Господдержки электромобилям в России не будет до 2025 года

Господдержки электромобилям в России не будет до 2025 года

21 февраля 2018


Аналитический центр поддержку электромобилей в России считает бесперспективной


автор

Александр Климнов, фото Н.Кушниренко

На состоявшемся в ОАО «АСМ-холдинг» круглом столе по итогам деятельности автомобильной промышленности России за 2017 год и ее перспектив до 2025 года Начальник Управления отраслей экономики Аналитического Центра при Правительстве Российской Федерации Григорий Микрюков осветил «Основные меры государственной поддержки и регулирования развития автомобильной промышленности России в 2018 году и на период до 2025 года.


Согласно данным «Росказна» объем госудрственной поддержки автомобилестроительной отрасли в последние годы неизменно растет – единственными годами, начиная с 2009-го, когда господдержка снижалась были 2012-й и 2013-й, которые и без всякой поддержки показали рекордные уровни продаж. Другой вопрос, что отечественные производители продолжали терять долю на рынке и в эти «тучные» годы. Затем в 2014-м последовал обвал нефтяных цен с практически синхронной девальвацией рубля, дополненные антироссийскими санкциями из-за Украины. В результате господдержку пришлось многократно увеличить – только в 2014-м – в 7 раз! Далее государственная поддержка автомобилестроителям только увеличивалась: в 2015-м – на 28,5%, в 2016-м еще на 27,8%, а только за 11 месяцев 2017-го – на 10,2%. Эти цифры явно более чем существенно обгоняют инфляцию и фактически компенсируют автопроизводителям реальную девальвацию рубля. Обеспечиваются же эти суммы госрасходов на фоне вступления страны в ВТО и необходимого снижения импортных пошлин за счет введения утилизационных сборов, фактически ставших механизмом компенсации убытков отечественных (и приравненных к ним) производителей автомобилей от «демпингующего» импорта. Кстати, вводились в этот период и прямые антидемпиновые сборы, например, по решению Таможенного союза – против заниженных цен на LCV европейского и турецкого происхождения.


В результате доля автопрома в общих расходах федерального бюджета на поддержку отраслей экономики выросло с несущественных 0,4–0,6% в 2012–2013 гг. до весьма существенной величины в 8,2% за неполный 2017 год.


Итак, за 11 месяцев прошлого года направления поддержки автомобилестроительной отрасли в России распределялись так: львиная доля в 44% пришлась на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств по колесным транспортным средствам, соответствующим нормам Евро-4 и Евро-5 (преимущественно автобусам и грузовикам – до 98% из них получил КАМАЗ); компенсация части затрат на содержание рабочих мест (основной бенефициар – АВТОВАЗ) – 22% госрасходов; компенсация части затрат в связи с производством колесных транспортных средств за счет резервного фонда Правительства РФ (по заказам силовых ведомств) – 12%,

возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2015–2017 годах физическим лицам на приобретение автомобилей, т.е. льготных кредитов – 8%; по 5% на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций и возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных и инновационных проектов; компенсация части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями – 2% и субсидии организациям автомобилестроения на перевозку автомобилей, произведенных на территории Дальневосточного федерального округа, в другие регионы страны – 1% (фактически поддержка сборочного производства Mazda).

Поддержка государственными дотациями по словам Г.Микрюкова может осуществляться только точечно на определенные проекты и на очень короткий срок, иначе такие вливания теряют свой эффект и превращаются просто в очередную бюджетную дыру.


В числе положительных моментов песпективной политики государственной поддержки в 2018 году Геннадий Микрюков отметил, прежде всего направление на поддержку производства и использования инновационного и экологического транспорта. Кроме того, должны быть откорректированы действующие направления господдержки отрасли. Необходимы новые инструменты и оценка их эффективности. И все же рынок продолжит рост за счет положительных макроэкономических факторов: адаптации экономики к санкционному режиму, стабильности курса рубля, снижению инфляции, а также адаптации потребителей к новому уровню цен. При этом он отметил, что Москва на которую приходится на сегодня треть всех продаж на рынке уже заметно теряет свою монопольную роль и продажи уходят в регионы, каковые и будут основными драйверами роста.

В то же время на основании анализа состояния дел с поддержкой экологически чистого транспорта в развитых странах сделан вывод, что именно в России в ближайшие годы прямая поддержка спроса на электромобили не требуется – так как объем спроса из-за их дороговизны и недостаточной инфраструктуры подзарядки пока минимален и будет оставаться таковым даже при значительных затратах государственных средств.


– Разительный контраст между небольшим объемом продаж электромобилей в Норвегии и солидным процентом проникновения, и самым большим рынком EV в Китае и мизерной долей проникновения. Очевидно, что усилия правительства КНР в ближайшие годы могут дать весьма существенные результаты.

Тем не менее, такие направления поддержки как госзакупки экологически чистых видов транспорта; предоставление бесплатной парковки электромобилям, возможность пользования выделенными полосами и бесплатно – автодорогами, субсидии на покупку электромобилей операторами такси и постепенно ужесточение экологических требований по выбросам обычных автомобилей должны оказать свое положительное воздействие.


По состоянию на 2018 год господдержка в США (по достижении 200-тысячного рубежа продаж электромобилей) закончена.

В Голландии рынок электромобилей из-за снятии госдотаций в 2017 году обрушился, зато опрос общественного мнения показал, что 45% норвежцев готовы пересесть на электромобиль хоть завтра – на сегодня это самая продвинутая по электромобильной теме страна в мире, что делает отказ от продаж автомобилей с ДВС в этой стране к 2025 году вполне реален. В тоже время демонстративный отказ Запада от российского газа вполне может смениться китайской гегемонией на литиевом рынке (95% от мирового производства лития сосредоточено в Китае).





Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Предсерийный полноприводный минивэн «Соболь NN 4WD» представлен на туристической выставке MITT-2024

Предсерийный полноприводный минивэн «Соболь NN 4WD» представлен на туристической выставке MITT-2024

Микроавтобус «Соболь NN 4WD» прочат в конкуренты ульяновской «буханке»

19.03.2024

КАМАЗ поставит в Москву электробусы нового заказа образца 2024 года

КАМАЗ поставит в Москву электробусы нового заказа образца 2024 года

КАМАЗ продолжает совершенствовать конструкцию электробуса для Москвы  

19.03.2024

Представлена первая модель новой марки XCITE

Представлена первая модель новой марки XCITE

Первенцем новой российской марки XCITE стал кроссовер X-Cross 7

14.03.2024

В Москве презентовали электробус ЛиАЗ нового заказа

В Москве презентовали электробус ЛиАЗ нового заказа

Обновленный электробус ЛИАЗ-6274 получил на треть более емкую АКБ, электрообогрев салона и много других усовершенствований

13.03.2024

Sollers Argo-L – длиннобазная версия

Sollers Argo-L – длиннобазная версия

Серия LCV Sollers пополнилась удлиненной версией Argo-L с 3-метровой базой

11.03.2024

На российский рынок вышел полноприводный кроссовер Jetour T2 с несущим кузовом

На российский рынок вышел полноприводный кроссовер Jetour T2 с несущим кузовом

Кроссовер Jetour T2 будет продаваться по цене 3,76–4 млн рублей

06.03.2024

LADA Iskra засветилась в кузовах седан и кросс-универсал

LADA Iskra засветилась в кузовах седан и кросс-универсал

В базе Роспатента появились рендеры LADA Iskra в кузовах седан и кросс-универсал

06.03.2024

Возврат к списку