьбу гонки решил короткий спринт из двенадцати кругов до финиша.
На 59-м круге объявили рестарт. Расселл сохранил лидерство.
На 67-м круге Переса попросили пропустить Ферстаппена, чтобы Макс попытался опередить Алонсо, пообещав вернуть позицию, если обгон не удастся.
Леклер несколько раз просил команду, чтобы Сайнс его пропустил, но интервал между ними был слишком велик.
Ферстаппен не смог обогнать Алонсо, команда попросила его вернуть позицию Пересу, но Макс отказал, попросив больше не обращаться к нему с такими просьбами.
Сразу после финиша стюарды наказали Гасли пятисекундным штрафом за превышение скорости на пит-лейн.
Джордж Расселл выиграл Гран При Сан-Паулу (заодно превзойдя планку в 150 кругов лидирования), одержав первую победу в карьере (фото на заставке).
Льюис Хэмилтон финишировал вторым, завоевав для Mercedes первый в сезоне победный дубль. Карлос Сайнс поднялся на третью ступеньку подиума.
На следующей неделе сезон завершится гонкой в Абу-Даби, где произойдет решающая схватка за вице-чемпионский титул и 2-е место в Кубке конструкторов.
P.S. Благодаря гонке-спринт этап в Сан-Паулу'22 прошел достаточно зажигательно, причем поул Магнуссена (напомню – пилота из команды-аутсайдера) – практически сенсация сезона! Мерседесы выступили настолько мощно (благодаря директиве FIA по планке по контрольным планкам), что теперь перед последним этапом, при условии повторения результатов Интрелагоса в Абу-Даби вполне еще могут претендовать на второе место в Кубке конструкторов, а Джордж Рассел (265 очков) даже и на вице-чемпионский титул, за который сражаются Серхио Перес и Шарль Леклер (имеют по 290 очков, из-за того Леклеру не дали обогнать Сайнса, а Ферстаппен скандально отказал команде вернуть на финише позицию Пересу, что сейчас, кстати, стало одним из главных формульных скандалов (в команде «недоумевают» насчет действий Ферстаппена) и очередной причиной массированного наезда фанатов на Макса)…
Хельмут Марко сказал по поводу поведения Макса Ферстаппена: «Задача Red Bull – второе место Серхио в личном зачете по итогам сезона. И Макс должен делать все возможное, чтобы помочь в этом. Больше мне нечего сказать по поводу произошедшего»