Автобусная техника КАМАЗа на COMTRANS'23 идет в ногу со временем
11 сентября 2023
На COMTRANS'23 были показаны два городских мидибуса и большой электробус производства КАМАЗа
Александр Климнов, фото автора и производителя
В рамках Международной выставки коммерческих автомобилей Comtrans'23, которая проходила 5–8 сентября в Москве на площадке ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР» на Красной Пресне ПАО «КАМАЗ» представил следующие новинки в сегменте пассажирского транспорта.
Так, на стенде КАМАЗа в этом году демонстрировались три новые модели пассажирской техники: малый городской автобус КАМАЗ VEGA, мидибус (автобус среднего класса) КАМАЗ-4290-30-5М, а также электробус с ночной зарядкой КАМАЗ-6282 ONC.
Городской автобус малого класса КАМАЗ VEGA также впервые представлен широкой публике. Новинка вместимостью 65 пассажиров (в салоне 19 антивандальных мест для сидения, плюс два откидных сиденья и место для инвалида-колясочника) отличается современным экстерьером и просторным салоном.
Задняя подвеска – пневматическая, что позволяет эксплуатировать технику на различных российских дорогах. Тормоза пневматические с ABS. Также среди преимуществ – наличие современных систем безопасности, надежность и ресурс основных узлов и агрегатов – 500 000 км.
Автобус уже в базе оснащен комфортабельным сиденьем водителя с пневмоподвеской, подголовником и трехточечным ремнем, 4-мя салонными отопителями и отдельным отопителем для водителя, передним, боковым и задним электронным маршрутоуказателями, ECAS с функцией книлинга, EBS (ABS+ASR), ПЖД, АСОТП, светодиодными светильниками в салоне, а также USB-разъемами. Предусмотрен зуммер при движении задним ходом.
По заказу дополнительно устанавливают: тахограф, электропривод зеркал заднего вида, двойное остекление, речевой информатор, бегущую строку в салоне, кондиционер, валидатор, Wi-Fi, систему помощи водителю ADAS, АСМПП, видеонаблюдение.
Низкие эксплуатационные расходы и наличие запасных частей по всей России делают КАМАЗ VEGA максимально привлекательным для российских перевозчиков. К тому же при соизмеримых габаритах (8500х2234х3183 мм) с ближайшими конкурентами у автобуса КАМАЗ VEGA выше управляемость, меньший радиус разворота, т.е. данная машина более маневренная и легче управляемая.
Планировка салона согласно ОТТС. По желанию заказчика возможна покраска кузова автобуса по оригинальной карте окраски покупателя.
Новый КАМАЗ VEGA поступит в продажу уже в следующем году.
Автобус среднего класса КАМАЗ-4290-30-5M – долгожданная новинка на российском рынке пассажирской техники. Сегодня именно автобусы такой размерности (пассажировместимость – 70 человек, 25 мест для сидения, плюс одно место для инвалидной коляски) наиболее востребованы для малых и средних городов в регионах.
Примечательно, что автобус КАМАЗ-4290 разработан на собственной платформе, а не стал просто укороченной версией автобуса большого класса. Такой подход положительно отразился на внешнем облике автобуса (сплошное остекление) и позволил подобрать оптимальную агрегатную базу для транспортного средства с габаритами 9020х2500х3010 мм и полной массой 13 тонн. Автобус оснащен мостом собственной разработки «КАМАЗа», рассчитанным на нагрузку до 8 тонн.
Среди других преимуществ новинки – повышенная маневренность в городских условиях; независимая передняя подвеска, обеспечивающая больший комфорт и более равномерное сцепление с поверхностью при прохождении неровностей; экономичный расход топлива благодаря современному 4-цилиндровому 4,5-литровому дизелю КАМАЗ-445.520-210 (209 л.с., 700 Н·м) уровня Евро-5, агрегатируемый с 6-ступенчатым «автоматом».
Автобус среднего класса КАМАЗ-4290-30-5М обеспечивает функциональность, сопоставимую с автобусами большого класса, за счет чего отличается лучшими показателями по удельной эффективности.
Автобус оснащен комфортабельным сиденьем водителя с пневмоподвеской, подголовником и трехточечным ремнем, передним, боковым и задним электронным маршрутоуказателями, ECAS с функцией книлинга, EBS (ABS+ASR), ПЖД, АСОТП, светодиодными светильниками в салоне.
По заказу дополнительно устанавливают: тахограф, электропривод зеркал заднего вида, двойное остекление, речевой информатор, бегущую строку в салоне, кондиционер, валидатор, Wi-Fi, систему помощи водителю ADAS, АСМПП, видеонаблюдение.
Автобус может быть окрашен по карте окраски покупателя.
Старт продаж автобусов КАМАЗ-4290 в дизельной модификации намечен на IV квартал 2023 года.
Экспозицию КАМАЗ дополнил электробус с ночной зарядкой КАМАЗ-6282 ONC. Эта новинка пассажировместимостью от 69 до 85 человек в зависимости от комплектации (мест для сидения – 35, плюс одно место для инвалидной коляски), сохранила все экологические преимущества «классической» модели КАМАЗ-6282, но при этом рассчитана на ночную зарядку в нерабочее время и по дешевым тарифам на электроэнергию. Таким образом, этот экологический вид транспорта с нулевыми выбросами не тратит время на зарядку в течение дня, что повышает интенсивность и эффективность транспортной работы.
Данную модель электробуса отличает более низкая стоимость зарядной инфраструктуры, поскольку на маршрутах не требуется наличия ультрабыстрых зарядных станций. Аккумуляторные батареи – литий-никель-марганец-кобальт (NMC), энергоемкостью 499 кВт⋅ч, дающие электробусу запас хода – до 285 км. Электробус оснащен двумя 180-киловаттными электромоторами синхронного типа с постоянными магнитами, интегрированными в электропортальный мост. Надо отметить, что климатическая система в салоне полностью электрическая. С учетом того, что электробус приспособлен для эксплуатации при температуре окружающей среды от –40°С до +40°С, его эксплуатация возможна даже в регионах со сложными климатическими условиями.
Надо отметить, что вся представленная на выставке пассажирская техника КАМАЗа полностью соответствует программе «Доступная среда».
P.S. Мидибусы КАМАЗа, несомненно, будут востребованы в регионах, так как закупка импортных автобусов государственными и муниципальными организациями запрещена еще с 2015 года и санкции ничего в данном положении не изменили. Ну а электробус с ночной зарядкой также может быть более востребован в регионах, где создать систему быстрых зарядных станций (например, базирующихся в Москве на бывшей троллейбусной сети) значительно накладнее.