Электросамокаты в России запретят?

Электросамокаты в России запретят?

9 июня 2021


Полиция Северной столицы сегодня начала массово изымать электросамокаты у кикшеринговых компаний


автор

Александр Климнов, фото if.drivenn.ru


В Санкт-Петербурге идут массовые обыски в офисах кикшеринговых компаний, которых угораздило зайти на быстрорастущий рынок электросамокатов. Оказалось, что именно они, а не власти уже многие годы профанирующие строительство велодорожек виноваты (по статье 238 УК РФ – оказание услуг ненадлежащего качества) в ряде недавних ДТП с наездами самокатчиков на детей в разных городах, а также недавней резонансной дракой пешехода с самокатчиками прямо на Невском проспекте.

Реальная проблема в очередной раз высветила отставание законодательства (микротранспорт никак не пропишется в ПДД в качестве полноценного участника дорожного движения, в том числе потому, что отныне менять свод дорожных правил можно только целиком) и, можно сказать, рефлекторную реакцию чиновников, реагирующих на резонансные ЧП исключительно в направлении запретительства. Хотя, всем мало-мальски интересующимся развитие техники, понятно, что за данными транспортными «микротранспортными» техническими средствами такое же будущее как в свое время было за мобильными телефонами (а ведь были, были времена, когда стражи порядка штрафовали и конфисковывали «мобилы» за отсутствие бумажного разрешения на них!).

Опять те же грабли – вид сбоку?

Понятно, что придется развивать городскую инфраструктуру (чего за один сезон не сделаешь) в направлении разделения потоков транспорта, микроэлектротранспорта (сюда же и велосипедистов) и пешеходов.

Пока же бизнес кикшеринга в Северной столице полностью остановлен и когда и как он будет возобновлен пока не ясно.
Уже в целом ряде городов, включая Москву, Санкт-Петербург, Краснодар, Нижний Новгород, Челябинск и Екатеринбург, шеринговые сервисы добровольно устанавливают программные ограничения скорости в отдельных зонах при том, что законодательного требования лимитирования скорости пока нет, а максимальная скорость некоторых моделей превышает 30 км/ч.

Пока что электросамокаты находятся в «серой зоне» ПДД, отсюда разбор ДТП с ними и вызывает массу споров. Например автоюрист Лев Воропаев объсняет суть проблемы так: «Верховный суд РФ приравнял пользователей обычных самокатов к пешеходам, но не конкретизировал, касается ли это и электросамокатов: позиции по этому вопросу до сих пор нет. В случае столкновения электроскутер могут признать механическим транспортом, точнее, мопедом, а могут и не признать. В первом случае пользователь самоката считается водителем и должен соблюдать соответствующие правила движения, включая запрет на езду по тротуарам. Кроме того, за нанесение травм пешеходам самокатчику будет грозить ответственность по статье 12.24 КоАП (легкий и средний вред здоровью) или 264 УК РФ (тяжкий вред или гибель). Но это, подчеркну, только в случае, если при разборе инцидента самокат признан транспортным средством. Пока это лотерея. В любом случае компенсацию ущерба можно взыскать с виновника в гражданском порядке через суд».

С набором «антисамокатных мер» недавно выступил Совет по правам человека РФ (СПЧ РФ), в документе которого помимо ограничения скорости есть и пункты об обязательном страховании ответственности (пока что данная услуга добровольна), установке на самокаты госномеров, а самоке главное – причисление электросамокатов к источникам повышенной опасности. Последнее, например, позволит травмированным пешеходам взыскивать компенсацию вне зависимости от степени вины самокатчика (статья 1079 ГК РФ). Близкую по духу инициативу ранее предлагал Национальный автомобильный союз: самокаты должны быть приравнены к мопедам, что подразумевает наличие прав категории «М» и запрещает езду по тротуарам.

Есть и сторонники иного набора ограничительных мер. Так, прежний глава совета при президенте РФ по развитию институтов гражданского общества Михаил Федотов, считает, что вполне достаточно использовать уже существующий набор норм.

Он говорит: «Электросамокаты необходимо приравнять к велосипедам и использовать единообразный подход и только так можно гармонизировать дорожное движение и привести его к понятным стандартам». При этом он скептически относится к предложению считать электросамокаты мопедами: «Ну зачем тогда мелочиться – давайте приравняем самокаты к автомобилям, а автомобилям разрешим ездить по тротуарам. Не нужно уходить в крайности».

