У ГИБДД возникли сложности с обновлением парка патрульных автомобилей
19 мая 2022
Российский автопром из-за дефицита комплектующих затрудняется произвести 2,8 тыс. патрульных легковых автомобилей для МВД
Александр Климнов, фото автора
Полиция РФ попала в затруднительное положение с закупкой новых патрульных машин для ГИБДД. В последние годы МВД приобретало для региональных подразделений легковые автомобили Skoda Octavia, Hyundai Solaris, УАЗ Патриот и LADA Granta, однако, с введением антироссийских санкций после начала «спецоперации на Украине» большинство западных автопроизводителей свою деятельность в России приостановили.
В этом году МВД собирается закупить более 2,8 тыс. новых патрульных автомобилей для Госавтоинспекции на сумму 4,48 млрд руб. В Минпромторге заявляют, что «прорабатывают вопрос об обеспечении МВД техникой с учетом существующих санкционных рисков, логистических проблем, дефицита полупроводников и ряда комплектующих».
В свою очередь эксперты называют среди возможных поставщиков МВД РФ – китайских автопроизводителей, а также отечественный АВТОВАЗ, хотя его заводы в настоящий момент и находятся до 27 мая в режиме продленного простоя.
В МВД заявляют: «В настоящее время МВД с Минпромторгом прорабатывают вопросы с ведущими производителями патрульных автомобилей о возможности изготовления указанной продукции и ее поставки с учетом экономической ситуации на российском рынке, связанной с санкционным давлением "недружественных" стран».
Полиция РФ закупает патрульные машины ДПС с 2019 года в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» (входит в состав нацпроекта «Безопасные качественные дороги»).
Зарубежные производители остановили поставки российским силовым структурам любых автомобилей
В паспорте документа сказано, что полиция доводит «оснащенность подразделений к нормативной положенности»: к 2030 году служебный парк ДПС должен включать 25,3 тыс. авто, на это запланировано потратить 35,3 млрд руб. Речь идет о машинах с цветографическими схемами, спецсигналами, набором для оказания первой помощи при ДТП и т. д.
В 2019–2020 годах региональные УГИБДД получили около 8 тыс. Skoda Octavia и УАЗ Патриот по контрактам с «Рольфом», ООО «Авто сити» и Ульяновским автозаводом, которые заключил Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения (ЦСН БДД) МВД.
В 2021 году центр закупил еще 4 тыс. Hyundai Solaris, LADA Vesta (проходят под индексом ВИС-298050 – на фото) по контрактам с Major и дилером LADA «Центральная СТО». Координация закупок передана из ЦСН в отдельную дирекцию, но там тендеров по закупке патрульных машин пока что не объявили.
В апреле 2022 года руководитель дирекции Игорь Королев (бывший заместитель министра транспорта Подмосковья) заявил, что «однозначно» поставляться будут автомобили отечественного производства, но деталей не раскрыл.
Эксперт Сергей Удалов из «Автостата» считает, что поставщиками служебных автомобилей для МВД и прочих силовых структур, скорее всего, станут отечественные АВТОВАЗ и УАЗ (еще, конечно, ГАЗ, а возможно что и возрождаемый «Москвич» – авт.). Он считает, что: «Альтернатив не так много. Вопрос в том, как быстро они смогут собрать столько машин. Проблема с дефицитом полупроводников в автопроме так и не решилась, кроме того, у АВТОВАЗа cложности с европейскими комплектующими, нужно искать замену. Возможно, что договорятся о какой-то отсрочке».
Если в АВТОВАЗе ситуацию не комментируют, то в пресс-службе УАЗа заявляют, что: «Готовы исполнить поставки в необходимых заказчику объемах».
Независимый эксперт Сергей Бургазлиев считает, что АВТОВАЗ запустит свои заводы в середине или в конце лета, после того как будут найдет альтернативные поставщики комплектующих, в том числе через параллельный импорт. Он говорит: «Собрать три тысячи машин для конвейера в Тольятти – вопрос нескольких дней. Нельзя исключать, что позже вновь будет возобновлено производство Hyundai в Санкт-Петербурге [завод приостановил работу в марте – авт.]».
В прошлом году китайский Haval предлагал свои внедорожники и пикапы МЧС РФ (фото на выставке «Комплексная безопасность 2021»), а в этом, возможно будет поставлять их еще и силовым структурам
Глава проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев не исключает сценария, при котором МВД сможет договориться об оптовой цене с китайскими компаниями (собственный завод в России на сегодня работает, например, у Haval), однако, у дилеров нужных МВД машин по цене 1,5–1,6 млн руб. (расчетная цена одного авто исходя из предполагаемой стоимости контракта) уже нет.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что в нынешних условиях произвести в России даже 2,8 тыс. машин сложно.
Он перечисляет проблемы: «Локальное производство недостаточно – ситуация осложняется тем, что для зарубежных поставщиков прямые контракты с госзаказчиками могут быть невозможны из-за санкционных рисков или запретов со стороны менеджмента головных компаний. МВД обязано исполнять требования законодательства в сфере закупок, что также накладывает серьезные ограничения».
Г-н Шапарин утверждает, что полиция «рискует остаться без обновления парка»: «Единственным быстрым решением представляется осуществление поставки партии авто из-за рубежа через параллельный импорт».
P.S. Итак, для отечественного автопрома (и шире – программы импортозамещения в целом) в определенном смысле наступают «критические дни», если проблемой оказывается даже поставка для дорожной полиции всего лишь трех тысяч патрульных автомобилей, причем, уже говорят и о параллельном импорте, т.е. иномарках без какой-либо гарантийной и сервисной поддержки…
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка