Легкий соосный вертолет АП-55 из Кизляра на двигателе Rolls-Royce не взлетит

Легкий соосный вертолет АП-55 из Кизляра на двигателе Rolls-Royce не взлетит

6 июня 2025


Эксперты считают звезду выставки HeliRussia 2025 – легкий вертолет АП-55 соосной схемы, неперспективным из-за английского двигателя RR  


автор

Александр Климнов, фото производителя, helicopter.su



АО «Концерн Кизлярский электромеханический завод» (КЭМЗ) представил на вертолетной выставке HeliRussia 2025 (проходила 15–17 мая в МВЦ «Крокус Экспо») вертолет собственной разработки.
Risunok5.jpg
Даже на фоне разнообразия представленной пилотируемой и автономной винтокрылой техники, которую можно было увидеть, особо выделялся многоцелевой вертолет АП-55 соосной схемы.

Аппарат соответствует требованиям безопасности и первые испытания начнутся в течение двух месяцев (с июля – авт.).

В компании также уточнили, что планируется полная сборка АП-55 в Дагестане из отечественных комплектующих, за исключением двигателя.

Следующим этапом будет получение сертификата летной годности, после чего будет налажено серийное производство с возможностью экспорта данных вертолетов в другие страны.

Вертолет АП-55 можно применять в роли патрульного, санитарного, корпоративного и личного летательного аппарата.
proizvoditel-vertoleta-ap55-kizlyar-kemz.jpg
Сам производитель на заводском сайте пишет о своей разработке: «Вертолет создается для использования в гражданской авиации России и для экспорта. Разработка ведется в соответствии с Российскими нормами летной годности винтокрылых летательных аппаратов нормальной категории – АП27, гармонизированных с соответствующими нормами летной годности CS27 и FAR27. Особое внимание при проектировании конструкции уделено авариестойкости, в основу которой положен стандарт MIL-SND-12 900 A(AV)».

Кстати, для КЭМЗ это уже второй производственный проект в сфере малой авиации.
2.jpg
Ранее на предприятии построили четырехместный двухдвигательный самолет «Альфа-КМ», разработанный в КБ Московского авиационного института как МАИ-411.
3.jpg
Однако, про развитие данного проекта уже давно ничего не слышно.

Справка: непосредственно разработчиком АП-55 выступила столичная компания «Авиа-Проект», в которой еще в конце нулевых решили создать свой легкий вертолет мирового уровня с 5-местным салоном.

Поставив себе амбициозную задачу, авторы проекта решили привлечь к созданию новой машины специалистов из «Камова» во главе Борисом Анатольевичем Губаревым (Заслуженный конструктор РФ, принимал активное участие в создании вертолетов Ка-29, Ка-50, Ка-56, Ка-62, Ка-226).

В 2009 году полномасштабный макет вертолета АП-55 с интерьером кабины и рабочим местом пилота уже демонстрировался на выставках в Москве. К 2012 году были разработаны комплекты рабочей конструкторской документации (РКД): на соосную несущую систему, на трансмиссию, систему основного управления вертолетом, полозковое шасси, а также сформировали и согласовали с соисполнителями состав штатного бортового оборудования. Тогда же разработчики планировали собрать опытный образец для натурных статических испытаний…

А дальше… спустя почти десятилетие на заводском сайте КЭМЗ появляется информация, что: «В 2020 году компания АО «АВИА-ПРОЕКТ» совместно с ОАО «Концерн КЭМЗ» в инициативном порядке разработала модель легкого пятиместного вертолета многоцелевого назначения АП-55. В производстве деталей и композитных материалов задействованы основные производства завода. Сборка АП-55 происходит в летно-испытательном комплексе с выходом на взлетно-посадочную полосу длиной 1450 метров».

Таким образом, АП-55 снова стал новым и перспективным.

На последнем перед началом спецоперации авиасалоне МАКС-2021 макет вертолета показали на стенде КЭМЗ, где провели «переговоры с потенциальными покупателями».
1.jpg
Заметим, что на заводе в Кизляре с мая 2021 года работает свой цех по производству композитных материалов для использования в авиации.

