Американский производитель водородных электрогрузовиков Nikola подал заявление о банкротстве
19 февраля 2025
Стартап Nikola последним из стартапов не выдержал падения рынка электромобилей
Александр Климнов, фото autonews.com, Bloomberg
Американский производитель электрических грузовиков Nikola Corp., который полтора года назад оказался в центре скандала о мошенничестве основателя и генерального директора Тревора Милтона, заявил, что подал заявку на защиту от банкротства в соответствии с главой 11 американского законодательства и будет добиваться продажи всех или большей части своих активов.
В последние несколько кварталов компания Nikola боролась с быстрым «сжиганием» денежных средств и изо всех сил пыталась привлечь заемы для продолжения деятельности (т.е. даже не среднесрочные инвестиции, а просто пополнить оборотные средства – авт.).
Это событие завершает сложный путь компании Nikola, который включал в себя многочисленные смены руководства, нестабильные продажи и резкое падение стоимости акций.
Производитель электрических больших грузовиков подвергался пристальному вниманию с первых дней своего IPO в качестве публичной компании в середине 2020 года, когда Bloomberg News сообщил, что Милтон, мягко говоря, «преувеличил» возможности дебютного электрогрузовика Nikola.
Основатель Nikola Corp. Тревор Милтон (в центре) был приговорен к четырем годам за решеткой за ложь акционерам о прогрессе производителя электрических грузовиков
Эти обвинения в сочетании с последующей кампанией «пирамидных» продаж, привели к отставке Милтона, а затем к осуждению на 4 года по обвинению в мошенничестве.
Стартап Nikola стал последним производителем, который поддался «заморозкам» для производителей электромобилей, которые изо всех сил пытаются сохранить «сцепление с дорогой» из-за высоких затрат, нестабильной работы зарядной инфраструктуры и прохладного интереса основной массы (т.е. не «зеленых» активистов – авт.) клиентов.
Например, компания Fisker Inc. подала заявление о банкротстве в соответствии с главой 11 еще в июне, в то время как Canoo Inc. объявила о подаче заявления по 7-й главе – 17 января, напомним, что обе компании-стартапера (а еще Lordstown Motors) как и Nikola, стали публичными через обратные слияния во время волны таких листингов в 2020 году.
Шведский производитель аккумуляторов Northvolt AB подал заявление о защите от банкротства в США в ноябре.
Рыночная стоимость Nikola достигла пика в $29 млрд в течение нескольких дней после начала торгов, но упала до менее чем $100 млн до подачи заявки на IPO.
Nikola заявила, что решила начать процесс продажи своих активов, чтобы максимизировать стоимость и обеспечить упорядоченное сворачивание деятельности вследствие банкротства.
До конца марта фирма продолжит некоторые операции по тестированию грузовиков в полевых условиях и некоторые операции по заправке водородом.
Согласно судебному заявлению, компания перечислила активы на сумму от $500 млн до $1 млрд, а ее обязательства оценивались в размере от $1 млрд до $10 млрд.
Справка: компания Nikola из Феникса, штат Аризона, была основана Милтоном более десяти лет назад.
Компания стала публичной в июне 2020 года и поставила свой первый электрический грузовик в декабре следующего года.
На волне интереса к акциям Nikola концерн General Motors рассматривал покупку 11-процентной доли в этом стартапе в рамках безналичной сделки в обмен на предоставление доступа к технологии топливных элементов и учреждения стартапа по производству электрического пикапа под названием Badger.
Эта сделка провалилась в конце 2020 года.
Ветеран отрасли Стивен Гирски, который был аналитиком в Morgan Stanley и исполнительным директором в GM, занял пост генерального директора компании Nikola в августе 2023 года после скандала с Милтоном.
Затем он стал четвертым CEO компании Nikola за четыре года.
Именно через свою специализированную компанию по продвижению IPO, VectoIQ Acquisition Corp, он и вывел Nikola на биржу.
В 2024 году Nikola нарастила производство своих электрических грузовиков на водородных топливных элементах.
Однако, компания Nikola изо всех сил пыталась привлечь финансирование, и ее денежный баланс сократился, поскольку она продолжала терять сотни тысяч долларов за каждый проданный водородный электрогрузовик.
Операторы автопарков не решаются тратить деньги на установку водородных заправочных и электрорядных станций и внедрение электрических (и их разновидности на водородных топливных элементах) грузовиков, поскольку высокие процентные ставки сокращают их бюджеты, нанося ущерб таким компаниям-производителям как Nikola.
P.S. На фоне такого вот печального для заокеанских стартапов по выпуску электромобилей состояния рынка, известие о выпуске с 2026 года компанией Toyota 3-го поколения топливных элементов, возможно, уже и запоздало. Впрочем, возможно, что после банкротства кто-то материальные остатки компании и выкупит для продолжения проекта.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.