Для отечественных автомобилистов реализация 60-миллиардной «Транспортной стратегии России до 2035 года» обернется пересаживанием на общественный транспорт
Александр Климнов, фото автора и Яндекс.Карты
Транспортная стратегия России до 2035 года предполагает «безальтернативное» ограничение использования россиянами личных автомобилей в пользу общественного транспорта. Мероприятия программы нацелены на уменьшение экологического вреда от любых автомобилей.
Для этого запланировано минимизировать использование транспортных средств с неэкологичными двигателями, установление «цифрового контроля» за дорожным шумом (это как раз не лишнее – авт.) и наращивание более чем в тысячу раз сети зарядных станций для электромобилей (и, все равно, это мизер с учетом среднего времени, потребного для даже «быстрой» зарядки каждого электромобиля). Водителям же, которые и в условиях такой «антиавтомобильной» политики властей останутся верны своим «железным коням», предложат подумать о «совместном использовании транспортных средств» с другими гражданами (т.е. переходить на модели каршеринга peer-to-peer (машины принадлежат не юрикам, а физикам) и fractional (совместное пользование (в складчину)) машиной – авт.).
Только что утвержденная по предложениям представителей правительства, комиссии Госсовета и профильных комитетов ГД «Транспортная стратегия России до 2035 года», носит рамочный характер и включает долгосрочные планы по развитию автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного и других видов транспорта на ближайшие 15 лет. В стратегию предполагается инвестировать порядка 60 трлн руб. Накануне утверждения, в октябре, документ обсуждался на заседании президиума Госсовета во главе с президентом Владимиром Путиным.
В документе говорится, что 61% загрязняющих веществ, эмитируемых транспортом, приходится именно на автотранспорт. При этом отмечается, что путем только обновления парка автомобилей решить проблему невозможно, так как 82% вредных выбросов частиц происходит за счет стирания дорожного покрытия и «составных частей» автомобиля (т.е. и у электромобилей тоже – авт.).
Поэтому правительство в данном документе говорит уже о «безальтернативной необходимости» ограничить использование личных авто, пересаживая их владельцев на общественный транспорт!
В качестве одного из сценариев рассматривается поэтапное установление ограничений на использование транспортных средств «низких экологических классов», в том числе за счет создания так называемых экологических зон, куда будет запрещено въезжать машинам с «неэкологичными» двигателями.
Эта идея далеко не новая, так еще в 2017 году в ПДД был введен соответствующий запрещающий знак, но на территории РФ он пока что еще не применялся. В 2018–2019 гг. в правительстве обсуждалась концепция «экологических» зон в Москве и Санкт-Петербурге, но тогда проект развития не получил. Теперь же, судя по тезисам, изложенным в стратегии, инициатива будет реанимирована в масштабах уже всей страны. Справка: по данным ГИБДД на начало 2021 года, половину всего автопарка России составляют машины с двигателями классов Евро-0 – Евро-3 (максимальный на сегодня класс – Евро-6, но такие авто в РФ пока не производятся) либо с вообще неустановленным классом.
В рамках борьбы с шумом от транспорта предлагается ограничивать скоростной режим внутри жилых кварталов, ставить шумозащитные экраны, а также внедрять «цифровые методы контроля уровня шума». В Минтрансе пока что пояснить «Ъ» – о чем именно идет речь, не могут. Идея контролировать шумовой фон, впервые была обнародована в сентябре 2021 года столичными властями: создано несколько прототипов камер-шумомеров, способных выделять из потока чрезмерно шумный транспорт. На сегодня по данным «Ъ», готовятся промышленные образцы приборов, которым предстоит сертификация. Соответственно предельный уровень шума от ТС необходимо законодательно закрепить и внести нужные поправки в КоАП со штрафами для нарушителей (которые пока что предлагают на уровне 5000 руб.). Таковой законопроект уже подготовлен в столичной мэрии.
В стратегии также есть упоминание «организации скоростных режимов в соответствии с принципами выделенного доступа», «стимулирование совместного использования транспортных средств» и «нормативно-правовая дифференциация условий использования личного автотранспорта». Расшифровать данные достаточно мудреные формулировки в Минтрансе также пока не могут. Определенно здесь идет речь о т.н. «карпулинге», достаточно распространенном в США и Европе (а также в Сингапуре – авт.), когда по специальной выделенной полосе могут ехать только машины не с одним, а с несколькими пассажирами.
