С марта 2020 года для владельцев ретроавтомобилей введены добровольные «паспорта классических транспортных средств»
Александр Климнов, фото автора
С 1 марта 2020 года для владельцев ретроавтомобилей введены т.н. «паспорта классических транспортных средств», подтверждающие оригинальность деталей и степень реставрации машины. Новый ГОСТ описывает механизм экспертизы, которая оценивает состояние автомобиля по балльной системе. Стоимость «ретропаспорта», возможно, будет в пределах ₽10–15 000, а с ним будет проще ввести машину в страну, а позже документ станет основанием для выдачи особых номеров для классики. ГИБДД к переменам готова, но там считают, что олдтаймеры нужно использовать по особым правилам: некоторые ретроавтомобили должны передвигаться только в составе колонны (во время ретропарадов или при перемещении на выставку – авт.) или выезжать на дорогу исключительно в теплое время года (с мая по сентябрь), а остальные – без каких-либо ограничений. Например, ретроавтомобиль начала прошлого века с деревянными спицами колес не должен перемещаться в одном потоке с современными машинами, настаивает ГИБДД.
Для этого нужно будет изменить ПДД, разработать классификацию классических автомобилей и принять ряд других документов. Частично этот вопрос планируется закрыть изменениями в техрегламенте о безопасности колесных транспортных средств (разработку ведет ФГУП НАМИ), поправки обсуждаются уже несколько лет и неизвестно, когда будут приняты. В ГИБДД России ожидали, что механизм проверок безопасности олдтаймеров появится в новом ГОСТе, этого не произошло, в итоге документ был воспринят ведомством скептически.
С 1 марта действует ГОСТ «Транспортные средства раритетные и классические. Историко-техническая экспертиза. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки». Согласно ему легковые автомобили старше 30 лет и грузовики старше 50 лет, можно ввести в Россию без проверок требований к экологическому классу двигателя, наличию АБС и других обязательных для современных автомобилей систем (например системы экстренного вызова ЭРА-ГЛОНАСС и подушек безопасности – авт.). Обязательными условиями в техрегламенте Таможенного союза о безопасности транспортных средств остаются: оригинальный двигатель, кузов и рама: «сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния». До сих пор не существовало критериев для определения оригинальности узлов и деталей, поэтому, отличить отреставрированный в мастерской подлинник от гаражной подделки было сложно.
В новом стандарте закреплены правила оценки олдтаймеров. Экспертизу будут проводить эксперты, аккредитованные Российской автомобильной федерацией (РАФ). Они и будут при оценке начислять штрафные баллы олдтаймеру.
Так, за установку дополнительных боковых зеркал будет начисляться 10 баллов, нештатной антенны – 20 баллов, а за окраску в не предусмотренный заводом цвет – все 75 баллов.
В ГОСТе предусмотрена обширная таблица со всеми вариантами. Количество баллов зависит в том числе от возраста автомобиля, которые поделены на три категории: до 1946 года выпуска, 1946–1969 годов, после 1970 года. Результат менее чем 100 баллов гарантирует выдачу «паспорта классического транспортного средства».
Заместитель главы Росстандарта Алексей Кулешов пояснил: «Вступление в силу ГОСТа является важным шагом на пути создания условий для передвижения таких зачастую бесценных автомобилей в качестве полноценных участников движения».
Зампред комитета классических автомобилей РАФ Петр Шляхин пояснил «Ъ»: «Стоимость некоторых экземпляров олдтаймеров может составлять до ₽80–90 млн, при этом ГОСТ не налагает запретов на владельцев автомобилей, которые уже ездят по дорогам, тем более что стандарт остается добровольным к применению. Паспорта федерация выдавать уже сейчас может, но, скорее всего, делать этого пока не будет, пояснил господин Шляхин. В РАФ хотят дождаться, пока ГИБДД получит право выдавать автовладельцам специальные номерные знаки для «классики» с буквой К. Внешний вид таких номеров уже описан в действующем ГОСТе (принят в 2018 году), нужно еще скорректировать законодательство». По его оценкам, будет обходиться автовладельцам в 10–15 тыс. руб. за автомобиль.
Загрузка