ГИБДД объясняет рост аварийности изменением логистики и ростом автотуризма
27 июля 2023
За 6 месяцев 2023 года количество ДТП в РФ увеличилось на 3,9%
Александр Климнов, фото dzen.ru, mobrep.ru
В России произошел рост аварийности на дорогах, так за шесть месяцев 2023 года количество ДТП увеличилось на 3,9% по сравнению с первым полугодием прошлого года.
Ранее на протяжении предшествующих нескольких лет аварийность устойчиво снижалась.
В ГИБДД объясняют негативную тенденцию геополитическими причинами: так международные санкции заставили переориентироваться основные маршруты автомобильных грузоперевозок с запада на восток, а на фоне закрытых границ стало гораздо больше автотуристов, но дороги к такому транспортному потоку оказались не готовы.
При этом лидером по абсолютному приросту (+181%) оказались ДТП с участием электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ).
Данные о дорожной аварийности (без учета новых регионов) за полгода опубликованы в информационно-аналитическом отчете Научного центра безопасности дорожного движения МВД России.
По сравнению с 6 месяцами 2022 года количество ДТП выросло на 3,9% (до 56,2 тыс. аварий), погибших – на 2,9% (до 5,9 тыс.), раненых – на 3,6% (до 71 тыс.).
В июле глава ГИБДД Михаил Черников в интервью «РГ» назвал причины роста ДТП. Первой названа переориентация автомобильных транспортных потоков с запада на восток.
Он сказал: «Транспортная инфраструктура, развитая преимущественно в европейском направлении, оказалась не готова к таким изменениям. Основные транспортные артерии стали работать в режиме перегрузки, увеличились пробеги транспорта. Кроме того, на дорогах стало больше и легковых автомобилей – из-за роста популярности внутреннего автотуризма на фоне закрытия границ с недружественными странами и неработающих аэропортов на юге России».
Эта версия подтверждается и данными по регионам: наибольший рост погибших на федеральных трассах сейчас наблюдается в Забайкальском крае, Омской, Ростовской областях, Республике Тыва, Томской области и т.д.
Отдельные виды аварийности напрямую не связаны с геополитикой.
Так, лидером по росту (+181%) стали ДТП с участием электросамокатов и средств индивидуальной мобильности (СИМ).
Всего с начала года произошло более тысячи таких аварии, в них погибло 12 человек, ранено более тысячи. Почти половина таких аварий – с участием электросамокатов, принадлежащих физлицам (по итогам 2022 года их доля составляла 32%), остальные – арендные СИМ из кикшеринга. Власти уже обсуждают меры по сокращению этого типа ДТП.
Минтранс, готовит «дорожную карту», в которую, возможно, будут включены увеличение штрафов за нарушения ПДД, новые поправки к правилам и обязательную регистрацию СИМ.
Глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев считает, что 60–70% всех ДТП можно исключить за счет сокращения выездов на встречную полосу движения.
Он сказал: «Если на двухполосной дороге можно поставить тросовое ограждение, то надо это делать уже сейчас. Потому что автотуризм в ближайшие пять лет будет только расти. Сделать это очень просто. В рамках работ по содержанию и ремонту дорога расширяется на 30 см с обеих сторон, между встречными полосами появляются дополнительные 60 см, где и ставится отбойник».
Депутат Москвичев считает, что эти работы нужно провести в местах с наибольшей концентрацией ДТП. Если понадобится дополнительное финансирование, его можно «позаимствовать» у тех дорог, где по плану должен меняться асфальт, но по факту они находятся в хорошем состоянии (это установит экспертиза): работы можно сдвинуть на более поздний срок, а средства передать на отбойники или тросовые ограждения в очагах аварийности, считает депутат.
Научный директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин считает, что социально-экономические причины влияют на рост аварийности больше, чем инфраструктурные. Он напомнил, что всегда, когда Россия переживала экономические кризисы (в 1998-м и 2008-м), моральное состояние населения (в том числе водителей) ухудшалось, и на дорогах вырастала аварийность, просто сегодня наблюдается аналогичный эффект. Он считает, что расширение дорожной сети под новые грузопотоки быстро не получится, однако, ряд мер по улучшению организации дорожного движения можно принять оперативно.
P.S. То, что состояние дорог становится причиной значительную части ДТП и автокатастроф – известно давно, к тому же в РФ последние десятилетия рост автопарка идет более быстрыми темпами, чем прирост и модернизация дорожной сети. Впрочем в Москве (с ее активным дорожным строительством и динамичной работой по организации движения) по словам г-на Ликсутова за 6 месяцев число погибших на столичных дорогах снизилось на 10%, на 4% меньше стало аварий с пострадавшими и на 7% раненых.