В Америке провели краш-тесты автомобилей на более высоких, чем принято скоростях – и вот результаты
Александр Климнов, фото Consumer Reports
Автомобилисты могут узнать об уровне пассивной безопасности современных моделей легковых автомобилей из независимых краш-тестов (или, не приведи боже, на примере собственной аварии). Многие клиенты при выборе новой машины полагаются именно на их результаты, однако, надо понимать, что баллы («звезды») безопасности выставляются в зависимости от повреждений автомобиля, прошедшего зафиксированное приборами и видеокамерами столкновение с неподвижным препятствием на скорости ~ 64 км/ч. А вот при более высокой скорости, например, при типичных для современных дорог 80 км/ч автомобили, получившие даже по пять звезд на фоциальных краш-тестах, т.е. максимальный на сегодня балл, могут оказаться отнюдь не на высоте.
О таковой неприятности в своем очередном исследовании сообщает потребительский журнал Consumer Reports со ссылкой на американский Страховой институт дорожной безопасности (IIHS).
При альтернативном краш-тесте испытатели IIHS разбили три кроссовера Honda CR-V модели 2010 года. В свое время именно эта модель была широко распространена в США (да и в России тоже – авт.) и получила при тогдашних краш-тестах весьма высокие оценки своей пассивной безопасности. Итак, первый автомобиль произвел столкновение на скорости 40 миль в час (64 км/ч), второй – 50 миль (80 км/ч), а третий – 55,9 миль (90 км/ч).
Естественно, что моторный отсек всех трех экземпляров кроссоверов, был раздавлен, что называется, всмятку.
Салоны кроссоверов при этом предсказуемо остались – в первом случае практически неповрежденным, во втором – частично деформированным и сильно деформированным (сплющенным) в области водительского сиденья – в третьем.
При этом при взгляде на фото последствий краш-тестов даже складывается впечатление, что повреждения при скорости 80 км/ч практически аналогичны повреждениям, полученным на скорости 64 км/ч, однако, судя по состоянию манекена, это совсем не так. Так деформация салона сопровождалась сильным смещением руля внутрь, что приводит к получению водителем серьезных травм грудной клетки и головы.
Отсюда возникает вполне как бы резонный вопрос, а почему собственно автомобили проходят обязательные краш-тесты на столь низких скоростях? И надо бы выстраивать рейтинг безопасности, отталкиваясь от того, как конкретная модель автомобиля держит удар на более высоких скоростях. У неискушенных граждан также возникает вопрос, а нельзя ли делать машины более прочными, ведь кузовной ремонт такой дорогой?
Вот тут конструкторы объясняют, что дело в законах физики – специально сконструированный деформируемым кузов автомобиля сминаясь поглощает энергию удара, тогда как центральная обитаемая часть («капсула безопасности»), напротив, выполнена максимально жесткой и тем самым сохраняет жизни и здоровье водителя и пассажиров при столкновениях. В противном случае автомобиль как танк на такой «невысокой» скорости, например, в 60 км/ч, сможет даже пробить кирпичную стену, но люди в его салоне получат более серьезные травмы, вплоть до смертельных. Так что погибая в аварии сам современный автомобиль спасает жизнь и здоровье едущих в нем.
Представитель IIHS Джо Янг как раз и отмечает, что: «Зоны смятия автомобиля должны деформироваться ровно настолько, чтобы транспортное средство поглощало часть энергии столкновения, которая в противном случае передавалась бы пассажиру. Но они также должны быть достаточно прочными, чтобы снизить степень деформации внутри салона».
Так что все современные (начиная с 1970-х – авт.) легковые автомобили изначально конструируются именно с деформируемыми зонами безопасности (впервые они, кстати, появились на модели Mercedes-Benz W110 «Fintail» образца 1961 года и в течение 1960-х стали отраслевым стандартом – авт.).
Как же выбрать реально безопасный автомобиль?
Директор по эксплуатации в Центре автоматических испытаний Consumer Reports Дженнифер Стокбургер рассказывает, что помочь предотвратить аварию или снизить скорость перед столкновением (т.н. «активная безопасность» – авт.) помогут современные электронные системы предупреждения о лобовом столкновении (FCW), автоматического экстренного торможения (AEB), предупреждения о выезде с полосы движения (LDW) и мониторинга слепых зон (BSW). Однако пока что далеко не все автомобили (очсобенно бюджетные – авт.) оснащены таковыми системами, но, если вы задались целью приобрести действительно безопасный автомобиль, то обратите самое пристальное внимание на все перечисленные опции.
И конечно же, не стоит забывать о том, что превышение скорости подвергает опасности жизни водителя, пассажиров, пешеходов и прочих участников дорожного движения. В ПДД РФ закреплена разрешенная скорость для движения в населенном пункте, составляющая 60 км/ч (причем, ее уже начинают снижать в отдельных местах населенных пунктов – авт), а также пока что действует нештрафуемый лимит превышения скорости в 20 км/ч. Однако во многих странах мира действует и более безопасное ограничение в городской черте в пределах 50 км/ч. Оно введено в таких государствах как Германия, Финляндия, Норвегия, Франция и прочих.
P.S. В России отношение к безопасности автомобиля у большей части водителей до сих пор по сути пофигистическо-фаталистическое: типа, уж со мной-то точно никогда ничего такого не случится. Еще в конце прошлого века большинство наших водителей всерьез полагало, что ремни безопасности – лишь досадная помеха, и при столкновении они просто напросто «упрутся в руль руками» – такое вот даже не двоечное, а «колушное» знание и понимание физики, ведь даже при столкновении на скорости 30 км/ч водитель испытывает перегрузку как при падении с 5-го этажа – уж какие тут руки!
Тем не менее, при выборе автомобиля всем автомобилистам хорошо бы смотреть не только на характеристики динамики и экономичности желаемой модели, но и ее параметры безопасности, если, конечно, дороги жизнь и здоровье свои и близких.