Дружественные иномарки на BW Expo 2022 – МАЗ и китайцы
2 декабря 2022
На Международной выставке автобусной техники BW Expo'22 состоялся почти что бенефис китайских автобусостроителей
Александр Климнов, фото автора
В Международной выставке автобусной техники BW Expo традиционно принимает участие белорусский МАЗ.
На BW Expo 2022 главной новинкой белорусов стал троллейбус большого класса МАЗ 303Т20 с увеличенной автономностью, который внешне практически не отличается от автобусов МАЗ и электробусов в новом кузове 300-й серии.
Троллейбус МАЗ 303Т20 с увеличенной автономностью оснащен центральным асинхронным двигателем мощностью 155 кВт, а также системой автономного хода на основе суперконденсаторов производства AOWEI емкостью 36 кВт·ч, обеспечивающих машине автономный ход от 20 до 50 км. Срок службы суперконденсаторов составляет свыше 20 000 циклов заряда-разряда.
У троллейбуса в отличие от аналогичных автобуса и электробуса убрана моторная шахта из задней части салона, что увеличило полезную площадь пола и количество сидений до 30 (из них 14 – на низком полу) при общей пассажировместимости 82 человека.
Стандартная комплектация троллейбуса включает: многофункциональный руль, круиз-контроль, комфортабельные сиденья с регулировкой по углу наклона из экокожи, индивидуальные блоки вентиляции над каждым сиденьем, шторки в салоне, износостойкое покрытие пола, боковую сдвижную дверь (без электропривода), дополнительный отопитель салона, задние боковые окна с клапанными форточками, электростеклоподъемники и электрозеркала, центральный замок, кондиционер салона, аудиосистему, задний парктроник, ABS+EBD и ESC.
Рядом экспонировался уже знакомый на вид, однако, переработанный под «антисанкционные» компоненты электробус 303Е пассажировместимостью 60 пассажиров (30 посадочных мест из которых 14 на низком полу).
Кузов и салон электробуса, включая алюминиевые профили, применяемый в обшивке пластик и облицовочные материалы, детали интерьера и экстерьера, сиденья, шины, комплектующие электрооборудования, информационные табло, остекление и многое другое полностью белорусского производства, а сборкой ячеек и производством всего тягового оборудования, включая систему управления двигателя, тяговые аккумуляторные NMC-батареи и мультиплексную систему для машины произвела российская компания ИТЭЛМА. Емкость АКБ составляет 400 кВт·ч.
Передний мост – собственный производства МАЗа. Производитель заднего ведущего не называется, но, скорее всего, он сделан в Китае. Номинальная мощность асинхронного электродвигателя – 150 кВт, а максимальная – 180 кВт. Тип зарядки NC CC52 COMBO, время зарядки – 4 часа. Запас хода — до 300 км.
Отечественные автобусостроители высказали в рамках форума свои тревоги и проблемы. Им приходится преодолевать проблемы с поставками компонентов, предпринимать экстренный поиск новых партнеров и схем поставок, что естественно выбивает предприятия из нормальной колеи и вселяет неуверенность в будущем. Тогда как достаточно многочисленные китайские производители на другой стороне павильона чувствовали себя вполне комфортно, так как спрос на китайские автобусы (прежде всего междугородные и туристические лайнеры) на российском рынке сейчас стабильно высокий.
Этому способствует и то, что на территории СНГ фактически не осталось ни одного производителя собственных туристических лайнеров из-за того, что такая техника практически полностью базировалась на европейских шасси, например, как ГАЗовские лайнеры «Круиз» и «Вояж» на агрегатах шведской Scania.
В этом отношении BW Expo 2022, действительно, показало ярмарочное разнообразие.
Самым видным экспонатом был 12-метровый автобус модели YBL6128HQ3 в черно-золотой «ливрее» малоизвестной у нас пока что марки Asiastar – дочернего предприятия концерна Weichai, в автобусной гамме которого имеется техника на любой вкус и кошелек: городские, пригородные и дальнемагистральные автобусы с дизельными, газовыми и электрическими двигателями. В скором времени лайнер должен завершить сертификационные процедуры, а товарные машины появятся у нас в следующем году.
Автобус оснащен 375-сильным дизелем Weichai WP10H375E50. Коробка передач 6-ступенчатая механическая Fast Gear 6DSX180T. Оба моста производства HANDУ (передняя подвеска по заказу – независимая). Задние тормоза за доплату также дисковые.
