Конфискация автомобилей у нетрезвых водителей выросла 10-кратно
6 марта 2025
Конфискованные автомобили предлагается отправлять непосредственно на СВО
Александр Климнов, фото udm-info.ru
Конституционный суд подтвердил, что конфискация автомобиля обязательна при вынесении приговора за повторное управление транспортом в состоянии опьянения.
С момента введения данной санкции в 2022 году количество изъятых ТС выросло на порядок: только в I полугодии 2024 года в государственную собственность было обращено 5800 автомобилей.
Эксперт «Ъ» напоминает, что конфискованные машины теперь отправляют на СВО.
Конституционный суд (КС) не нашел противоречий в норме закона, которая требует конфискации автомобиля за повторную езду в нетрезвом виде.
Из отказного определения КС по жалобе жителя Курской области Даниила Лазовского следует, что даже нахождение автомобиля в залоге не может быть препятствием для конфискации.
В августе 2023 года данный гражданин был осужден за нетрезвую езду по ст. 264.1 УК РФ к 180 часам обязательных работ, а суд также конфисковал принадлежащий ему автомобиль как орудие преступления.
В своем обращении в КС господин Лазовский утверждал, что приговор вынесен без учета его семейных обстоятельств и обязательств перед третьими лицами (автомобиль находился в залоге у микрофинансовой компании).
Однако КС с ним не согласился – согласно отказному определению суда такая мера «соразмерна общественной опасности деяния, носит оправданный и объективно обоснованный характер, направлена на обеспечение общественной безопасности, предупреждение новых преступлений и не предполагает ее произвольного применения».
Более того, КС подчеркнул, что конфискация обязательна при привлечении лица к уголовной ответственности за соответствующее преступление.
Справка: поправки к УК, предусматривающие конфискацию автомобиля за повторную езду в нетрезвом виде, а также за езду без прав и многократные выезды на встречную полосу или значительное превышение скорости (ст. 264.1, 264.2 и 264.3 УК), начали действовать с июля 2022 года.
С тех пор конфискация транспорта демонстрирует едва ли не «взрывной» рост: так, если во II полугодии 2022 года, по данным судебной статистики, в госсобственность было обращено всего 614 автомобилей, то в I полугодии 2024 года (на сегодня это пока что самые свежие данные) – уже 5800 ед. (см. график ниже).
Данная статистика не содержит информации о том, за какие именно нарушения водителям приходится расставаться с своими машинами.
Судя по числу приговоров, безусловное лидерство удерживает ст. 264.1, предусматривающая такую санкцию за нетрезвое вождение.
Ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Екатерина Ходжаева отмечает, что на самом деле КС мог бы обратить внимание на дисбаланс в недавно введенной законодателем санкции – так конфискация предусмотрена только по тем составам, где нет жертв или ДТП, а там, где люди теряют здоровье или даже жизнь, нарушителю автомобиль оставляют.
Эксперт напоминает, что усиливать борьбу с нарушителями на дорогах начали с 2016 года, когда было введено уголовное преследование за пьяное вождение и некоторые другие нарушения.
Г-жа Ходжаева поясняет, что криминализация получилась очень «выгодной» с точки зрения полицейской статистики, дав более 75 тыс. подсудимых в первый же год, так как все, что нужно для возбуждения уголовного дела – это повторный протокол в течение года.
В июле 2022-го норма была доработана, так повторное вождение без прав сделали отдельным составом преступления, а суды дополнительно получили право конфисковывать машины как орудие преступления.
Екатерина Ходжаева рассказывает, что суды занялись этим весьма активно, так, например, уже известны несколько судебных дел, когда конфисковывали машину, даже не принадлежащую фигуранту.
При этом в соответствии с постановлением правительства (действующая версия датируется 8 сентября 2023 года) конфискованные транспортные средства передаются для нужд МО и МЧС либо движению «Народный фронт».
В последнее время судебные приставы разных регионов регулярно отчитываются о передачи на нужды СВО изъятых у нарушителей автомобилей.
Например, глава Бурятии Алексей Цыденов даже поручил местному Минтрансу вместе с ГИБДД проработать механизм передачи конфискованных машин непосредственно в зону СВО.
Губернатор написал в своем Telegram-канале: «Пусть машины идут в дело, пусть наши бойцы будут снабжены хорошими транспортными средствами».
P.S. Что и говорить – меры по конфискацией авто крутые, но, очевидно, соответствуют ситуации в стране, к тому же борьба с пьянством за рулем – одна из генеральных линий по снижению смертности в ДТП.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
При перерегистрации машины с пробегом на нового владельца больше не нужен полис ОСАГО, но на дорогах могут снова массово появиться незастрахованные автомобили, чему новейшие видеокамеры, пока что помешать не смогут