Требования к велосипедистам прописаны в главе 24 ПДД, но сформулированы они достаточно хитро. Например, приоритетные места для движения зависят от возраста водителя: в возрасте до 7 лет ездить можно в основном по пешеходным зонам, от 7 до 14 лет разрешается выезд на велосипедные дорожки, а для более взрослых велосипедистов правила требуют ехать по велодорожке, а при ее отсутствии – по краю проезжей части или обочине. И лишь в крайнем случае, когда нет альтернатив, велосипедист может ехать по тротуару, где у пешеходов остается полный приоритет.

Координатор движения «Синие ведёрки» Дмитрий Зворыкин считает: «Электросамокаты малой мощности нужно уравнять в правах с велосипедами, потому что сейчас они считаются пешеходами, и мы получаем таких «пешеходов», которые мчатся по МКАДу 60 км/ч. Как и велосипедисты, самокатчики должны двигаться преимущественно по проезжим частям, может быть, нужно контролировать их скорость. Сейчас они пользуются тротуарами для собственной безопасности, но тем самым они крадут безопасное пространство у пешеходов».

– С данным мнением можно было бы и согласиться, но возникает и обратная ситуация: когда в погожий день толпа прокатных кикскутеров будет мчаться по проезжей части – тогда в опасности окажутся и они сами, и водители автомобилей?

На этог г-н Зворынкин возражает: «А посмотрите на европейские города Мюнхен, Берлин, Франкфурт – там и велосипеды, и самокаты едут по проезжим частям и да, бывает, что образуется пробка из них, но это в любом случае более цивилизованное решение».

Руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов говорит: «Впервые ГИБДД озаботилось проблемой электросамокатов еще осенью 2017 года, но прошло четыре года, а так ничего и не изменилось. По нынешним правилам самокатчик – это быстрый пешеход, который обязан двигаться по тротуарам. Штрафы для самокатчиков, которых ГИБДД квалифицирует как водителей мопедов – это натягивание совы на глобус. Даже ребенок понимает, что самокат и мопед – это разные вещи. Минтранс предлагал достаточно разумные поправки к ПДД, которые вводили понятие средств индивидуальной мобильности, но проблема в том, что сейчас для ПДД действует так называемая «регуляторная гильотина», то есть их нельзя менять фрагментами, а только путем принятия нового документа».

В качестве «быстрых мер реагирования» Максим Едрышов предлагает приравнять электросамокаты к велосипедам, чтобы их можно было считать транспортными средствами. Однако, в перспективе, он считает, что нужна более четкая классификация подобных транспортных средств: «Необходимо прописывать технические характеристики для разных типов мобильного транспорта и устанавливать для них правила. Звучат, например, идеи считать скутеры со скоростью более 25 км/ч мопедами и запретить их импорт под видом самокатов».

ГИБДД чаще всего наказывает владельцев самокатов, а не пользователей прокатных сервисов, которые благоразумно снизили мощность мотора и формально вывели самокаты из-под требований ПДД к механическим транспортным средствам. Пока шеринговые самокаты считаются как бы транспортом вроде роликов или скейтборда, то есть уравнены в правах с пешеходами.

Автоюрист Андрей Темников счиьает: «В этой сфере, безусловно, нужно наводить порядок. Проблема в том, что сейчас воспользоваться самокатом может абсолютно любой человек в любом состоянии: арендодатели никак не отслеживают, кто именно управляет их техникой. Я вспоминаю нашу молодость, когда были, например, мопеды «Карпаты» и «Рига», и все знали, что если объем двигателя больше 50 кубиков, нужно водительское удостоверение. Нынешние самокаты по динамике разгона быстрее тех мопедов, к тому же бесшумные, а правил для них никаких: они ездят по тротуарам, считая себя пешеходами, и по проезжим частям, считая себя транспортом. Проблема обостряется в случае ДТП, ведь что можно взять с десятилетнего «водителя», например? Нужно прописывать в ПДД требования к электросамокатам, как к мопедам и скутерам».

Председатель регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Николай Живец разделяет данную позицию: «Проблема существует уже не первый год, и были попытки ввести понятие «средства индивидуальной мобильности» и разработать для них отдельные правила, но пока ничего не вышло. В том числе потому, что появилось множество нестандартных видов техники, которая вроде бы уже не велосипед, но и не мопед. Правила не успевают за изменениями».

Эксперт считает, что просто выхода из ситуации нет: «Вся прелесть электросамокатов – это ездить по тротуарам. Противоречие зашито в самой концепции: самокатчикам хочется быстроты и адреналина, а пешеходом этого совсем не хочется. Поэтому напрашивается принудительное ограничение скорости для них, но при этом они просто перестанут пользоваться спросом, поэтому простого выхода тут нет. Да, звучат идеи настроить велодорожек, но даже по существующим спокойно разгуливают пешеходы, а велосипедисты и самокатчики продолжают ехать по тротуарам, поэтому это тоже небыстрое решение».

