Опрос российских водителей показал, что они попросту не уважают друг друга
Александр Климнов, фото 24ukr.net
Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» и издательство «За рулем» провели с 4 по 7 февраля совместный онлайн-опрос рядовых водителей, чтобы узнать, почему, по их мнению, происходят ДТП на наших дорогах. В опросе приняли участие более 1300 автомобилистов. Опрос выявил, что свыше половины респондентов (точнее 52%) видят основную причину ДТП в том, что в нашей стране водители в принципе не уважают друг друга и, собственно, сами правила движения в потоке. Они подрезают при обгонах, притираются в потоке, пытаются «учить» новичков и «слишком умных», не считают нужным включать поворотники и т.п. Практически каждый четвертый (23%) респондент уверен, что самый главный враг безаварийной езды – лихачество и любовь россиян к высоким скоростям. Около 15% респондентов в качестве причин аварий назвали то, что водители слишком часто отвлекаются от дороги (мобильный телефон, сигарета, кофе, обзор окрестностей, разговор с пассажирами и пр.). Несоблюдение дистанции указали 7% опрошенных, употребление алкоголя – почти 3%.
Генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников так прокомментировал данные результаты: «Вопрос культуры за рулем действительно очень важен, и результаты опроса показывают, что сами водители это осознают. Ведь 85% нарушений ПДД водители допускают осознанно, совсем небольшой процент тех, кто что-то не разобрал, отвлекся. Основная масса связана именно с осознанной моделью поведения! Это, собственно, объясняет природу большинства аварий. Что касается небольшого процента ответов «садятся за руль в нетрезвом виде», то это можно объяснить тем, что целевая аудитория состояла из тех, кто в большинстве своем ответственно подходит к своему состоянию за рулем и не примеряет на себя эту модель поведения. Что касается хамского и агрессивного поведения на дорогах, то на это нацелена профилактика безопасности дорожного движения, и такая работа уже ведется более 10 лет. Это социальная реклама на дорогах, по радио, телевидению. Но тут стоит отметить, что основной акцент все же сделан на формирование детского сознания. Что касается работы со взрослыми, то тут, к сожалению, главное звено, которое должно воспитывать водителей, – автошколы, провисает. И это несмотря на модернизацию учебных программ. Хочется отметить еще вот что. Очень важно, чтобы в рекламе, фильмах не было демонстрации наплевательского отношения к ПДД, даже принимая во внимание сюжет и художественную составляющую. Возьмем «Бондиану», там главный герой пристегивается даже на заднем сиденье, и камера это специально «выхватывает»! И возьмем наш отечественный кассовый фильм «Лед», где в большинстве случаев люди пристегнуты, но есть сцена, в которой главный герой везет на коленях ребенка. А ведь многие посмотрят этот фильм, и у них в подсознании может остаться модель – ничего страшного! Это лишь частный пример, но, если пробежаться по фильмам, таких может быть масса. Еще нужно понимать, что существуют люди-реджетеры (от фр. rejeter – отвергать), с ними бесполезно работать на уровне профилактики, их остановит только серьезное наказание. Реджетеры будут всегда, так как в целом в жизни встречаются такие люди, и они тоже садятся за руль. Они не признают устоявшиеся правила и живут по своим понятиям. Но таких людей среди водителей не так много, думаю, 3–5%. При этом складывается впечатление, что их гораздо больше, потому что это то, что «подсвечивается» в СМИ. Никому не интересно писать про мелкое ДТП, ведь там особо ничего не произошло, люди разобрались и разъехались. Но если в таком же ДТП кто-то, особенно известная персона, был пьян или под наркотиками, да еще и агрессивно себя вел, об этом напишут все. Завершить хочется на позитивной ноте – в целом ситуация на российских дорогах меняется к лучшему, до целевой аудитории, массового водителя, профилактическая работа доходит».
P.S. Как уместно цитирует сайт «Автостата» кого-то из великих: «Аварии случаются потому, что нынешние водители ездят по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью».
P.P.S. Однако, уважаемый чиновник, перечислив все неправильные аспекты «воспитания менталитета водителей» ничего не сказал о зачастую ужасающем качестве отечественных дорог и придорожной инфраструктуры, на долю которых в ДТП приходится еще большая часть вины, чем на невнимательность водителей. Какая автошкола научит, например, надежно объезжать открытый люк или внезапно «обустроенный» островок безопасности, сужающий проезжую часть? Так, что коренная обязанность реконструировать «прошловековые» дороги с властей никак не снимается (только без излишнего рвения там где не нужно), тем более, что они пока что сохраняется и транспортный налог на мощность автомобиля, и акцизы, заложенные в цену топлива. Кстати, оно, хотя, и самое дешевое в Европе (₽46,1 за литр в январе, что только на 0,8% больше, чем в начале 2018-го, за который, впрочем, скакнуло на 12,5%) по валютному курсу, но отнюдь не самое доступное с учетом уровня заработанной платы – по этому показателю наша страна на 20-м месте, а, например, Нидерланды с самым дорогим в Европе бензином (по курсу ₽117,7 за литр) – на 7-м. Такова «исторически сложившаяся» разница в зарплатах, что косвенно тоже влияет на менталитет водителей и уровень аварийности.
Загрузка