Китай бросает вызов Америке на электромобильном «поле».

Китай бросает вызов Америке на электромобильном «поле».

Китай бросает вызов Америке на электромобильном «поле».

11 Января 2018


Передел мирового рынка под электромобили дает Китаю шанс опередить США.


автор

Александр Климнов, фото REUTERS и autowp.ru

В июле 2017 года компания Volvo Cars ошеломила автомобильную промышленность своим революционным заявлением о введении, начиная с 2019 года, обязательного электродвигателя для каждой своей новой модели. Это стало самым масштабным экологическим вызовом со стороны крупной автомобильной компании в области гибридных и аккумуляторных технологий и потенциально смертельным ударом для двигателя внутреннего сгорания, однако, этот же шаг показался почти гротескно агрессивным для компании, которая еще совсем недавно – в 2010 году была на грани банкротства.

Однако у Volvo был неубиенный козырь – Китай. Первоначально электроверсии Volvo будут выпускаться именно в Китае, где ее владелец – компания Geely Automobile Holdings of China уже выпускает аккумуляторные электромобили (BEV) для местного рынка, в настоящее время уже ставшего крупнейшим в мире для таких транспортных средств.


Презентация гибридного 4-местного купе Polestar 1 прошла в Шанхае
17 октября 2017 года

Подробная стратегия компании не разъяснялась публично до октября, когда на пресс-конференции в Шанхае Volvo представила новейшее гибридное 4-местное купе Polestar 1. Компания одновременно объявила о планах инвестировать ¥5 млрд ($760 млн) в строительство нового завода для выпуска автомобилей суббренда Polestar в провинции Сычуань, а также новую  услугу «все включено», которая позволит клиентам использовать автомобиль по требованию без типичных хлопот, сопровождающих непосредственное владение.


Конкуренцию Polestar 1 составит Tesla Model S

«Наше видение заключается в том, что предлагаемая нами модель подписки и услуг будет определять и сущность марки автомобилей Polestar», – сказал Джонатан Гудман, главный операционный директор бренда Polestar.


Футуристическая панель приборов купе Polestar 1

Компания Volvo Cars, уже принадлежавшая Zhejiang Geely Holding, купила Polestar в 2015 году и реанимировала бренд в качестве производителя оригинальных гибридов и электромобилей в июне 2017 года. Выпуск премиального купе Polestar 1 с номинальной ценой от 130 000 евро
до 150 000 евро ($153–176 000) начнется в западнокитайском городе Чэнду с середины
2019 года. Несколько позже появится чистый электромобиль Polestar 2, который будет непосредственно конкурировать с Tesla 3, а также электрокроссовер Polestar 3.


Гибридный кроссовер Volvo XC60 T8 Inscription 2018 модельного года

Ах, это Вольво! Вспомните времена, когда все Volvo были угловатыми как обувные коробки, но считались престижным брендом для джентльменистых преподавателей английского языка в твидовых пиджаках и молодящихся домохозяек из пригородов? Теперь они запускают в свет роскошное четырехместное гибридное купе, которое будет конкурировать на китайском рынке ноздря в ноздрю с Tesla, используя модель продаж, заимствованную у Uber и Zipcar.


Комбинация приборов Volvo XC60 T8 Inscription 2018 года

Тем не менее, помимо непосредственного вау-эффекта недавние шаги Volvo дают понять, насколько глубокое влияние на автомобильную промышленность окажет электромобильная революция. И непосредственно самими машинами она не ограничится. Как показывает пример Volvo, отрасль находится на пороге просто-таки тектонического сдвига, который будет включать в себя в равной степени технологические инновации, новые бизнес-модели и изменение законодательства. Кроме того, предстоит невероятное усиление конкуренции в мировом масштабе, будет меняться и планетарный экономический ландшафт, поскольку разные страны, производители и поставщики усиливают соперничество за конкурентное преимущество.

Добро пожаловать в гонку цифровых автомобильных вооружений: следующее поколение автомобилей, которые окончательно станут электрическими, всегда будут online, беспилотными и каршеринговыми.


