Российская премьера электробуса MAN Lion’s City E успешно прошла в Санкт-Петербурге
2 июня 2021
Гвоздем II международного автотранспортного фестиваля SPbTransportFest стал инновационный электробус MAN Lion’s City E
Александр Климнов, фото автора и MAN Truck & Bus
В конце мая в рамках Второго международного автотранспортного фестиваля SPbTransportFest в Санкт-Петербурге прошла официальная презентация электробуса MAN Lion’s City E. Этот электрический автобус стал одной из главных премьер рынка пассажирских перевозок России в 2021 году.
В 2020 году компания MAN с успехом провела роуд-шоу новинки по городам Европы, где Lion’s City E вызвал значительный интерес со стороны транспортных компаний, водителей и потенциальных пассажиров.
По словам руководства компании MAN Truck & Bus новый электробус должен стать тем кардинальным решением, которое способно принципиально улучшить качество жизни в городе, обеспечив нулевой уровень вредных выбросов при перевозке пассажиров.
Современный элегантный дизайн MAN Lion’s City E в стилистике Smart Edge способен сделать его украшением городских улиц и добавить динамики в городской ландшафт. Инновационные и продуманные технологические решения обеспечивают долгую и надежную работу – электробус стал ярким представителем семейства MAN Lion’s City и готов органично вписаться в рабочие процессы перевозочного процесса.
Полная масса представленного на SPbTransportFest низкопольного электробуса с габаритной длиной 12,2 м составляет 19,5 т.
В представленной петербуржцам версии MAN Lion’s City E способен с комфортом перевезти до 77 пассажиров: в салоне предусмотрены 36 сидячих и 40 стоячих мест, а также одно специально оборудованное место для людей с ограниченными возможностями.
По сравнению с пассажирским автобусом аналогичных габаритов с традиционным дизелем, использование электрической силовой установки позволило дополнительно получить четыре пассажирских места за счет отсутствия т.н. «шахты» двигателя в задней части салона. Существуют и другие варианты комплектации MAN Lion’s City E, при которых максимальное число мест для пассажиров может достигать 88.
В односекционной версии (Solo) электродвигатель находится на заднем мосту (т.е. применена не схема с мотор-колесами – авт.).
Максимальная мощность электродвигателя составляет 270 кВт (в непрерывном режиме – 160 кВт), а крутящий момент составляет 2100 Н·м. Для сочлененных вариантов электробуса предусмотрена установка двух электродвигателей – на втором и третьем мостах (т.е. реализована «тянуще-толкающая» схема привода – авт.).
При откинутых панелях передней части хорошо видны ребристые охладители светодиодных фар головного света
Запас энергии обеспечивает литий-ионная аккумуляторная батарея емкостью 480 кВт·ч (640 кВт·ч для сочлененной версии), отличающаяся повышенной надежностью даже при экстремальных погодных условиях и максимальных нагрузках. Состоящая из шести или восьми блоков модульная система батарей MAN Lion’s City расположена на крыше автобуса – в наиболее удаленном от зоны возможных повреждений при аварии. Такое расположение повышает уровень безопасности для водителя и пассажиров, позволяет увеличить пассажировместмость, а также упрощает обслуживание электробуса. Кроме того, разработчики утверждают, что такое расположение батарей позволяет легче их раменять на новые типы АКБ, появление которых возможно в будущем (мысль не лишенная резона, ведь технологии аккумулирования энергии сейчас находятся на пике научно-технического прогресса и развиваются буквально семимильными шагами – авт.).
Радиаторы климатической системы и системы охлаждения АКБ и электротрансмиссии
При благоприятных условиях запас хода на одном заряде достигает 270 км (гарантированный запас хода – 200 км), чего вполне достаточно для пробега в течение рабочей смены.
Зарядка автобуса осуществляется через зарядный порт CCS постоянным током мощностью до 150 кВт, что позволяет проводить 100% пополнение запаса энергии всего за 3 часа (для сочлененной версии – 4 часа) – такой показатель позволяет автобусу легко интегрироваться в любую транспортную систему. Срок эксплуатации батареи без снижения эффективности составляет от 6 до 10 лет.
Эргономика водительского места электробуса полностью соответствует высоким стандартам MAN
По словам представителя MAN Truck & Bus: «Задача компании не состоит в том чтобы продать единичный экземпляр электробуса, а в наработке опыта эксплуатации в таких специфических условиях как Санкт-Петербург (большой пассажиропоток и о. Тем более, что переход на электробусы – это всегда сложная технологически и организационно программа.
В MAN Lion’s City E реализована современная интегрированная концепция кондиционирования воздуха и отопления. Для нагрева воздуха используются тепловые насосы климатической установки и электрические нагревательные элементы (мощность нагрева 30 кВт). Салон может быть подготовлен к рейсу еще во время зарядки батарей, что снижает расход электроэнергии на маршруте.
При необходимости может быть установлен дополнительный отопитель, работающий на альтернативных видах топлива
Бесшумный и эффективный электрический автобус MAN Lion’s City E с нулевым уровнем вредных выбросов – полностью адаптирован к условиям эксплуатации в России и готов к прохождению сертификационных испытаний. В качестве основных рынков для Lion’s City E на первом этапе компания MAN рассматривает крупнейшие города страны – Москву и Санкт-Петербург. После прохождения сертификации, электробус приступит к опытной эксплуатации в течение четвертого квартала в Санкт-Петербурге.
P.S. Тест электробуса MAN Lion’s City E для журналистов специализированных СМИ прошел как бы в два приема: сначала в виде тест-драйва на гоночном треке под Санкт-Петербургом, а потом в виде экскурсии по достопримечательностям центра Северной Пальмиры (т.е. журналисты стали первыми пассажирами немецкого электробуса на российской земле).
По поводу первой части сообщу свои личные впечатления от Lion’s City E – прежде всего, это самый бесшумный вид общественного транспорта (включая трамваи и метро) на котором мне приходилось до сих пор ездить. Незначительный шум, даже не заставляющий повышать громкость разговора, можно уловить лишь в задней части салона при разгоне. Само вождение электробуса практически ни чем не отличается от управления современным автобусом (естественно с «автоматом»). Хотя, конечно, для более экономичного режима водителю стоит специально адаптироваться. Расположение комплекта аккумуляторных батарей на крыше машины на ее управляемость даже в самых крутых виражах (даже на мокрой дороге – во время теста шел сильный дождь) практически не влияет, хотя придирчивые пассажиры и могут отметить некоторые крены, хотя специальная система пневмоподвески, кстати, подкачивает баллоны с соответствующей стороны, уменьшая наклоны кузова. Для пассажиров данная машина, конечно, во всех отношениях более удобна, чем традиционные дизельные или газовые автобусы.
Подвеска Lion’s City E для езды даже по таким проблемным (из-за изобилия трамвайных путей) дорогам как питерские улицы вполне комфортна, хотя близость ходовой части к полу салона и ощущается. Салон отличается современной рациональной планировкой и огромной площадью остекления, но… так как форточек нет в принципе, то зависимость от системы вентиляции начинает проявляться уже через полчаса езды (здесь важно насколько водитель будет придерживаться экономии энергии для увеличения пробега, или создавать пассажирам комфортные условия), но полностью это будет известно лишь по итогам опытной эксплуатации в конце этого года. Кстати, полностью изолированная кабина водителя соответствует именно российским условиям эксплуатации.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка