Депутат Лысаков разоблачает «дело автоюризма»

Депутат Лысаков разоблачает «дело автоюризма»

1 февраля 2018


Потери российских автостраховщиков от «автоюризма» не превышает 0,6% от общей суммы их выплат


автор

Александр Климнов, фото автора

На пресс-конференции первого заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству Вячеслава Лысакова, посвященной «Новым законодательным инициативам в области дорожной безопасности», он фактически уличил российских автостраховщиков в фабрикации «дела автоюристов».


Проблемы с ОСАГО в стране на сегодня огромные, но далеко не все из них на самом деле происходят от тех причин, которые указывают автостраховщики. Так, якобы огромная убыточность автостраховщиков от «автоюризма», т.е. «недобросовестного посредничества»

Вывод расследований, проведенных территориальными органами МВД России показал (копию соответствующего доклада МВД и письма замминистра МВД М.Г.Ваничкина г-н В.И.Лысаков предоставил всем желающим) – именно сами страховщики непосредственно породили такое явление как «автоюризм» т.е. «недобросовестное посредничество». В числе их нарушений: систематическое уклонение от выплат, затягивание сроков рассмотрения страховых случаев, занижение размеров выплат, недоступность пунктов урегулирования убытков. Именно эти «грехи», а также просто-напросто прямое издевательство страховщиков над клиентами и привели к массовым обращениям последних к юристам за защитой своих прав, а там уже это явление обросло соответствующей «инфраструктурой» в виде креативных и продвинутых деятелей, превративших автоюридические услуги в «недобросовестный, серый и криминальный» автюризм, живущий
с отката с возмещаемого ущерба, пеней, штрафов и неустоек. Постепенно ситуация вышла из под контроля, самих страховщиков, отраслевых союзов (РСА) и надзорных органов (например, ФАС
и Центробанк). Так что теперь страховщики, ВСС и Банк России вменяют «автоюристам» еще
и массовую подделку договоров, имитацию ДТП и фальсификацию документов о размере ущерба.


Кроме того, зачистка рынка (практически втрое!) от страховых компаний с некачественными
и неликвидными активами, но вполне натасканными по автострахованию специалистами, привела перетоку этих людей в сферу именно автоюризма. Более того, пользуясь безнаказанностью данные лица вошли в сговор с персоналом некоторых официальных страховых компаний, которые пошли на явные нарушения, например, более 90% таковых убытков и выплат по судебным решениям приходится на ПАО «Росгосстрах» (₽11,5 млрд из всего объема выплат в ₽13,14 млрд за 2016 год), которая выплачивала наиболее необоснованные и завышенные суммы (десятки раз в месяц
по десяткам и сотням миллионов рублей, например, ФАС Татарстана – 175 млн за навязываение ДОПов). В тоже время руководство компании лично не подвергалось никаким административным наказаниям, что прямо прописано в законе. Разгребать теперь эти «авгиевы конюшни» приходится новому руководству в лице CEO «Росгосстрах» М.М.Задорнова, который, в свою очередь говорит
о полной некомпетентности прежнего руководства.

По данным же РСА и Центробанка прочие страховые компании выплатили в 2016-м лишь
₽500–700 млн по подобным искам. Это составило менее 1% от их общих выплат. Так что на лицо проблемы именно в конкретной компании, но идет, как говорится, перекладывание с больной головы
на здоровую.

В справке МВД сообщается, что по 2600 случаям обращения страховщиков в полицию по ст. 159 (Мошенничество в сфере страхования) и 327 (Подделка и т.д. страховых документов) было возбуждено 400 уголовных дел, а по остальным либо в возбуждении дела было отказано или результаты неизвестны. Практически каждое четвертое преступление в данной сфере было совершено непосредственно работниками самих страховых компаний. Но, даже, если бы по всем возбужденным уголовным делам выплаты были максимальными (по определенному законом пределу в ₽400 тыс., а это крайняя редкость, так как реальная сумма выплат по рынку вшестеро меньше), то ущерб, не превысил бы ₽1,04 млрд, что составило бы не более 0,6% от общей суммы выплат по рынку ОСАГО в 2016 году. Так, что сумма ущерба от автоюризма за 2016-2017 гг. оцениваемая отдельными игроками рынка на уровне ₽50–70 млрд представляется МВД совершенно нереалистичной и рассчитанной на запугивание властей и общественности.


