Российские антисанкционные авиадвигатели получают сертификацию

Российские антисанкционные авиадвигатели получают сертификацию

1 апреля 2025


Росавиация выдала «Яковлеву» расширенный сертификат на производство МС-21 и SJ-100, а также сертифицировала вертолетный мотор ВК-650В


автор

Александр Климнов, фото производителей, ixbt.com



Российский авиарегулятор выдал одобрение на серийное производство нового отечественного пассажирского авиалайнера МС-21 (фото на заставке).

Это стало возможным после тщательной проверки, которую провела комиссия ведомства. Специалисты изучили, как в компании организованы системы обеспечения качества и управления безопасностью полетов, и подтвердили, что все соответствует строгим требованиям Федеральных авиационных правил.
1.jpg

Обозначение типовой конструкции самолета SSJ-100 при сертификации – RRJ95 (Russian Regional Jet 95). Обозначение ICAO – SU95 (СУ95)

По итогам проверки «Яковлев» получил обновленный сертификат № ФАВТ-И-11, который теперь включает не только производство самолета SJ-100 (RRJ-95), но и МС-21.

Кроме самолетов, в перечень разрешенных работ добавили производство нескольких важных комплектующих: многофункционального индикатора, интегрированной вычислительной системы и бортового брандмауэра.

Справка: МС-21 («Магистральный самолет XXI века») – российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский лайнер, разрабатываемый как альтернатива авиалайнерам Airbus A320 и Boeing 737.

Вмещает до 211 пассажиров и отличается самым широким фюзеляжем в классе (4,06 м) и рекордной долей композитов (40%), что повышает экономичность.
PD-14.jpg
Оснащается отечественным двигателем ПД-14 (на фото выше).

Заместитель генерального директора ПАО «Яковлев» – директор программы «Суперджет» Александр Долотовский рассказал о особенностях импортозамещенного авиалайнера SJ-100.

В частности, топ-менеджер обратил внимание на то, что были приняты определенные конструкторские решения для сохранения максимальной совместимости силовой конструкции планера SSJ-100 и SJ-100, в том числе узлов навески двигателей и пилонов.

Он рассказал: «Фактически у нас самолет по силовой установке унифицирован по точкам навески двигателя. То есть мы снимаем SaM146 и вешаем ПД-8. Это было сделано, в том числе, для того, чтобы уменьшить количество конструктивных изменений в силовой конструкции планера и уменьшить объем испытаний на прочность и ресурс. Тем не менее, мы все равно проводим такие испытания».

Топ-менеджер также сообщил, что одновременно с летными испытаниям начался монтаж внутренней отделки пассажирского салона на полностью импортозамещенном SJ-100.

Он сказал: «Что касается конкретно интерьера, мы постарались, чтобы пассажиры, заходя в салон импортозамещенного «Суперджета», не чувствовали никакой разницы по сравнению с салоном классического SSJ-100, в котором стоит интерьер разработки американской компании Bayer Space. Производство интерьеров полностью локализовано в России».

Главный конструктор самолета SJ-100 Кирилл Кузнецов рассказал о том, как продвигается программа тестовых испытаний авиалайнера.

В частности, он рассказал, что SJ-100 с российскими системами (но франко-российскими двигателями SaM146) совершил уже около 70 полетов. По словам инженера, требуется доводка ряда систем, но дело продвигается «неплохо».
2.jpg
Что касается первого «Суперджет-100» с российскими двигателями ПД-8 (на фото выше), то напомним, что этот лайнер сейчас он находится на первом этапе испытаний.

Так, 17 марта 2025 года в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый испытательный полет пассажирского самолета «Суперджет-100» с новейшими российскими двигателями ПД-8.
12-36-41.jpg
Самолет находился в воздухе около 40 минут, достиг скорости 500 км/ч и высоты до 3000 метров, подтвердив все заявленные характеристики.

Стоит отметить, что данный полет стал знаковым событием в истории российского авиастроения, так как ПД-8 ранее поднимался в небо только в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.
PD-8_maket.jpg
Таким образом, 17 марта можно считать официальным днем «свадьбы» нового двигателя и «Суперджета», если использовать сленг авиастроителей.

Во время второго полета, который длился в два с половиной раза больше первого (2 часа и 4 минуты) самолет поднялся на высоту в 7600 метров.

В его ходе впервые осуществили выключение и успешный запуск двигателей в воздухе, что стало одним из важных этапов испытаний.

Кирилл Кузнецов по этому поводу сказал: «Первый раз мы подружили самолет и двигатель».

В ходе первого этапа проверяются характеристики самолета, его устойчивость и управляемость, работа самого двигателя в составе самолета, реакция его на органы управления и на взаимодействие с системами.

Вторым этапом станут сертификационные испытания.

Программа импортозамещения «Суперджета» – это замена около 40 иностранных систем, включая двигатели, электронику, шасси и даже кондиционеры, на российские аналоги.

Новый фюзеляж SJ-100 тоже сделали удобнее для сборки и ремонта.

Пока первый серийный самолет (номер 97004) подключили к электричеству, а еще 11 фюзеляжей ждут установки отечественных деталей после завершения всех тестов.

Кстати, испытания ПД-8 приближают начало массового выпуска обновленных «Суперджетов», но важно отметить, что этот двигатель даст вторую жизнь еще одному самолету – Бе-200, который на сегодня – единственный в мире реактивный самолет-амфибия, способный за 15 секунд взять на борт 12 тонн воды.
3.jpg
Его уникальные характеристики делают его незаменимым при тушении лесных пожаров.

До сих пор Бе-200 оснащался двигателями семейства Д-436, разработанными украинской компанией «Ивченко-Прогресс».

После разрыва связей с Украиной Россия оказалась в сложной ситуации, но установка ПД-8 на Бе-200 вдохнет в проект новую жизнь.

14-03-22.jpg
В России также выдали сертификат типа на новый двигатель ВК-650В для легких вертолетов «Ансат» и Ка-226. Эта турбовальная силовая установка мощностью 650-750 л.с., разработанная «ОДК-Климов», стала первым российским двигателем в своем классе.
14-03-21.jpg
Сертификация ВК-650В (на фото выше) позволит возобновить производство вертолетов «Ансат-М» и Ка-226, которое было приостановлено в 2022 году из-за ухода западных поставщиков двигателей.

Новый двигатель заменит американские Pratt & Whitney на «Ансате» и французские Safran на Ка-226.
Mi-34M1.jpg

На фото выше – запечатлено первое зависание 15 октября 2024 года модернизированного вертолета Ми-34М1 с отечественным двигателем ВК-650В

Кроме того, ВК-650В даст новую жизнь проекту модернизированного легкого однодвигательного вертолета Ми-34М1.

Глава Минпромторга Антон Алиханов рассказал: «Сегодня получен сертификат на отечественный двигатель ВК-650В для вертолетов легкого класса. Эта силовая установка заменит иностранные аналоги и предназначена для вертолетов «Ансат» и Ка-226Т. В свою очередь, для региональной авиации разработан ТВ7-117СТ-01. Этот двигатель уже прошел сертификацию. Сейчас проходит сертификацию турбовинтовой самолет Ил-114-300 именно с этим двигателем. А также двигатель ТВ7-117СТ-02 для самолета "Ладога"».

Согласно программе развития авиационной отрасли, первые восемь серийных ВК-650В будут поставлены уже в текущем году.
4.jpg

Российские вертолеты «Ансат-М» и Ка-226Т с появлением первого российского турбовального авиамотора ВК-650В получают самые широкие перспективы 

К 2030 году планируется поставить 308 двигателей, что позволит произвести 187 вертолетов «Ансат-М» и 6 вертолетов Ка-226Т.

«Ансаты» активно используются в санитарной авиации России, где, по данным на ноябрь 2024 года, эксплуатировалось 62 машины этого типа.

P.S. Объемы выпуска самолетов до 2030 года по ПРГА от 2022 года (в которую коррективы вносились и в 2023-м, и в 2024-м) могут быть сокращены, так как их серийное производство полностью импортозамещенных отечественных самолетов начнется позднее запланированного. Так, в кулуарах съезда РСПП Сергей Чемезов, глава госкорпорации «Ростех», которая контролирует производителя (ОАК) большей части указанных в программе гражданских самолетов, двигателей и других компонентов для них, заявил, что для замены устаревающих иностранных авиалайнеров до 2030 года потребуется всего 200 отечественных самолетов. Он сказал: «Я думаю, что порядка двухсот – это минимум, нужно произвести самолеты, чтобы заменить те устаревающие иностранные лайнеры, которые сегодня эксплуатируются авиакомпаниями». Напомним, что ранее речь шла о производстве к 2030 году не менее 994 самолетов вместимостью свыше 9 пассажиров.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Белорусско-российские электробусы Е450 «МиНиН» выходят на маршруты Нижегородской области

Белорусско-российские электробусы Е450 «МиНиН» выходят на маршруты Нижегородской области

На совместном белорусско-российском предприятии «Нижэкотранс» собрано 62 электробуса E450 серии «МиНиН» полуроссийским уровнем локализации

01.07.2025

«Промтех» отгрузил первую партию медицинских LADA Kub

«Промтех» отгрузил первую партию медицинских LADA Kub

Нижегородский бодибилдер «Промтех» начал отгрузки товарных АСМП на базе LADA Largus Kub второго поколения

24.06.2025

Новые автомобили Li Auto в России могут блокироваться при установке новейшей прошивки

Новые автомобили Li Auto в России могут блокироваться при установке новейшей прошивки

Китайские Li Auto ввезенные по серому импорту могут блокироваться

24.06.2025

ВАЗ приступил к истытаниям кроссовера LADA Azimut

ВАЗ приступил к истытаниям кроссовера LADA Azimut

Прототипы кроссовера LADA Azimut проходят проверку динамики, управляемости и долговечности

24.06.2025

Chery выпустил новый суббренд iCAUR

Chery выпустил новый суббренд iCAUR

В 2026 году в России представят новую китайскую марку iCAUR

23.06.2025

ВАЗ показал на ПМЭФ-2025 версию LADA Aura для такси

ВАЗ показал на ПМЭФ-2025 версию LADA Aura для такси

Таксисты выдвигают требования автопроизводителям

19.06.2025

«Фольксвагену Поло» уже стукнуло полвека

«Фольксвагену Поло» уже стукнуло полвека

Бренд Volkswagen отмечает в 2025 году 50-летие с начала выпуска модели Polo

13.06.2025

Возврат к списку