Минпромторг РФ определил порядок повышения утильсбора на ввозимые юрлицами иномарки до 2030 года
Александр Климнов, фото автора
Минпромторг РФ опубликовал проект постановления правительства, в котором расписана ежегодная индексация утилизационного сбора для автомобилей вплоть до 2029 года.
Стоит сразу уточнить, что запланированное повышение сбора касается автомобилей, импортируемых юридическими лицами. Для частников обещано сохранение льготного порядка уплаты утильсбора.
Так для электромобилей (BEV), последовательных гибридов ,(PHEV) и моделей с ДВС с объемом двигателя менее трех литров (ICE) базовая ставка и коэффициенты останутся прежними (0,17 для новых и 0,26 для машин старше трех лет). То есть величина утильсбора составит 3400 и 5200 рублей соответственно. Главное, что физическому лицу нельзя ввозить более одной машины в год и не продавать ее минимум 12 месяцев.
А вот начало многоступенчатого повышения утильсбора для юрлиц намечено уже на 1 октября 2024 года. Базовая ставка в размере 20 000 рублей для легкового автомобиля останется прежней, однако, заметно вырастут коэффициенты, зависящие от объема двигателя и возраста машины.
Если сейчас размер утильсбора для автомобиля возрастом до трех лет и объемом двигателя до 2,0 л составляет 300 600 рублей, то если машина старше трех лет – это уже 528 800 рублей.
Ну а с 1 октября 2024 года эти суммы вырастут до 556 200 и 963 800 рублей соответственно. С 1 января 2025 года тарифы вырастут до 667 400 и 1 млн 174 000 рублей, а в 2029 году – до 1 млн 174 000 и 2 млн 62 000 рублей!
Автомобили с двигателями объемом от 2,0 до 3,0 л сейчас облагаются сбором в размере 844 800 рублей (возрастом до трех лет) или 1 млн 280 000 рублей (старше трех лет). Уже этой осенью сумма увеличится до 1 млн 562 000 рублей и 2 млн 362 000 рублей! В январе 2025 года тарифы вырастут до 1 млн 875 000 рублей и 2 млн 839 000 рублей, а к 2030 году достигнут 3 млн 295 000 рублей и 4 млн 988 000 рублей соответственно.
Утильсбор за модели с двигателями объемом от 3,0 до 3,5 л сейчас составляет 970 000 рублей и 1 млн 485 000 рублей соответственно. С октября потребуют 1 млн 794 000 и 2 млн 747 000 рублей, с 2025 года – 2 млн 153 000 и 3 млн 297 000 рублей, а с 2029 года – 3 млн 783 000 и 5 млн 792 000 рублей.
Наконец, объем двигателя 3,5 л и более сейчас означает утильсбор в размере 1 млн 235 000 рублей для машин возрастом до трех лет и 1 млн 623 000 рублей для автомобилей старше трех лет. Осенью он вырастет до 2 млн 285 000 и 3 млн 4000 рублей, в 2025 году – до 2 млн 742 000 и 3 млн 605 000 рублей, а в 2029 году – до 4 млн 818 000 и 6 млн 333 000 рублей соответственно.
Электрифицированные автомобили (включая подзаряжаемые гибриды PHEV) также не обойдет стороной радикальное повышение утильсбора, но только с 1 января 2025 года. Тогда тариф повысится с нынешних 32 600 рублей для новых электромобилей и 122 000 рублей для подержанных — до 667 400 и 1 млн 174 000 рублей соответственно. В 2029 году он достигнет уже 1 млн 174 000 и 2 млн 62 000 рублей.
С помощью многоступенчатого и значительного повышения утильсбора российский Минпромторг надеется стимулировать зарубежных (то есть китайских) производителей организовать локальную сборку в России. Кроме того, повышение сбора, очевидно, обеспечит дополнительный приток триллионов рублей в государственный бюджет.
Однако некоторые считают, что рост утильсбора приведет к подорожанию не только китайского, но и отечественного автопрома. Такой тезис высказал в письме Business FM президент Союза автомобильных дилеров Вячеслав Жигалов. Свои аргументы он прислал не только редакции радиостанции, но и разместил на портале правовых актов, а также отправил в Минпромторг.
По оценке Жигалова, так как производители закладывают утильсбор в стоимость машины, его повышение в октябре на 70-85% и ежегодная индексация приведут к подорожанию всего автопрома, а не только «китайцев». В случае утверждения проекта постановления сбор для авто объемом двигателя от одного до двух литров с октября составит более полумиллиона рублей, это плюс 255 тысяч к нынешнему уровню. А за машину от двух до трех литров заплатить придется более 1,5 млн рублей утильсбора (плюс 718 тысяч). Необходимо учитывать и предполагаемое повышение ключевой ставки, которая повлияет на объем автокредитов. Между тем к 2030 году предполагается рост утильсбора в четыре раза относительно текущего уровня.
Он комментирует: «Если говорить, допустим, о продукции АВТОВАЗа, она за эти годы удвоится в цене. Уверение в том, что отечественная продукция, которая получает из бюджета субсидию, покрывающую расходы на утильсбор, не вырастет в цене, никакого доверия не заслуживает. В прошлом году, например, цена на отечественные автомобили, согласно данным Росстата, выросла на 18%. Притом что был повышен утильсбор, он действительно компенсировался из бюджета, и было существенное снижение курса рубля. Казалось бы, иностранные автомобили должны подорожать существенно больше, но они подорожали на 4%. Сейчас в обоснование повышения утильсбора предоставляются аргументы о том, что мы не выдерживаем конкуренцию с «китайцами», что у нас высокая зависимость от иностранных комплектующих, что у нас растут издержки, поэтому нам нужно поднимать утильсбор, с тем чтобы мы имели возможность тоже поднять цены».
Г-н Жигалов считает, что, кроме того протекционистские меры скорее отпугнут иностранных, читай – китайских, инвесторов от локализации на российском рынке, чем заставят их «приземлиться». Ведь открыто говорится, что родные заводы надо защищать от демпинга «китайцев», которые, кстати, и так осторожны из-за вторичных санкций. К тому же протекционизм убивает у российских брендов мотивацию к конкуренции с зарубежными марками.
Пока Вы читали эту статью, Ваш бизнес мог заработать на 10% больше. Как это реализовать? Сейчас все расскажу…
Меня зовут Любовь и я открываю двери в мир технологических решений для Вашего бизнеса! Вот мой Тelegram: Пообщайтесь со мной!