«В ту же степь» и последовавшее в том же июле заявление Tesla о создании производственного предприятия в Шанхае, официально – первого полностью принадлежащего иностранному автопроизводителю. Что стало возможным благодаря специальной сделке, заключенной американской компанией с правительством Шанхайского муниципалитета.


Забитые машинами улицы китайских мегаполисов буквально взывают к экологически чистым технологиям на автомобильном транспорте

Именно этот аспект наиболее важен для будущего. До сих пор любая иностранная фирма, производящая продукцию в Китае, была строго ограничена китайским правительством условиями партнерства в СП, согласно которым с китайским партнером надлежало делиться ноу-хау и доходами, дабы избегать «дамоклова меча» 25-процентного государственного акциза на реализуемую продукцию. Именно по таким правилам до сего дня работает в Китае буквально каждый иностранный автопроизводитель.

Сделка Tesla кардинально отличается от действующих условий для производственных предприятий, в том числе базирующихся в зоне свободной торговли Шанхая, позволяя компании впервые в истории китайской автомобильной промышленности сохранить полную собственность и на свою прибыль, и на свои технологии. Тем не менее, согласно действующим правилам, по поводу которых Tesla пытается вести переговоры, любая ее модель произведенная в этой зоне свободной торговли, по-прежнему будет облагаться 25-процентным акцизом.

И здесь все становится намного проблематичнее. Даже имея преимущество первопроходца в электромобилестроении и прямой доступ к процветающему китайскому потребительскому рынку, а также глубокие связи с технологической цепочкой китайских поставщиков, Tesla будет работать в Китае с 25-процентным налогом к радости избавленного от него Volvo, из-за национальных торговых правил, потворствующих именно местным компаниям.


Даже создав на 100-процентно дочернюю компанию в Шанхае компания Tesla
будет продавать свои электромобили в КНР с акцизом в 25%

Этот проект станет стратегическим шагом со стороны Китая. Итак, Поднебесной, похоже, выпадает исключительный шанс на то, что бы ввязавшись в нынешние технологические бои, разворачивающиеся в автомобильной промышленности, завоевать место под солнцем в отрасли, которая еще находится в стадии зарождения. Поскольку традиционные автомобили с двигателями, работающими на ископаемом топливе, пока еще раскупающиеся гражданами и организациями, рискуют разделить судьбу вышедших в тираж лошадей и гужевых повозок, Китай позиционирует себя как политически, так и инфраструктурно в качестве главного места для размещения автопрома в версии 2.0.


Прогноз Deutsche Bank до 2020 года по росту мировых объемов производства в ГВт·ч на мегафабриках по выпуску литиевых аккумуляторов

Сравните подход, реализуемый Китаем с тем, что недавно было декларировано в США. Так, проект плана налоговой реформы House House предусматривает ликвидацию федеральных льготных выплат в размере $7500 при покупке электромобиля, в то время как сенатская версия плана, напротив, поддерживает федеральный кредит, тем самым оставляя массового покупателя в заблуждении относительно перспектив покупки электромобиля в условиях нынешней законодательной неопределенности.


Генеральный исполнительный директор Мэри Барра представила в начале 2016 года первенца большой электромобильной программы GM – Chevrolet Bolt. Ждет ли успех эти планы при секвестре федеральных льгот на сумму $7,5 тыс. при покупке электромобиля в США?

Это создает сложную ситуацию для американских производителей электромобилей, просто потому что основной на сегодня стимул для покупки такой машины в США потенциально может исчезнуть. Между тем, Китай делает все возможное, чтобы стимулировать внедрение электромобилей, утвердив в сентябре новые правила, которые требуют довести к 2020 году объем продаж электромобилей до 8% от всего рынка новых автомобилей.


Производство электромобилей в КНР развивается семимильными шагами, но пока еще отстает от «наполеоновских» планов правительства согласно которым уже с 2020 года каждый 12-й новый легковой автомобиль в Китае должен быть электромобилем

На первый взгляд, это должно превратить Китай в «землю обетованную» для производителей подобной техники, но для американских автопроизводителей, прорыв на рынок Поднебесной потребует либо проглотить разорительный 25-процентный акциз, либо заключить сделку с какой-либо местной автокомпанией, которая в дальнейшем может стать и конкурентом. 