Есть и сторонники цивилизованного компромисса «по-европейски». Так, заместитель руководителя службы движения ГУП «Мосгортранс» Дмитрий Грубый уверен, что единственным разумным вариантом станет создание сети велодорожек, пригодных и для самокатчиков. На аргумент, что это медленный путь он возражает: «Не нужно преувеличивать сложность создания велодорожек. Это не вопрос технической возможности, это вопрос исключительно желания местных властей. Велодорожки оформляются с помощью разметки, где-то – знаками. Это не объект капитального строительства, который требует переноса коммуникаций и длительных согласований. Да, это серьезная работа, но она сводится к созданию проекта организации дорожного движения и только. В городах с широкими дорогами, как, например, Челябинск, я не вижу никаких проблем вообще. Самокатчикам не место на тротуарах, и допустить их туда можно только в местах с низким трафиком: да, если у нас по участку тротуара ездит, грубо, два самокатчика в сутки, можно оставить им такое право. Там, где идет большой поток людей и много самокатов, конфликты неизбежны, поэтому нужно убирать самокаты на специальные дорожки».

И все же судя по реакции полиции и законодателей, дни самокатной анархии все же сочтены. При этом проблема вряд ли решится мгновенно, поскольку внесение любых изменений в ПДД и другие нормативы – процесс весьма ддлительный (не говоря о контроле этих ограничений). Уже неоднократно обсуждалось добавление в правила нового понятия: средства индивидуальной мобильности (СИМ). К ним относятся: моноколеса, электросамокаты и даже ролики, в общем, все те технические средства передвижения, которые не дотягивает до велосипеда или мопеда. Однако законопроект оказался сырым и реализован не был, в том числе из-за спорных требований к СИМам. Например, планировалось запретить им езду по проезжей части (кроме специальных машин, оборудованных фарами, стоп-сигналами и так далее). При этом скорость на тротуарах ограничивалась величиной 20 км/ч, но и этого вполне достаточно, чтобы нанести пешеходу тяжелые травмы.

P.S. Итак, мнений пока что множество, но все сходятся в том, что проблема электросамокатов реально обозначилась – бурно растущее количество такого микротранспорта перешло в условиях отсутствия инфраструктуры и законодательства в заметную общественную проблему. А вот как ее решать пока точных рецептов нет и власти действуют по привычному шаблону – путем запрещений.

P.P.S. Впрочем, например, в КНР данную проблему также в свое время решали запретами, например, в мегаполисе Шанхай электробайки и самокаты запретили еще в 2005 году! Причиной послужила статистика, согласно которой такой двухколесный электротранспорт задавил всего за год 250 пешеходов!

Следите за новостями на портале www.rim3.ru 

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

С 1 апреля правила получения российских водительских прав для ряда российских граждан и иностранцев заметно изменятся

С 1 апреля правила получения российских водительских прав для ряда российских граждан и иностранцев заметно изменятся

С апреля сдать на права некоторым гражданам РФ будет заметно сложнее, а иностранцев обяжут поменять их на российские

29.03.2024

В «Крокус сити холле» произошел теракт

В «Крокус сити холле» произошел теракт

По данным следственного комитета РФ жертвами теракта в «Крокус сити холле» стали 133 человека, включая 3 детей

22.03.2024

Зимняя резина ушла по весне

Зимняя резина ушла по весне

В марте закончился период обязательного использования шипованной резины или «липучки» на легковых машинах и LCV

03.03.2024

ОСАГО добавили краткосрочности

ОСАГО добавили краткосрочности

Со 2 марта договор ОСАГО можно будет заключать на срок от одного дня до 3 месяцев

01.03.2024

Депутаты отказали в компенсации по ОСАГО ущерба от упавших сосулек и деревьев

Депутаты отказали в компенсации по ОСАГО ущерба от упавших сосулек и деревьев

ГД не рекомендовали принимать закон о возмещении в рамках ОСАГО автовладельцам ущерба причиненного третьими лицами

21.02.2024

В Подмосковье оценили парковку у мусорных баков от 5000 рублей

В Подмосковье оценили парковку у мусорных баков от 5000 рублей

За парковку у площадок для сбора отходов в Московской области грозит штраф от 5 до 30 тысяч рублей

14.02.2024

Светофоры с биометрическими камерами для штрафования пешеходов желательны, но пока не готовы

Светофоры с биометрическими камерами для штрафования пешеходов желательны, но пока не готовы

Эксперт Шапарин оценил введение светофоров с фиксацией нарушений ПДД пешеходами как далекую перспективу

30.01.2024

Возврат к списку