Удаленному урегулированию ДТП в ОСАГО угрожает дефицит запчастей
18 октября 2022
Эксперт комитета Объединения потребителей России рассказал о переходе на удаленное урегулирование в ОСАГО
Александр Климнов, фото avtobeginner.ru, cras-center.ru, pulse.mail.ru
В преддверии полного перехода на удаленное урегулирование убытков с 1 января 2025 года, крупнейшие страховые компании сегмента ОСАГО рассматривают возможности досрочного внедрения специальных сервисов, которые позволят урегулировать страховой случай дистанционно без посещения офиса, для удобства своих клиентов. Пока рынок обязательного автострахования делает первые шаги для перехода урегулирования страховых случаев в цифровой формат, о преимуществах и перспективах введения удаленки рассказал руководитель комитета Объединения потребителей России по контролю качества услуг в сфере страхования, Андрей Крупнов.
Он сообщил: «Думаю, в обозримой перспективе имеет смысл говорить только о частичном переходе на удаленное урегулирование. О том, как оно будет развиваться, можно судить по электронным продажам ОСАГО. Также в настоящее время уже существует Европротокол – это механизм упрощенного взаимодействия между участниками ДТП для выполнения обязательств, предусмотренных законом об ОСАГО, и получения соответствующих страховых выплат. Однако практика показывает, что водители пользуются Европротоколом не во всех предусмотренных законом случаях, иногда предпочитая оформление ДТП с участием полиции.
Система удаленного урегулирования позволит автомобилистам получать весь предварительный страховой сервис после ДТП непосредственно на месте происшествия. Клиент будет знать объем повреждений и предварительную оценку ремонта, получит все необходимые указания и инструкции по дальнейшим действиям, и все это в минимальные сроки и без необходимости вызова представителя страховой компании или, тем более, посещения офиса. Это сделает ОСАГО намного удобнее, а процесс урегулирование убытков по нему – быстрее. Однако нужно иметь в виду несколько обстоятельств, которые будут влиять на практическую реализацию этой новации.
Возможности электронного урегулирования убытков в автостраховании сами по себе ограничены. Фактически мы можем говорить только об оформлении убытка и расчете его стоимости, но по моему мнению, собственно урегулирование состоит в возврате автомобиля в максимально близкое к изначальному до аварийному состояние, а этот процесс никогда не станет полностью цифровым. Однако электронная форма урегулирования позволит максимально эффективно управлять этим процессом, включая взаимодействие со станцией технического обслуживания автомобилей (СТОА), однако существующий сегодня на автомобильном рынке дефицит запчастей может сделать любую цифровую систему беспомощной.
Выплату страхового возмещения в денежной форме, опять же на мой взгляд, нельзя считать полноценным урегулированием страхового случая. Первая причина указана абзацем выше, а вторая, в дополнение к ней, состоит в том, что в нынешних условиях финансовые параметры автомобильного рынка перестали подчиняться любой логике, кроме панической, и денежные выплаты в текущих реалиях могут не позволить автовладельцу привести автомобиль в доаварийное состояние даже самостоятельно.
Таким образом, услуга удаленного урегулирования будет долгое время существовать параллельно с традиционным методом. Поскольку правильно организованный цифровой процесс очень выгоден страхователям, на рынке будет наблюдаться борьба за его внедрение и распространение между лидирующими компаниями. Возможно, кто-то из менее крупных игроков попробует заработать очки в глазах страхователей, также заранее объявив о внедрении электронного урегулирования».
P.S. Эксперт справедливо отмечает, что именно возникший из-за санкций дефицит запчастей препятствует более быстрому внедрению удобного для пользователей удаленного урегулирования страховых случаев в электронном ОСАГО, так как финансовое возмещение зачастую может не в полной мере компенсировать расходы на вздорожавшие запчасти.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка