Robinson показал прототип своего первого большого вертолета модели R88
13 марта 2025
Новый однодвигательный вертолет Robinson R88 рассчитан на восьмерых пассажиров и двух членов экипажа
Александр Климнов, фото производителя
Знаменитая американская вертолетостроительная компания Robinson Helicopters провела презентацию макета своего долгожданного большого 10-местного вертолета R88, который станет первым новым продуктом производителя с момента презентации газотурбинной модели R66 в 2007 году.
Вертолет R88 оснащен одним турбовальным 1000-сильным двигателем Safran Arriel 2W, который позволяет нести полезную нагрузку в 2800 фунтов (1270 кг) на дальность более 350 морских миль (648 км).
Вертолет R88 рассчитан на восьмерых пассажиров и двух членов экипажа, а его кабина объемом 7,8 м3 может быть выполнена в нескольких вариантах конфигурации сидений.
Доступ в кабину обеспечивается через большие раздвижные боковые двери и(или) откидную заднюю дверь, что упрощает загрузку громоздких грузов и носилок.
Характерный экстерьер R88 четко указывает на принадлежность к семейству геликоптеров Robinson, при этом его роторная мачта короче, чем у моделей R44/R66, а двигатель расположен позади кабины.
В R88 турбовальный двигатель расположен в одной оси с трансмиссией и закрыт обтекателем над крышей кабины.
Издание Aviation Week приводит слова президента и генерального директора Robinson Дэвида Смита: «Это большое изменение для нас, которое позволило нам изменить форму капота и линий над крышей, сделав их более обтекаемыми».
За более чем два года разработки вертолет R88 увеличился в размерах по мере уточнения концепции.
Смит пояснил: «Команда начинала разрабатывать его как меньший вертолет, но по мере того как мы изучали возможности нового варианта двигателя Arriel и начали лучше понимать архитектуру силовой установки, трансмиссии и редукторов, стало ясно, что мы можем достичь большего».
Разрабатываемый для выполнения самых различных задач, включая пожаротушение, перевозку грузов на внешней подвеске, медицинские и пассажирские перевозки – R88 будет доступен со стандартным или высоким полозковым шасси.
Последнее обеспечит повышенный дорожный просвет и возможность установки противопожарных водяных баков.
В список опций войдет, например, грузовой крюк грузоподъемностью до 3000 фунтов (1360 кг), грузовая корзина, система защиты от столкновения с проводами и аварийные поплавки.
По словам Смита, максимальная взлетная масса нового вертолета и предельные характеристики еще не определены.
Он сказал: «Мы пока не раскрываем точные цифры максимальной взлетной массы. Но она точно будет выше категории семиместных вертолетов, но значительно ниже двухмоторных машин. Это также оставляет нам достаточный запас для сертификации по стандарту Part 27, так что можно ориентироваться на диапазон 5500–6500 фунтов (2500–2950 кг), и мы продолжаем уточнять эти параметры».
По сравнению с некоторыми конкурирующими двухмоторными вертолетами, прежде всего Airbus Р125 и Bell 407 (в числе конкурентов называют также Eurocopter AS350 Astar Écureuil (ныне Airbus H125), Airbus H135 и Bell 429 GlobalRanger – авт.) – экономические показатели R88 делают сложным оправдание покупки двухмоторных машин, считает Смит.
Он добавил: «Данные не подтверждают гипотезу о том, что двухмоторные вертолеты безопаснее одномоторных. Наоборот, одномоторные машины безопаснее.
Это подтверждается статистикой большого количества операторов медицинской эвакуации в США, использующих одномоторные вертолеты».
Смит также добавил: «Авиамедицина и утилитарные перевозки – два наших ключевых целевых сегмента».
Впервые для Robinson их вертолет будет оборудован двойными органами управления, позволяющими размещать пилота как в левом, так и в правом кресле, и при этом второй орган управления можно будет убирать.
Кабина R88 получит авионику Garmin, включая дисплеи G500H TXi и навигаторы GTN с сенсорным управлением.
Вертолет также получит четырехосевой автопилот с такими функциями, как режим выравнивания, помощь в зависании, предупреждения о превышении пределов и защита на низких/высоких скоростях.
Среди новых решений для R88 – двойная гидравлика для управления в каналах тангажа и крена, что станет первым подобным решением в Robinson.
Еще одним важным новшеством стал дополнительный промежуточный редуктор в трансмиссии R88.
Компания Robinson также планирует сертифицировать R88 для полета по приборам с одним пилотом, что должно способствовать снижению эксплуатационных затрат.
Смит рассказал: «Мы активно работаем над первым летным экземпляром, а испытания, скорее всего, начнутся в 2026 году. Я всегда подталкиваю команду к ускорению, но у нас есть критически важные зависимости от двигателя – как по железу, так и по программному обеспечению.
Полнофункциональная цифровая система управления двигателем (FADEC) требует длительного процесса сертификации, и для безопасности важно пройти все этапы, прежде чем мы перейдем от наземных испытаний к летным и сертификационным тестам».
Стоимость R88 начинается от $3,3 млн.
Прием заказов начался с 11 марта на открывшейся вертолетной выставке Verticon 2025 в Далласе.
P.S. Вертолеты Robinson также весьма популярны и в России. Так, на сегодня в российском коммерческом реестре и реестре авиационных работ числится 17 ед. 4-местных (плюс пилот) R66 и 38 вертолетов более старой поршневой модели R44. Можно предположить, что в случае успеха R88 на родине и снятия санкций, новинку в будущем можно будет увидеть и в нашей стране.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
МАЗ показал в столице 25-тонный автокран KC-5575BY, автомагазин МАЗ-Купава 478820 и перронный электробус МАЗ-271Е01, а в Смоленске – целый ряд пассажирской и дорожно-коммунальной техники