В России появится государственный аукцион для продажи подержанных машин

В России появится государственный аукцион для продажи подержанных машин

30 мая 2018


Свободно продавать машины на вторичном рынке будет нельзя


автор

Александр Шаронов, фото vladtime.ru, «Коммерсантъ»

Сегодня около 80 % автомобилей на вторичном рынке продают по принципу «из рук в руки». При этом налог от продажи (13 %) уплачивает лишь каждый пятый продавец. Разумеется, этот неконтролируемый государством «серый» рынок заинтересовал правительство. Чтобы повысить собираемость налогов, в стране обсуждается проект автоаукционной индустрии, который разрабатывает Минпромторг. Об этом представители министерства рассказали в беседе с «Известиями».

За реализацию необычного для российского рынка проекта будет отвечать правительственная рабочая группа НТИ «Автонет». Пока его специалисты не проработали все детали новой индустрии, однако ключевые положения уже известны. Скорее всего, общая схема будет скопирована с японского рынка.

Два месяца назад российская делегация во главе с замминистра промышленности и торговли Александром Морозовым побывала в Стране восходящего солнца, где изучила местный опыт. Чиновники посмотрели на организацию японских автомобильных аукционов. Автовладельцы в Японии не могут напрямую продавать свои машины, вместо этого они выставляют их на аукционы. При этом выкупать лоты могут только японские дилеры. Если конечная цена не устроит автомобилиста, он может снять транспортное средство с торгов.

По большому счету, единственным инструментом автовладельца является установка окончательной цены: при ее достижении машина будет автоматически продана. При этом торги начинаются от некой базовой стоимости, а участвующие в этом мероприятии дилеры могут повышать сумму предложения. За одну неделю по такой схеме в Японии продается около 140 000 авто.

Преимущества японской схемы для государства очевидны. Во-первых, оно автоматически будет получать налог от продажи машин, ведь все сделки будут официально регистрироваться, а дилеры уже не смогут отвертеться от уплаты. Во-вторых, за право заниматься аукционной деятельности те же дилеры тоже должны будут оплатить некую ставку. По расчетам НТИ «Автонет», только первый пункт принесет в бюджет около 20 миллиардов рублей в год (данные основаны на статистике продаж за 2017 год, когда объем вторичного рынка оценивался в 3 триллиона рублей).

1.jpg

Но что получит рядовой автомобилист? Авторы проекта говорят о прозрачном ценообразовании и более тщательном контроле за состоянием подержанных машин. В итоге якобы должно уменьшиться количество несчастных и смертельных случаев ДТП за счет контроля уровня безопасности транспортных средств.

Тем не менее, далеко не все положительно оценивают новый проект. Если он будет утвержден в обсуждаемом варианте, то автомобилисты уже не смогут самостоятельно продавать свои машины. Это означает, что им будет запрещено даже устанавливать цену, не говоря уже о других аспектах. К примеру, продать свою «ласточку» родственнику или хорошему знакомому уже не получится (во всяком случае, напрямую, без посредников).

Среди негативных факторов отмечается и отсутствие конкуренции. Сегодня подержанную машин можно продавать самостоятельно, отдать «перекупщикам» или сдать в трейд-ин. В случае с государственными аукционами выбора не останется.

Нужны ли изменения на рынке подержанных машин?

В целом отрасль уже давно нуждается в реформировании. Сегодня государство очень неохотно регулирует рынок и буквально сквозь пальцы смотрит на явные мошеннические сделки. Нередки случаи, когда уже после покупки подержанной машины автомобилист обнаруживает, что его машина числится в угоне. В этом случае он запросто может лишиться и уже уплаченных за нее денег, и самого автомобиля.

Эксперты давно призывают ужесточить наказание за незаконную установку номерных агрегатов, подделку документов, скручивание пробега и прочие уловки, к которым часто прибегают злоумышленники. Сегодня крайним остается тот, кто купил такого «кота в мешке», а вот наказать продавца практически невозможно. При этом порой такие машины продают и официальные дилеры, так что схема с их привлечением в проект государственного аукциона пока не выглядит столь надежной и прозрачной, как описывают в Минпромторге.

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В «Крокус сити холле» произошел теракт

В «Крокус сити холле» произошел теракт

По данным следственного комитета РФ жертвами теракта в «Крокус сити холле» стали 133 человека, включая 3 детей

22.03.2024

Зимняя резина ушла по весне

Зимняя резина ушла по весне

В марте закончился период обязательного использования шипованной резины или «липучки» на легковых машинах и LCV

03.03.2024

ОСАГО добавили краткосрочности

ОСАГО добавили краткосрочности

Со 2 марта договор ОСАГО можно будет заключать на срок от одного дня до 3 месяцев

01.03.2024

Депутаты отказали в компенсации по ОСАГО ущерба от упавших сосулек и деревьев

Депутаты отказали в компенсации по ОСАГО ущерба от упавших сосулек и деревьев

ГД не рекомендовали принимать закон о возмещении в рамках ОСАГО автовладельцам ущерба причиненного третьими лицами

21.02.2024

В Подмосковье оценили парковку у мусорных баков от 5000 рублей

В Подмосковье оценили парковку у мусорных баков от 5000 рублей

За парковку у площадок для сбора отходов в Московской области грозит штраф от 5 до 30 тысяч рублей

14.02.2024

Светофоры с биометрическими камерами для штрафования пешеходов желательны, но пока не готовы

Светофоры с биометрическими камерами для штрафования пешеходов желательны, но пока не готовы

Эксперт Шапарин оценил введение светофоров с фиксацией нарушений ПДД пешеходами как далекую перспективу

30.01.2024

Что надо брать зимой в дорогу?

Что надо брать зимой в дорогу?

Инфографика в помощь автовладельцам зимой

23.01.2024

Возврат к списку