Пока иностранные автопроизводители смогут внедриться на китайский рынок электромобилей только через СП

Добавьте постоянный прогресс новых технологий, которые рано или поздно установят отраслевые стандарты (например, по типам электроразъемов зарядных станций и(или) напряжению тока заряда), и вы сможете понять, почему автопроизводители борются за разработку стратегий внедрения именно глобальных технологий для электрических транспортных средств. Так, недавно концерны GM и Ford представили планы по внедрению в свои модельные ряды суммарно
33 моделей электромобилей. Концерн Volkswagen взял на себя обязательства по запуску
15 «транспортных средств на альтернативной энергии» в Китае. Список можно продолжить.


Планы концерна Volkswagen Group по внедрению электромобилей к 2025 году впечатляют своей масштабностью и основательностью

Все чаще начинает казаться, что те производители, которые изобретают формулу электромобиля, должны будут сделать гораздо больше, чем просто разработать отличные транспортные средства. Им необходимо будет овладеть всеми сложными аспектами глобальной торговли, глубоким пониманием того, как различные реформы законодательного регулирования смогут влиять на спрос и предложение в различных регионах мира и быть способными быстро адаптироваться, когда вся эта картина динамически изменится. В итоге этой эволюции Китай станет крупным держателем мирового рынка электромобилей. И если США не будут осмотрительны, то это может иметь следствием потерю их нынешнего лидерства в мировой автомобильной промышленности, поскольку «почва» под ней уже задрожала.


Кто победит в битве за «Автопром 2.0» – Китай или США?

Это становится серьезным вызовом для традиционных автопроизводителей и, несомненно, потребует значительного периода проб и ошибок. Это также создает огромный риск для экономики США, потому что торговые соглашения, торговая политика, стимулы и партнерские отношения между государственным и частным секторами, которые дядя Сэм формирует сегодня, будут играть решающую роль в определении победителей и проигравших в «автопроме 2.0» завтрашнего дня.


Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Самая быстрая «Сова» в мире вышла на дороги

Самая быстрая «Сова» в мире вышла на дороги

Самый динамичный серийный электромобиль в мире Aspark Owl разгоняется до сотни за 1,7 секунды!  

06.01.2021

ВАЗ выпустил опытную партию рестайлинговой LADA Vesta FL

ВАЗ выпустил опытную партию рестайлинговой LADA Vesta FL

На предприятии LADA Ижевск собрана опытная партия рестайлинговой модели ВАЗ-2180 или LADA Vesta FL

28.12.2020

ВАЗ подтвердил облик рестайлинговой LADA Niva

ВАЗ подтвердил облик рестайлинговой LADA Niva

В сети появились первые реальные фотографии LADA Niva 2021 года с измененным дизайном

18.12.2020

ВАЗ может запустить в 2021 году три новинки

ВАЗ может запустить в 2021 году три новинки

В следующем году АВТОВАЗ может вывести на рынок три обновленных модели LADA

24.11.2020

Майбах выигрывает на умеренности

Майбах выигрывает на умеренности

Новейшее поколение Maybach Z223 по сравнению с предыдущим X222 выросло в габаритах незначительно

23.11.2020

«Электрогармошку» КАМАЗ-6292 опробуют на столичных улицах

«Электрогармошку» КАМАЗ-6292 опробуют на столичных улицах

До конца 2020 года на тестовую эксплуатацию в Москву поступит сочлененный электробус КАМАЗ-6292

18.11.2020

Пикап-монстр Rezvani Hercules 6x6 оснастили 1300-сильным мотором

Пикап-монстр Rezvani Hercules 6x6 оснастили 1300-сильным мотором

Американский супер пикап Rezvani Hercules 6x6 станет самым мощным и дорогим в мире

13.11.2020

Возврат к списку