В рамках перехода на альтернативные виды топлива правительство намеревается построить сеть зарядных станций для электромобилей (причем Минэнерго предлагает давать дотацию на их установку только для станций быстрой зарядки мощностью от 150 кВт с четырьмя выходами: для европейского стандарта CCS и для стандарта CHAdeMO), каковых только для европейской части страны понадобится около четверти миллиона, тогда как сейчас зарядок любого типа (на 99% медленных) по разным оценкам, только ~150–200 на всю страну. На основных трассах будут также размещены специализированные автосервисы для электромобилей и пункты по утилизации их тяговых батарей (странно, может пункты утилизации лучше привязать к крупнейшим сервисным станциям и(или) пунктам утилизации машин, т.е. автосвалкам? – авт.).
Упомянуто в стратегии и дорожное строительство. Так, в городах планируется развивать улично-дорожную сеть (как это согласуется с 82% неустранимых загрязнений от авто, тоже непонятно – авт.), за их пределами – ликвидировать «узкие места» на существующих дорогах, так как общая протяженность проблемных участков на сегодня составляет ~7,5 тыс. км (и особенно на границах областей и ФО), а также строить новые обходы. Так, Речь идет, например, о «бесшовном скоростном сообщении» от границы с Белоруссией через Смоленск, Москву, Казань, Екатеринбург в Тюмень, Челябинск, Омск, Иркутск с ответвлением в сторону Казахстана. Упомянуты в стратегии и такие «мегапроекты» как трасса «Меридиан», которая должна пройти от границы с Белоруссией через Смоленскую, Липецкую, Саратовскую области до Казахстана, а также новая магистраль между Сочи и Новороссийском.
Глава общественного совета Минтранса Михаил Блинкин пояснил: «В городах США 30–35% застроенной территории выделяется под дороги или улицы, в Европе – порядка 25%. Российские же города, даже самые развитые, балансируют на отметке в 10%. Поэтому введение ограничений по использованию автомобилей неизбежно. Нужно задумываться и о регулировании размера автопарка, как это сделано в Сингапуре, Японии» (ну да, ну да – именно опыт крохотного островного государства Сингапур и скученной на тихоокеанском побережье Японии – самый перспективный для страны, занимающей 1/7 часть суши! – авт.).
Руководитель направления «Климат и энергетика» «Гринписа России» Василий Яблоков также поддержал идею сокращения парка личных автомобилей при одновременном развитии общественного транспорта. Он считает, что: «Районы, свободные от проезда неэкологичных автомобилей – это уже проверенный в Европе инструмент по снижению выбросов, но в России его применение сопряжено с рядом «технических сложностей». Эксперт поясняет, что многие машины «не имеют вообще никакого класса» (по факту его часто утрачивают и машины «высоких» экологических классов (по ПТС), владельцам которых проще удалить дорогой нейтрализатор, чем заменять – авт.) и непонятно, разрешать им проезд или нет. Масштабное строительство новых дорог эксперт также оценил скептически: «Идеи по расширению улично-дорожной сети и сети магистралей в городах имеют значительные ограничения, потому что это делается, как правило, за счет застройки различных природных территорий и ООПТ, и здесь опять необходимо вернуться к главному решению транспортной проблемы – снижению автомобилизации».
P.S. «Ну вот, – как сказал Мюллер в «17 мгновениях весны», – все и разъяснилось». Теперь понятно, почему наши власти так рьяно в последние годы и месяцы взялись за автомобилистов буквально по всем направлениям, включая ужесточение КоАП и водительских медкомиссий, расширение ПДД и повышение прямых и косвенных автомобильных налогов. Оказывается – это, как всегда, делается «для нашего же блага», а по факту – чтобы земля под колесами у проклятых частников «горела» и альтернативы общественному транспорту, по крайней мере, в городах у них не осталось. Причем, ощущение, что данную «стратегию 2035» выполняют по факту уже достаточно давно – так новую жилую застройку специально планируют так, чтобы парковки у многоэтажных домов были практически только номинально (подъехать на несколько минут и уехать), перехватывающие парковки возле конечных станций метро (в Москве прежде всего) строятся в совершенно недостаточном количестве, а сборы от все более дорогих платных парковок в центрах (а в перспективе и на окраинах, а в конечном счете и во всех городских дворах) той же Москвы направляются не на строительство многоэтажных парковок (включая подземные), а на зауживание проезжей части центральных улиц (якобы для удобства пешеходов) и т.д., и т.п. Ну, а для тех, кто никак не захочет отказаться от «верчения руля» предназначен каршеринг, причем, за их же собственный счет в виде «совместного владения».
P.P.S. Особенно озадачивает прямое противоречие: с одной стороны власти признают, что автомобили (получается, что и электромобили тоже) дают 82% неустранимых загрязнений, поэтому наращивать площадь дорог в российских городах нельзя из-за экологии, но при этом получается, что наши 10% занятых дорогами городских территорий все же благо против 25-35% таковой территории в городах Запада. Поэтому большинство (читай малоимущих) автовладельцев надо путем запретов на въезд на территорию городов и драконовских эконалогов отказаться от собственных машин вообще.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка