Росаккредитация заберет контроль за ТО у Российского союза автостраховщиков

Росаккредитация заберет контроль за ТО у Российского союза автостраховщиков

4 мая 2023


Парламентарии, сенаторы и правительство посчитали, что проблемы вокруг фиктивного ТО идут из-за того что РСА занимается «несвойственной» функцией


автор

Александр Климнов, фото carsweek.ru


Группа сенаторов внесла в ГД РФ законопроект, передающий контроль за операторами техосмотра из Российского союза автостраховщиков (РСА) в Росаккредитацию.

Парламентарии считают, что РСА занимается «несвойственной» для себя функцией, из-за чего проблема фиктивного ТО и остается актуальной.

В свою очередь в РСА уверены, что необходимости перемен нет – союз успешно справляется с контролем. Однако, правительство законопроект все же поддержало.

Поправки, внесенные группой сенаторов, глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов подготовил еще в 2021 году. С тех пор документ лежал в ожидании положительного заключения правительства.

Главным нововведением будет передача функции аккредитации операторов ТО (обязательное условие для работы на рынке техосмотра) из РСА в Федеральную службу по аккредитации (Росаккредитация).

Сенаторы уверены, что функция проверки пунктов ТО на наличие необходимых помещений, оборудования, экспертов и прочих требований «несвойственна» для РСА. в В их пояснительной записке сказано, что «Такая система приводит к «созданию недобросовестной отраслевой конкуренции, распространению массовой фальсификации сведений о проведении ТО и дискредитации института техосмотра».

Здесь речь идет о фирмах-мошенниках (аккредитованных как операторы), которые без фактической проверки машины оформляют диагностические карты за 2000–2500 руб.

Напомним, что диагностическая карта обязательна для эксплуатации автобусов, грузовиков и такси, так за ее отсутствие нарушителю грозит штраф в 2000 руб. Для владельцев легковых автомобилей и мотоциклов документ необходим только при постановке ТС на учет и при внесении изменений в конструкцию.

В правительственном заключении сказано, что Росаккредитации понадобятся дополнительные средства для выполнения новых функций. В финансово-экономическом обосновании указано, что сегодня оператор с одним пунктом ТО платит РСА 49 500 руб. за аккредитацию и 35 000 руб. за подтверждение соответствия требованиям аккредитации (раз в два года).

Заместитель главы службы Александр Соловьев утверждает, что тарифы меняться не будут, а за счет этих средств Росаккредитация планирует создать в том числе новые «цифровые системы по контролю и аккредитации операторов».
Он добавил, что из федерального бюджета потребуется 20 млн руб. ежегодно на зарплату дополнительным сотрудникам Росаккредитации, которые будут «сопровождать процессы» в области ТО.

Правительство также попросило сенаторов уточнить механизм оплаты аккредитации ко второму чтению.

Г-н Соловьев сказал в интервью «Ъ»: «Мы хотим обсудить с рынком новые способы борьбы с мошенниками. Одним из способов может стать, к примеру, использование видеокамер на пунктах ТО и искусственного интеллекта для обработки видеоряда и выявления мошеннических схем. У нас есть сильная IT-команда, способная создать такой софт. Тем более что видеокамеры есть уже сейчас на многих пунктах. Но какие-либо решения о новых требованиях будут сначала обсуждаться с бизнесом».

Чиновник считает, что на тарифы для автовладельцев законопроект не повлияет.

Напомним, что многие регионы в 2022–2023 годах уже подняли цены на ТО. Белый дом также просит ГД закрепить в законе право полиции отключать операторов-нарушителей от Единой информационной системы техосмотра (в ней формируются диагностические карты).

Президент РСА Евгений Уфимцев отстаивает позицию своей организации: «Если Госдума примет решение о передаче полномочий, то мы, конечно, будем работать в рамках нового законодательства. Но на данном этапе РСА со всеми функциями справляется: жалоб и нареканий нет, все процессы автоматизированы. Сейчас нет острой необходимости передавать полномочия». Господин Уфимцев говорит, что союз сумел наладить работу в регионах, дополнительных средств из бюджета не получает – все расходы оплачиваются взносами операторов: «Кроме того, страховщики заинтересованы в том, чтобы автомобили были исправны и безопасны, поэтому контроль за операторами для РСА вполне себе свойственная функция. Передача функций госоргану, очевидно, потребует дополнительных разовых затрат на создание новой информационной системы, полную перенастройку всей системы аккредитации, а впоследствии – постоянных бюджетных ассигнований».

Глава союза «Техэксперт» Сергей Зайцев поправки сенаторов поддерживает, но обращает внимание, что законопроект носит пока «концептуальный» характер, нужны дополнения.

Глава ассоциации «Ермак» Андрей Борисенко считает: «Законопроект вызывает много вопросов. Наличие не до конца ясных определений и различные несостыковки говорят о его слабой проработке законотворцами».
Эксперт, в частности, обратил внимание на пояснительную записку, где сказано, что техосмотр нужен для оформления ОСАГО, хотя это правило отменили в августе 2021 года. Он говорит: «Законопроект пока очень сырой. Наша задача доработать его так, чтобы были учтены интересы всех участников отрасли».

Глава Союза операторов техосмотра Максим Бурдюгов добавляет: Основной вопрос – целесообразность такой скорой передачи без просчета последствий. Ведь нам в этих новых условиях придется работать или, что тоже вероятно, закрывать бизнес. Нужно проанализировать и оценить все риски для предпринимателей, которым предыдущие ошибки в законодательстве обошлись крайне дорого».

Александр Соловьев прогнозирует, что данный законопроект вступит в силу не ранее 2024 года.

Он поясняет: «После принятия Госдумой поправок нужно будет "передать дела" из РСА и разработать новые подзаконные акты. Мы хотим, чтобы все это произошло максимально комфортно для бизнеса».

Справка: за последние 12 лет для исключения коррупции в сфере ТО проводится уже третья реформа. Так, в 2011-м был принят закон, передавший контроль за операторами именно в РСА – впоследствии власти и многие эксперты признали эту идею неудачной. В августе 2021 года была отменена обязанность предъявлять ТО при оформлении ОСАГО, а с декабря 2022-го техосмотр стал добровольным для владельцев легковых автомобилей и мотоциклов.

P.S. Вот и получается, что и новая реформа контроля за ТО может в силу своей «скороспелости» по мнению экспертов и бизнеса оказаться также неудачной как и предыдущие. Думается, что дело не в названии контролирующего ведомства, а в неэффективности контроля в принципе, там, где имеются возможности для злоупотреблений при наличии, опять же, массового спроса на них.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Как будет работать механизм выявления водителей без ОСАГО по дорожным камерам

Как будет работать механизм выявления водителей без ОСАГО по дорожным камерам

С 1 марта 2025 года отсутствие полиса ОСАГО у водителя смогут выявлять камеры дорожного движения

29.10.2024

При взрыве бензовоза в Нигерии погибли более 140 человек

При взрыве бензовоза в Нигерии погибли более 140 человек

Западноафриканская страна Нигерия в очередной раз отметилась массовой гибелью людей при взрыве бензовоза

16.10.2024

Как можно законно уменьшить утильсбор при покупке автомобиля

Как можно законно уменьшить утильсбор при покупке автомобиля

Чтобы не платить повышенный с 1 октября утилизационный сбор, необходимо заказывать автомобиль напрямую на физическое лицо

01.10.2024

Российские водители всерьез опасаются «ржавых ведер» на дорогах

Российские водители всерьез опасаются «ржавых ведер» на дорогах

«Росгосстрах» выяснил, что каждый пятый автомобилист держится подальше от старых машин

16.09.2024

Назван самый «аварийный» возраст водителей

Назван самый «аварийный» возраст водителей

Чаще всего в ДТП попадают молодые водители с 18 до 24 лет со стажем менее 2 лет

02.09.2024

В Москве с 1 сентября будут устанавливать дорожные камеры по собственным правилам

В Москве с 1 сентября будут устанавливать дорожные камеры по собственным правилам

В России и в Москве с 1 сентября изменяются правила установки стационарных камер

30.08.2024

Самой аварийной улицей в Москве стало Варшавское шоссе

Самой аварийной улицей в Москве стало Варшавское шоссе

Варшавка обогнала в первом полугодии 2024 года по аварийности Ленинский проспект

23.08.2024

Возврат к списку