Кроме автоюризма получило распространение еще одно уродливое явление: страховые компании не выплачивающие ущерб, накапливали убытки, а собственные средства ее руководство выводило из компании, перекладывая возмещение на плечи компенсационного фонда РСА, где «рука руку моет» таковые выплаты (всего лишь в размере ₽3-5 млрд) ущербом не признавали как якобы предусмотренные законодательством РФ. Позиция не просто странная, а прямо таки наводящая
на коррупционную подоплеку. При такой «слаженности» обкрадывающих и обкрадываемых никакой рост тарифов не будет достаточным для обслуживания все возрастающих аппетитов страховщиков. Пока же убытки конкретно «Росгорстраха» (на ₽16 млрд из-за снижения продаж полисов ОСАГО
на 6 млн ед. и последовавшего превышения выплат ущерба в размере ₽23 млрд против ₽22-25 млрд страховых поступлений) проецируются на весь страховой рынок.

Приглашение некого «международного эксперта» для разработки «системы противодействия для системы сдерживания» против мошенничества пока находится в стадии «воз и ныне там», причем опыт и предложение сотрудничества от отечественного МВД здесь полностью игнорируется.

Существует также юридическая коллизия с определением самого понятия «автоюризма», так как надо еще доказать (по ст. 10 Гражданского Кодекса РФ) именно «злоумышленность» формально законных требований по ущербу к страховой компании. Здесь на стыке гражданского и уголовного права не хватает, например, «независимой службы страховых детективов», о которой пока только много разговоров и которую настоятельно предлагает внедрить МВД России. Именно эта служба
в рамках прописанных полномочий сможет собрать доказательства подлинности документов
и сведений о ТС на выплату страхового ущерба.

Кроме того, необходимо продвигать внедрение электронного паспорта ТС и ввести уголовную ответственность за скручивание счетчика пробега. Кроме того, МВД предлагает перед санацией страховой компании проводить тщательную проверку ее финансовой деятельности на предмет криминальных схем увода активов и причин неплатежеспособности.  

В общем как сказал поэт: «вверх и в темноту уходит нить». Спрашивать же надо с Центробанка ведущего «темную» методику подсчета ущерба и слишком лояльного к РСА, с РСА слишком лояльного к страховым компаниям-банкротам, со страховых компаний, чрезмерно лояльных
к своим не всегда чистым на руку сотрудникам, кроме того, не чурающихся черных и серых схем увода капиталов в тень.

Словом, дел на рынке ОСАГО еще невпроворот, к тому же граждане ряда регионов сегодня еще сталкиваются с проблемой физического дефицита полисов, за которыми в офисах региональных страховщиков-монополистов приходится стоять буквально круглосуточно с отметками химическим карандашом на руках прямо как в былые советские времена в очередях за каким-либо дефицитным товаром.

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Под маркой Sollers будут производиться туристические автобусы

Под маркой Sollers будут производиться туристические автобусы

Компания СОЛЛЕРС анонсировала выход туристического лайнера Sollers SA9

12.07.2024

СОЛЛЕРС показал на ИННОПРОМ-2024 новый пикап Sollers ST8

СОЛЛЕРС показал на ИННОПРОМ-2024 новый пикап Sollers ST8

На выставке ИННОПРОМ-2024 состоялась премьера нового автомобиля Sollers ST8

09.07.2024

Второе поколение внедорожника BAW 212 представлено официально

Второе поколение внедорожника BAW 212 представлено официально

Второе поколение рамного внедорожника BAW 212 – от УАЗа к «Ленд Роверу»

13.06.2024

АМТ Н.В. показал на Comvex'24 гамму совместных грузовиков

АМТ Н.В. показал на Comvex'24 гамму совместных грузовиков

Российская компания АМТ Н.В. может объединиться с SAIC Hongyan

11.06.2024

В Россию приехал молодежный кроссовер GAC GS3

В Россию приехал молодежный кроссовер GAC GS3

Кроссовер GAC GS3 предложен по цене 2,3–2,65 млн рублей

10.06.2024

На российский рынок вышел новый среднетоннажный грузовик AMBERTRUCK SM

На российский рынок вышел новый среднетоннажный грузовик AMBERTRUCK SM

«АВТОТОР» вывел на рынок самую тяжелую модель новой марки AMBERTRUCK

07.06.2024

Мосгортранс получил первые 60 электробусов КАМАЗ новой поставки

Мосгортранс получил первые 60 электробусов КАМАЗ новой поставки

У электробусов КАМАЗ-6282 новой поставки увеличен до 150 км запас хода, а также внесен ряд конструктивных изменений

05.06.2024

Возврат к списку