В мае 2025 года региональные СМИ сообщили, что собранный в Дагестане вертолет «проходит стендовые испытания, в ближайшее время начнутся летные». Что вносит еще больше путаницы в статус проекта.

Таким образом, разработка АП-55 идет по частной инициативе с 2007 или 2008 года, включая работу малочисленного конструкторского бюро, а с 2020-го к теме подключили завод КЭМЗ, где планируют производить серийную машину, однако, и в 2025-м все испытания еще не пройдены…

Подробнее о технических характеристиках, которые сообщает потенциальный производитель: взлетная масса АП-55 составляет 1360 кг (по другим данным – до 1550 кг), используется английский турбовальный двигатель Rolls-Royce Model 250-С20-В мощностью 350 л.с.
komponovka-vertoleta-ap55-kemz-kizlyar-900.jpg
Пятиместный вертолет рассчитан на полет с максимальной скоростью до 260 км/ч на расстояние до 700 км.

Размеры вертолета АП-55 и соосная схема несущих винтов позволяют эксплуатировать машину в стесненном внешними ограничениями пространстве с обеспечением взлета и посадки на площадку размером 15х15 метров.

Динамические агрегаты вертолета, такие как главный редуктор, соосный несущий винт, двигатель и системы, обеспечивающие их работу: топливная система, маслосистема, система управления, совместно с силовым остовом каркаса фюзеляжа образуют функционально самодостаточный модуль, на основе которого возможно создание различных модификаций вертолета.

В частности, авторы проекта видят перспективным создание его беспилотного варианта грузоподъемностью до 400 кг.

P.S. Итак, с одной стороны, имеется достаточно красивый отечественный вертолет с «камовской» генетикой, но с другой – с двигателем из «самой недружественной» страны. По мнению экспертов на 2025 год – такой вариант совершенно бесперспективен для нашей гражданской авиации. На этом фоне российский вертолетный двигатель ВК-650В предназначен для других легких вертолетов: КА-226, Ми-34М1 и «Ансат-М».

Отсюда шумиха, поднятая в СМИ вокруг АП-55 в мае 2025 года, на поверку оказывается только шумом.

Очевидно, что дорога до серийного АП-55 пока не пройдена, и сколько еще времени она займет, нет никакого четкого понимания.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

«ГАЗель NN» и «Соболь NN» получили подушки безопасности

«ГАЗель NN» и «Соболь NN» получили подушки безопасности

Фронтальные подушки безопасности стали стандартным оснащением нижегородских моделей серии NN

04.07.2025

BYD продал миллионный электромобиль Seagull

BYD продал миллионный электромобиль Seagull

Только за 5 месяцев 2025 года в мире разошлись свыше 233 тысяч электрических ситкаров BYD Seagull

01.07.2025

Белорусско-российские электробусы Е450 «МиНиН» выходят на маршруты Нижегородской области

Белорусско-российские электробусы Е450 «МиНиН» выходят на маршруты Нижегородской области

На совместном белорусско-российском предприятии «Нижэкотранс» собрано 62 электробуса E450 серии «МиНиН» полуроссийским уровнем локализации

01.07.2025

«Промтех» отгрузил первую партию медицинских LADA Kub

«Промтех» отгрузил первую партию медицинских LADA Kub

Нижегородский бодибилдер «Промтех» начал отгрузки товарных АСМП на базе LADA Largus Kub второго поколения

24.06.2025

Новые автомобили Li Auto в России могут блокироваться при установке новейшей прошивки

Новые автомобили Li Auto в России могут блокироваться при установке новейшей прошивки

Китайские Li Auto ввезенные по серому импорту могут блокироваться

24.06.2025

ВАЗ приступил к истытаниям кроссовера LADA Azimut

ВАЗ приступил к истытаниям кроссовера LADA Azimut

Прототипы кроссовера LADA Azimut проходят проверку динамики, управляемости и долговечности

24.06.2025

Chery выпустил новый суббренд iCAUR

Chery выпустил новый суббренд iCAUR

В 2026 году в России представят новую китайскую марку iCAUR

23.06.2025

Возврат к списку