Росаккредитация заберет контроль за ТО у Российского союза автостраховщиков
4 мая 2023
Парламентарии, сенаторы и правительство посчитали, что проблемы вокруг фиктивного ТО идут из-за того что РСА занимается «несвойственной» функцией
Александр Климнов, фото carsweek.ru
Группа сенаторов внесла в ГД РФ законопроект, передающий контроль за операторами техосмотра из Российского союза автостраховщиков (РСА) в Росаккредитацию.
Парламентарии считают, что РСА занимается «несвойственной» для себя функцией, из-за чего проблема фиктивного ТО и остается актуальной.
В свою очередь в РСА уверены, что необходимости перемен нет – союз успешно справляется с контролем. Однако, правительство законопроект все же поддержало.
Поправки, внесенные группой сенаторов, глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов подготовил еще в 2021 году. С тех пор документ лежал в ожидании положительного заключения правительства.
Главным нововведением будет передача функции аккредитации операторов ТО (обязательное условие для работы на рынке техосмотра) из РСА в Федеральную службу по аккредитации (Росаккредитация).
Сенаторы уверены, что функция проверки пунктов ТО на наличие необходимых помещений, оборудования, экспертов и прочих требований «несвойственна» для РСА. в В их пояснительной записке сказано, что «Такая система приводит к «созданию недобросовестной отраслевой конкуренции, распространению массовой фальсификации сведений о проведении ТО и дискредитации института техосмотра».
Здесь речь идет о фирмах-мошенниках (аккредитованных как операторы), которые без фактической проверки машины оформляют диагностические карты за 2000–2500 руб.
Напомним, что диагностическая карта обязательна для эксплуатации автобусов, грузовиков и такси, так за ее отсутствие нарушителю грозит штраф в 2000 руб. Для владельцев легковых автомобилей и мотоциклов документ необходим только при постановке ТС на учет и при внесении изменений в конструкцию.
В правительственном заключении сказано, что Росаккредитации понадобятся дополнительные средства для выполнения новых функций. В финансово-экономическом обосновании указано, что сегодня оператор с одним пунктом ТО платит РСА 49 500 руб. за аккредитацию и 35 000 руб. за подтверждение соответствия требованиям аккредитации (раз в два года).
Заместитель главы службы Александр Соловьев утверждает, что тарифы меняться не будут, а за счет этих средств Росаккредитация планирует создать в том числе новые «цифровые системы по контролю и аккредитации операторов».
Он добавил, что из федерального бюджета потребуется 20 млн руб. ежегодно на зарплату дополнительным сотрудникам Росаккредитации, которые будут «сопровождать процессы» в области ТО.
Правительство также попросило сенаторов уточнить механизм оплаты аккредитации ко второму чтению.
Г-н Соловьев сказал в интервью «Ъ»: «Мы хотим обсудить с рынком новые способы борьбы с мошенниками. Одним из способов может стать, к примеру, использование видеокамер на пунктах ТО и искусственного интеллекта для обработки видеоряда и выявления мошеннических схем. У нас есть сильная IT-команда, способная создать такой софт. Тем более что видеокамеры есть уже сейчас на многих пунктах. Но какие-либо решения о новых требованиях будут сначала обсуждаться с бизнесом».
Чиновник считает, что на тарифы для автовладельцев законопроект не повлияет.
Напомним, что многие регионы в 2022–2023 годах уже подняли цены на ТО. Белый дом также просит ГД закрепить в законе право полиции отключать операторов-нарушителей от Единой информационной системы техосмотра (в ней формируются диагностические карты).
Президент РСА Евгений Уфимцев отстаивает позицию своей организации: «Если Госдума примет решение о передаче полномочий, то мы, конечно, будем работать в рамках нового законодательства. Но на данном этапе РСА со всеми функциями справляется: жалоб и нареканий нет, все процессы автоматизированы. Сейчас нет острой необходимости передавать полномочия». Господин Уфимцев говорит, что союз сумел наладить работу в регионах, дополнительных средств из бюджета не получает – все расходы оплачиваются взносами операторов: «Кроме того, страховщики заинтересованы в том, чтобы автомобили были исправны и безопасны, поэтому контроль за операторами для РСА вполне себе свойственная функция. Передача функций госоргану, очевидно, потребует дополнительных разовых затрат на создание новой информационной системы, полную перенастройку всей системы аккредитации, а впоследствии – постоянных бюджетных ассигнований».
Глава союза «Техэксперт» Сергей Зайцев поправки сенаторов поддерживает, но обращает внимание, что законопроект носит пока «концептуальный» характер, нужны дополнения.
Глава ассоциации «Ермак» Андрей Борисенко считает: «Законопроект вызывает много вопросов. Наличие не до конца ясных определений и различные несостыковки говорят о его слабой проработке законотворцами».
Эксперт, в частности, обратил внимание на пояснительную записку, где сказано, что техосмотр нужен для оформления ОСАГО, хотя это правило отменили в августе 2021 года. Он говорит: «Законопроект пока очень сырой. Наша задача доработать его так, чтобы были учтены интересы всех участников отрасли».
Глава Союза операторов техосмотра Максим Бурдюгов добавляет: Основной вопрос – целесообразность такой скорой передачи без просчета последствий. Ведь нам в этих новых условиях придется работать или, что тоже вероятно, закрывать бизнес. Нужно проанализировать и оценить все риски для предпринимателей, которым предыдущие ошибки в законодательстве обошлись крайне дорого».
Александр Соловьев прогнозирует, что данный законопроект вступит в силу не ранее 2024 года.
Он поясняет: «После принятия Госдумой поправок нужно будет "передать дела" из РСА и разработать новые подзаконные акты. Мы хотим, чтобы все это произошло максимально комфортно для бизнеса».
Справка: за последние 12 лет для исключения коррупции в сфере ТО проводится уже третья реформа. Так, в 2011-м был принят закон, передавший контроль за операторами именно в РСА – впоследствии власти и многие эксперты признали эту идею неудачной. В августе 2021 года была отменена обязанность предъявлять ТО при оформлении ОСАГО, а с декабря 2022-го техосмотр стал добровольным для владельцев легковых автомобилей и мотоциклов.
P.S. Вот и получается, что и новая реформа контроля за ТО может в силу своей «скороспелости» по мнению экспертов и бизнеса оказаться также неудачной как и предыдущие. Думается, что дело не в названии контролирующего ведомства, а в неэффективности контроля в принципе, там, где имеются возможности для злоупотреблений при наличии, опять же, массового спроса на них.