В марте закончился период обязательного использования шипованной резины или «липучки» на легковых машинах и LCV
Александр Климнов, фото производителей
В конце прошлого года в силу вступил запрет на использование летней резины зимой: речь идет об актуальном «перечне неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств».
Согласно документу, водителям легковых машин и легких коммерческих автомобилей массой до 3,5 тонны с 1 декабря запрещено эксплуатировать ТС на летней резине. Это ограничение было снято с 1 марта.
Во время минувшей календарной зимы, то есть в период с 1 декабря по 29 февраля, для большинства водителей в России было обязательным использование зимних шин: либо шипованных, либо так называемой «липучки», то есть зимней резины фрикционного типа, которая может без металлических вставок иметь сцепление со скользкой поверхностью.
«Перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация ТС» является приложением к актуальным Правилам дорожного движения. Изменения с нормой о сезонности автомобильной резины вступили в силу в 2023-м.
Так, согласно статье 12.5 КоАП, санкции самые «скромные» из возможных: нарушителям грозит либо штраф в размере 500 рублей, либо предупреждение. При этом ноябре прошлого года глава ГИБДД Михаил Черников настаивал на том, что сотрудники ведомства не будут наказывать водителей, не соблюдающих «шинную сезонность».
Стоит отметить, что календарные весна и осень для автовладельцев выступают как бы «пересменкой» – официальных запретов на использование любой зимней или летней резины в это время нет. Однако с 1 июня в силу вступит запрет на использование шипованных шин («липучки» норма не касается), с аналогичным наказанием – предупреждение или минимальный штраф.
Данный сезонный запрет действует до 1 сентября. Считается, что шипы в теплое время года способствуют увеличению тормозного следа и преждевременному разрушению дорожного покрытия.
Кстати, напомним, что в РФ могут вернуться штрафы за превышение средней скорости. О том, что соответствующий проект изменений в ПДД был доработан, стало известно в конце прошлого года. В случае одобрения документа, подготовленного Минтрансом, норма может вступить в силу уже 1 сентября.
Среднюю скорость движения ТС планируется рассчитывать по времени, которое автомобилист тратит на проезд между двумя или несколькими дорожными камерами, расположенными на определенном участке.
Инициативу поддержали в Минэкономики. Так, в ведомстве считают, что «существующий в настоящий момент точечный контроль мгновенной скорости не позволяет исключить правонарушения на протяженных участках автодорог».
Надо отметить, что подобная практика применялась ранее в ряде российских регионов, но была прекращена в 2021 году: многие жалобы оспаривались и суды нередко становились на сторону автомобилистов, так как норм, требуемых для вынесения соответствующих постановлений не было.
Теперь законодатели решили эти нормы все же внести и вернуться к сбору штрафов (оспорить их, конечно, будет в разы сложнее).Впрочем, размер взысканий для нарушителей пока официально не определен, так как для этого понадобятся поправки в КоАП РФ.
P.S. Некоторые автовладельцы до сих пор придерживаются популярного водительского мифа, насчет того, что шипованные покрышки намного лучше нешипованных при любых обстоятельствах и их можно эксплуатировать хоть круглый год, что, конечно, полное заблуждение. Так что законодательное ограничение по таким шинам вполне логично и закономерно, хотя и удорожает эксплуатацию автомобиля.