В его салоне лайнера размещено 51 комфортабельное «кожаное» сиденье с мягкими подушечками для головы. На потолке установлена динамическая светодиодная подсветка. Предусмотрена и климатическая установка с кондиционером. Объем багажного отсека – 10 м3. Ориентировочную цену такой машины называют в районе 10 млн рублей, хотя к началу продаж она может и поменяться.
В планах китайцев на нашем рынке и продвижение газовой темы. Так, Yutong привез на выставку 12-метрового «туриста» ZK6128HN с 375-сильным газовым двигателем Yuchai, который работает на сжатом метане (КПГ). Из-за этого, впрочем, вместимость багажного отделения сокращена до 3,8 м3, а остальное пространство занято 10-ю баллонами суммарным объемом 1200 литров. Представители марки утверждают, что такие газовые автобусы востребованы на междугородних маршрутах в восточной части нашей страны. Просят за такой Yutong $190 000 (~11,5 млн руб.).
Газовый автобус экспонировал на выставке и Higer – на примере 12,5-метрового лайнера KLQ6119TQ была продемонстрирована раскрывающаяся поэлементно передняя маска. Такая схема удешевляет ремонт при мелких ДТП. В заднем свесе этого автобуса размещен такой же газовый двигатель Yuchai, что и на Yutong-е. Однако газовых баллонов в багажном отделении здесь только девять с суммарным объемом 1080 л. Впрочем, и просят за такой автобус меньше – $152 000 (9,25 млн рублей).
Рядом на стенде Higer стоял лайнер KLQ6128LQ с 375-сильным дизелем Cummins ISL9.5-375Е53, агрегатированным с роботизированной 6-ступенчатой коробкой Fast Gear 6DZS180 со сцеплением Sachs (также китайским). Представители марки заявили, что это первый в России китайский автобус с «роботом». Впрочем, «роботы» присутствуют в гаммах практически всех китайских производителей, но наши перевозчики не хотят переплачивать и связываться с сомнительной надежностью таких агрегатов. За автобус с РКП просят $157 000 (9,55 млн руб.).
Такие цены для российских покупателей данной техники цены вполне приемлемые. Вот поэтому новые китайские лайнеры и расходятся у нас как горячие пирожки. Прибыль компаний зачастую обусловлена только скоростью поставок.
А вот китайские автобусы для города у нас пока что массово еще «не зашли». Это потому что еще в 2015-м было принято постановление, запрещающее закупки импортной автотехники в муниципальные парки. Впрочем, частники, особенно с востока страны, берут китайские городские машины достаточно активно.
На выставке в этом сегменте был показан, например, городской 10,5-метровый King Long XMQ6106G с 260-сильным газовым двигателем Yuchai YC6G260N-50 и механической 5-ступенчатой коробкой передач. Схема кузова – две двери и низкий пол в передней части салона. Внутри салона – 26 сидений и ярко-синяя подсветка, а полная пассажировместимость – 69 человек. Цена – немногим менее 8 млн руб.
А вот Zhong Tong представил городской автобус ZT-34 с дизелем Cummins и механической коробкой Fast Gear. Машина отличается невзыскательным салоном, сдвоенным лобовым стеклом и отсутствием кондиционера, но выигрывает по цене – 6,7 млн руб. Для сравнения – белорусский МАЗ-205 в версии для Москвы на европейских компонентах еще год назад уже стоил 11 млн руб., а сейчас, естественно, гораздо дороже…
При таких «демпинговых» ценах «китайцев» отечественные автобусостроители чувствуют себя весьма неуверенно. Ведь, если запрет на покупку автобусов-иномарок госструктурами и муниципалами отменят, то дефицит очень быстро будет закрыт дешевыми автобусами из Поднебесной.
Качественный междугородный автобус XML6126JR от Golden Dragon у нас будут продавать по названием «Триумф»
P.S. Кстати, на белорусском стенде так и не показали микроавтобус МАЗ-281040 («МАЗель»), очевидно, в связи полной потерей перспективы на российском рынке из-за только что случившегося запуска производства полного российского аналога – модели СОЛЛЕРС «Атлант», т.е. такого же клона китайского JAC Sunray.
Монополия же китайских автобусников в сегменте междугородных и туристических лайнеров в значительной степени действовала и в предыдущие годы, так как выпуск российских аналогов был мизерным (кроме крупной партии ГолАЗ-5252 «Вояж» к Сочинской Олимпиаде), а европейские бренды реализовывали в России свои лайнеры буквально поштучно VIP-клиентам, так что здесь ничего нового нет. Но вот от «демпинговых» цен на «китайцев» наших автобусостроителей, действительно, защищает только вовремя принятое постановление, которое в случае отмены откроет вообще все шлюзы для импорта из КНР.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка