Минэкономразвития готовит концепцию

Минэкономразвития готовит концепцию

15 марта 2018


На конференции «Коммерческий транспорт 2018» о перспективах развития российского автопрома до 2025 года поведало Минэкономразвития РФ


автор

Александр Климнов, фото автора

Начальник Департамента развития секторов экономики Министерства экономического развития Российской Федерации Рустам Абульмамбетов подробно рассказал о перспективах и стратегии развития коммерческого автомобильного транспорта на период до 2025 года.

Буквально через шесть дней предстоит принятие Концепции развития автомобильной промышленности на период до 2025 года. Главное, будет решен вопрос о новых правилах для промсборки.

Пока же было констатировано, что действие предыдущих постановлений Правительства РФ (№166 и №566) фактически привело к замещению отечественных производителей иностранными (см. график раздела рынка, соответственно, в 2005 и 2017 гг.).

Тем не менее, это позволило привлечь в автопром $23 млрд иностранных инвестиций и создать сборочные мощности в объеме 3,5 млн автомобилей. Однако реальная загрузка мощностей в последние годы 35-40%.

Объем государственной поддержки в последние годы смог компенсировать обвал продаж, начиная с 2014 года и, соответственно, доходов автопроизводителей (убытки составили до ₽52 млрд в 2014-м и ₽77,5 млрд в 2015 году) и, наконец, привести их в прошлом году к прибыли (₽50,5 млрд) при объеме господдержки в размере ₽67,2 млрд.

Таким образом, автопром был спасен от полного банкротства, хотя и достаточно дорогой ценой. Был сохранен интерес инвесторов к локальному производству в России. Внутренний рынок был защищен от импортного секонд хэнда, который превращал автомобильный парк страны в свалку и губил отечественных производителей. Для поддержки автопрома был сформирован целый комплекс поддержки от косвенных дотаций до утилизационного сбора, что и позволило эффективно поддержать важный сектор экономики.

Министерство экономического развития ставит перед собой цель обеспечить внутренний спрос на современную автомобильную технику на 80–90% за счет именно отечественных производителей. Соответственно, импорт в сегменте легковых автомобилей упал с 63% в 2007-м до 17,5% в 2017-м, а к 2025 году составит не более 15,4%. По грузовикам соответствующие показатели равны 35,8% – 17,8% и 11,6%, а по автобусам: 15,8% – 4,2% и 3,3%. Впрочем, резонные замечания экспертов (в ходе сессии вопросов после доклада) указали на то, что при все еще низкой локализации большинства собираемых в стране иномарок (редко превышающей 35% и лишь в отдельных случаях превышающей 65%) истинная доля импорта остается гораздо более высокой, чем показывает график Минэкономразвития.

В дальнейшем намечается наращивание технологических компетенций национальных производителей автомобильной техники и комплектующих за счет углубления локализации производимых автомобилей до 70-85 %. Для этого государству необходимо: 1) актуализировать требования к технологическим операциям, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г за номером 719; 2) содействовать освоению критических систем, компонентов и технологий, требующихся российским производителям – двигателей, коробок передач (в том числе роботизированных), систем управления, систем помощи водителю (ADAS), тяговых батарей (для электромобилей и гибридов), а также поддержки значимых НИОКР; 3) перенастройка промышленных субсидий под нужды инвестирования предприятиями в развитие новых технологий, развитие модельных рядов, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Предоставление господдержки по мысли Минэкономразвития в свою очередь позволит: 1) сформировать прозрачную и конкурентную среду на рынке; 2) приведет к росту инвестиций российских производителей и глобальных OEM; 3) появлению долгосрочных экономических стимулов для развития производителей комплектующих (Tier 2,3) и разработки и(или) развитию собственных платформ; 4) формированию долгосрочного спроса на российские инженерные ресурсы и R&D; 5) росту бюджетных поступлений; 6) увеличению добавленной стоимости, созданной непосредственно на территории России (в особенности при производстве комплектующих). Кроме того, выполнение государством всех ранее взятых на себя обязательств по поддержке экспорта создаст необходимую мотивацию для оздоровления отрасли, а также обеспечит рост экспорта автомобильной техники и компонентов.

Потенциал экспорта к 2020 году оценивается в размере от 200 до 300 тыс. автомобилей ежегодно.

Целевой объем поставок на экспорт не менее 12–14 % произведенных автомобилей.

В свою очередь в экспортной политике необходимо сосредоточиться на следующих направлениях: концентрации производства на отечественных платформах; поставках отечественных компонентов в цепь поставщиков глобальных ОЕМ; заключении Соглашений о Свободной Торговле с целевыми рынками.

Господдержка традиционных видов автомобильной техники при этом будет сокращаться и после 2020 года станет осуществляться исключительно для выведения на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами в области электродвижения, автономного вождения, подключенного автотранспорта, газомоторной техники, стимулирования спроса на них, организацию послепродажного обслуживания и создание необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры.

Успешная реализация наиболее эффективных мер поддержки развития новых технологий позволит обеспечить появление новой линейки продуктов с высокими темпами роста (40-50% в год для электромобилей и беспилотных транспортных средств). Для российских производителей автокомпонентов может быть создан значительный по своим объемам рынок.

Ключевыми показателями эффективности реализации Стратегии станут следующие цифры:

Реализация Стратегии по мнению ведомства обеспечит: 1) рост производительности труда; 2) развитие человеческого капитала; 3) экспорт инжиниринговых услуг; 4) получение новых производственных компетенций в автомобильной промышленности; 5) включение отечественных производителей комплектующих в глобальные цепочки поставок; 6) увеличение глубины переработки российского сырья.

Реализация Стратегии будет способствовать сбалансированному удовлетворению интересов ключевых участников отрасли, в частности: обеспечению возврата доходов на инвестиции; обеспечению безубыточного развитие отрасли, увеличению выручки производителей до ₽2,5 трлн ежегодно; увеличению внутреннего рынка до 2,5 млн автомобилей (при том, что уже в начале 2000-х продавалось 2,1 млн – авт.); увеличению уровня локализации автомобилей до 70-85%; адаптации передовых технологий и компетенций; увеличению конкурентоспособности продукции; обеспечению занятости и стабильности доходов бюджета до ₽150 млрд налоговых поступлений ежегодно.

И все же несмотря на ослепительность планов Минэкономразвития приходится учитывать и реальное состояние дел в российском автопроме, в течение всех последних лет, например, артикулируемое ОАО «АСМ-холдинг» как критическое, в том числе и для национальной безопасности. Так, что утверждение Минэкономразвития об успехе страны в соревновании за лидерство на рынке уже сегодня активно развиваемом в странах Запада и Дальнего Востока (а в родном отечестве, что называется конь не валялся), выглядит чрезмерно оптимистическим. Достаточно, хотя бы, вспомнить продвижение проекта внедрения газомоторого топлива, которое фактически заглохло на местах, несмотря на немалые госдотации под данный проект. Но, об этом и о прочих перспективах отечественного автопрома в приложении именно к коммерческому транспорту (с точки зрения АСМ-холдинг, PwC и других) будет рассказано в следующей статье на портале rim3.ru


Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ВАЗ выпустил спорт-универсал Vesta SW Sportline за 2,4 миллиона рублей

ВАЗ выпустил спорт-универсал Vesta SW Sportline за 2,4 миллиона рублей

Подразделение LADA Sport  выпустило свою первую модель в кузове универсал

10.01.2024

«Урал» создал арктический автопоезд с активным полуприцепом

«Урал» создал арктический автопоезд с активным полуприцепом

На АЗ «Урал» прошли испытания  «Арктического автопоезда с транспортируемым функциональным модулем»

10.01.2024

В России вот-вот начнутся продажи второго поколения кроссовера Geely Atlas

В России вот-вот начнутся продажи второго поколения кроссовера Geely Atlas

Кроссовер Geely Atlas II поступит в продажу сразу после новогодних праздников

29.12.2023

Apple предложит в 2024 году CarPlay второго поколения с кастомизацией под любой бренд

Apple предложит в 2024 году CarPlay второго поколения с кастомизацией под любой бренд

Премиальные и не только бренды получат в 2024 году технологию подключения смартфона Apple CarPlay с индивидуальными настройками

25.12.2023

Пикап Sollers ST6 теперь и на бензине

Пикап Sollers ST6 теперь и на бензине

СОЛЛЕРС вывел на рынок пикап Sollers ST6 с бензиновым двигателем за 2,4 млн рублей

18.12.2023

Больше Tank-ов огромных и разных

Больше Tank-ов огромных и разных

В 2024 году бренд Tank может вывести на российский рынок еще три модели внедорожников

15.12.2023

Первый электромобиль Alfa Romeo получил звучное имя Milano

Первый электромобиль Alfa Romeo получил звучное имя Milano

В апреле 2024 года дебютирует электрокроссовер Alfa Romeo Milano

15.12.2023

Возврат к списку