Без ОСАГО ездят 3 млн водителей

Без ОСАГО ездят 3 млн водителей

17 апреля 2018


Количество отказников третий год растет ударными темпами


автор

Александр Шаронов, фото iz.ru, tass.ru

Согласно статистике МВД, за 2017 год сотрудники ДПС выписали на 40 % больше штрафов за отсутствие полиса ОСАГО в сравнении с 2016 годом. Рост почти в полтора раза! Не меньше пугают и абсолютные величины: в 2017 году количество штрафов достигло 2,8 миллиона штук.

3 миллиона водителей без ОСАГО

Не менее радостную картинку рисуют в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Его представители сообщили, что на данный момент около трех миллионов автомобилистов ездят по дорогам без ОСАГО (сюда же относятся и фальшивые полисы).

В то же время некоторые сторонние эксперты уверены, что озвученные РСА цифры далеки от реальности: общее количество отказников куда выше. Негативный тренд зародился в 2015 году. По данным ГИБДД, тогда было выписано примерно 189 тысяч штрафов за это нарушение.

Но это оказалось лишь началом. Уже в 2016-м количество зафиксированных нарушений выросло до 1,9 миллиона, то есть в десять раз! Так что прибавка в 40 % за 2017-й (до 2,8 миллиона) на этом фоне уже не кажется столь пугающей.

Статистика РСА

Примечательно, что в Российском союзе автостраховщиков признают не только рост количества «отказников», но и снижение общего числа полисов. Так, в 2013 году было заключено 42,7 млн договоров ОСАГО, в 2014-м — 42,6 млн, в 2015-м — 39,9 млн, в 2016-м — 39,1 млн, в 2017-м — 39,2 млн.

И все бы ничего, но ведь за это время россияне активно покупали новые автомобили (хотя начиная с 2015-го наблюдался спад продаж). Так что общее количество легковых и грузовых машин в стране возросло с 44,6 миллиона автомобилей в 2014 году до 50 миллионов.

Высокая цена полисов

Эксперты разошлись во мнениях насчет того, чем вызвана столь явная тенденция отказа от ОСАГО. Некоторые говорят о том, что одним из ключевых факторов стало существенное удорожание полисов, произошедшее несколько лет назад.

В целом эта точка зрения основана на фактах. После девальвации рубля в 2014 году автомобильные запчасти существенно подорожали, что привело к росту тарифов страхования.

Доверие к ОСАГО катастрофически снижается

Однако все чаще автомобилисты отказываются от ОСАГО не только ввиду высокой стоимости, но и из-за падения доверия. Тут сказывается сразу несколько факторов. Во-первых, в последнее время компании ограничили выплаты наличными деньгами: в страховом случае приходится ремонтировать машину в одном из предлагаемых сервисов, и ни один из вариантов может попросту не понравиться.

Во-вторых, даже с учетом повышения суммы выплат до 400 000 рублей (при отсутствии пострадавших) виновник аварии вовсе не застрахован от дополнительных затрат. В частности, сказывается использование коэффициента износа: для старых автомобилей он может достигать 50 %. То есть пострадавший получит компенсацию в размере лишь половины стоимости новой детали. Если же сервис будет использовать новые запчасти, то недостающая сумма будет взыскана с виновника.

В итоге получается странная ситуация: общая сумма затрат может уложиться в предписанные 400 000 рублей, но виновнику все равно потребуется доплачивать из собственного кармана. Неудивительно, что в этом случае у автомобилистов невольно возникает вопрос: а зачем тогда вообще оформлять ОСАГО?

Страховые компании все еще не хотят заключать договоры ОСАГО

Еще одним неизменным фактором, влияющим на ситуацию, является весьма специфическое поведение самих страховых компаний. С одной стороны, они вроде бы возмущены ростом количества «отказников». С другой, страховщики вот уже несколько лет всеми силами пытаются откреститься от заключения договора ОСАГО.

Методы уже давно всем известны. В офисах крупных страховых компаний разыгрывается один из двух популярных сюжетов. В первом представители СК заявляют об отсутствии полисов ОСАГО: они якобы кончились, и ничего тут не поделаешь. Во втором случае предлагается застраховать еще что-либо, к примеру, жизнь или имущество. В ином случае ОСАГО вновь не получить.

Стоит ли ждать изменения ситуации?

Автомобильный эксперт Сергея Иванова уверен, что в перспективе количество отказов от ОСАГО будут расти. При накоплении критической массы (8–10 млн автомобилистов) может возникнуть кризис доверия ОСАГО, который по принципу домино перерастет в повальный отказ граждан от обязательной страховки. Иванов уверен, что РСА как можно скорее должен снизить тарифы ОСАГО. Но это лишь мнение частного эксперта, в РСА наверняка видят корень в проблемы совершенно другом.

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Госдума приняла закон о повышении сборов за оформление водительских удостоверений и регистрацию транспортных средств

Госдума приняла закон о повышении сборов за оформление водительских удостоверений и регистрацию транспортных средств

С 1 сентября 2025 года существенно возрастут госпошлины на выдачу водительских прав и прочих документов на владение машиной

23.07.2025

В Якутии в упавшей с 25-метрового обрыва вахтовке погибли 13 человек из 33

В Якутии в упавшей с 25-метрового обрыва вахтовке погибли 13 человек из 33

В автокатастрофе в Якутии с упавшей с обрыва вахтовкой погибли 13 человек включая водителя и еще 10 пассажиров серьезно ранены, двое в критическом состоянии

21.07.2025

С 18 июля начали действовать новые штрафы для водителей и владельцев транспортных средств

С 18 июля начали действовать новые штрафы для водителей и владельцев транспортных средств

Вступил в силу закон, ужесточивший наказание и контроль за грузовиками с перевесом, не остановку по требованию ГИБДД и готовится закон о штрафах за не пропуск спецтанспорта

18.07.2025

Легковушкам предпишут 30-летний предельный срок эксплуатации, а льготный «утиль» могут отменить для машин мощнее 160 л.с.

Легковушкам предпишут 30-летний предельный срок эксплуатации, а льготный «утиль» могут отменить для машин мощнее 160 л.с.

Российские автомобилисты могут получить ограничение по сроку использования своих старых машин, а также новую формулу утильсбора

11.07.2025

В ГД РФ внесен законопроект о возврате скидки в 50% при оплате штрафа за нарушение ПДД

В ГД РФ внесен законопроект о возврате скидки в 50% при оплате штрафа за нарушение ПДД

Глава комитета ГД РФ по труду и соцполитике Ярослав Нилов предложил вернуть скидку в 50% при быстрой оплате штрафов

03.07.2025

Столичный ЦОДД пересаживается с «немцев» на «китайцев»

Столичный ЦОДД пересаживается с «немцев» на «китайцев»

В гараже «Дорожного патруля ЦОДД» заменили 48 пикапов VW Amarok на Great Wall Poer

17.06.2025

В Москве с 1 июня дорожают эвакуация и хранение машин, а также проезд по СКД и на городском транспорте

В Москве с 1 июня дорожают эвакуация и хранение машин, а также проезд по СКД и на городском транспорте

В Москве с 1 июня 2025 года повышаются тарифы на перемещение и хранение транспортных средств, проезд по СКД, а также проезд на городском транспорте

22.05.2025

Возврат к списку