Итоги 2018 года для российских автодилеров были неоднозначными
Александр Климнов, фото автора
На прошлой неделе в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) об итогах и о планах российского авторитейла.
Президент Ассоциации РОАД Олег МОСЕЕВ доложил об итогах авторитейла в 2018 году и возможностях развития в 2019 году:
Так, динамика дилерской сети России (по данным АЕБ, Автостат и РОАД) все последние годы (с 2014 года) продолжает сокращаться. Только в 2018 году закрылись 55 ДЦ, а их общее число сократилось до 3355 ед.
Зато количество ДЦ китайских брендов растет на глазах – с 411 в 2016-м до 552 в 2018-м, а их доля уже составляет 16,5%.
Рынок новых автомобилей в России в 2018 году достиг объема в 1,8 млн (по данным АЕБ), что на 12,8% больше, чем в 2017 году, но это лишь восстановление рынка, которое так пока и не достигло уровня 2014 года с его 2,4 млн.
Интересна динамика дилерской сети по брендам: дилеров LADA стало на 27 ДЦ меньше, при этом продажи на 1 ДЦ выросли на 27% до 1251 машины, а всего было реализовано 360,2 тыс. «Лад». У KIA рост сети составил 13 ДЦ до 193 ДЦ при росте продаж на 1 ДЦ на 17% до 1179 ед. (объем продаж бренда вырос на 25% до 227,6 тыс.). На третьем месте дилерская сеть Hyundai с +11 ДЦ до 187 ДЦ при росте продаж на 1 ДЦ на 6% до 953 ед. (объем продаж бренда вырос на 13% до 178,3 тыс.). Наибольший прирост как продаж на 1 ДЦ (+32% до 668 ед.), так и продаж в целом (+31% до 81,5 тыс.) наблюдался у Skoda, хотя количество ДЦ сократилось на один до 122 ДЦ. Росли сети у Toyota (+2 ДЦ) и у VW (+4 ДЦ), а у ГАЗа их число (112 ДЦ) осталось неизменным, у прочих же сеть ДЦ сокращалась. Рынок автомобилей с пробегом в России в 2018 году составил 5,42 млн (+2,5% к 2017 году) из которых 760 тыс. (+14%) были проданы официальными дилерами. Предполагается, что к 2022 году доля официальных дилеров на вторичном рынке составит не менее 30%. В целом же рынок восстанавливается, начиная с провального 2015 года (6,5 млн) и достиг в сумме 7,22 млн, что, правда, еще очень далеко от показателей 2012–2014 гг., когда суммарный объем рынка был 8,5–8,7 млн.
Интересно среднее соотношение продаж на 1ДЦ: в 2018-м оно составило 536 ед. новых и 227 ед. с пробегом (суммарно 763 ед.), т.е. коэффициент составил 0,42 против 0,43 в 2017-м, но 0,24 в 2015-м. Т.е. сегмент вторичных продаж через ДЦ (преимущественно в форме трейд-ин) – главный тренд на вторичном рынке. Однако, этому мешает прежде всего проблема чистоты машин старше 7 лет. Отмена двойного НДС (который платит и продавец и покупатель автомобиля), внедрение электронных ПТС, формирование единой базы по залогам и прочим обременениям и ужесточение ответственности за «скручивание» пробега должны, по идее, подвинуть процесс к цивилизованному состоянию.
В рублях емкость рынка новых автомобилей в 2018 году выросла до 2,38 трлн, против 1,97 трлн в 2017 году, что кроме роста рынка в физических объемах еще и свидетельствует о непрерывном процессе роста цен, в том числе в связи с циклами падения курса национальной валюты.
Аналогично емкость рынка автомобилей с пробегом тоже выросла, но гораздо умереннее – до ₽2,37 трлн против ₽2,29 трлн в 2017-м. Суммарно емкость рынка выросла до ₽4,75 трлн при почти равных долях сегментов новых и подержанных автомобилей в отличие от явного превалирования вторичного рынка в прежние годы.
На этом фоне интересна оценка динамика депозитных вкладов населения (данные ЦБ), согласно которым с 2013 года по 2018-й она выросла на ₽11 трлн (до ₽27,27 трлн) из которых примерно ₽2 трлн как раз доля накоплений отложенных населением на покупку автомобилей, но так и реализованная в силу ряда причин. Прогноз на 2019 год составляет рост рынка новых автомобилей на 3% до 1,85 млн, а рынка автомобилей с пробегом также на 3% до 5,6 млн. Итого автомобильный рынок должен будет составить в 2019 году 7,45 млн автомобилей.
Конкретно РОАД объединяет на сегодня 1100 ДЦ (против 600 ДЦ в 2016 году). Что охватывает 60% всего автомобильного рынка России.
Важнейшим событием 2018 года в отрасли стало подписание меморандума о взаимопонимании между Ассоциацией Европейского Бизнеса (АЕБ) и Ассоциацией Российских автомобильных дилеров (РОАД), что должно в конечном итоге привести к появлению в стране цивилизованного автомобильного рынка, включая вторичный (в США, например, национальная ассоциация автомобильных дилеров была создана еще в 1917 году!). К Меморандуму уже присоединились 430 членов РОАД и 15 автопроизводителей, так что он реально вступил в силу.
Далее вице-президенты Ассоциации РОАД Владислав РЫДАЕВ, Юлия БАБАНОВА и представитель компании «Авито Авто» Вадим ИВАНОВ осветили ряд проектов РОАД, проблемы ОСАГО, обучение дилеров в Академии РОАД, а также получение оперативной и достоверной статистики рынка (т.н. индекс РОАД).
Регулирование рынка сервисных услуг, например, должно привести к созданию равноправных рыночных условий для всех игроков рынка, официальных дилеров и Независимых Дилерских центров.
По ОСАГО предлагается:
Причем, потенциал рынка ремонтов по ОСАГО составляет не менее ₽100 млрд в год. В 2018 году произошел значительный рост доли выплат в натуральной форме по ОСАГО. Страховщики в массовом порядке заключают договоры с дилерами на условиях ЕМР без износа. РОАД пробивает тему учета амортизации при возврате компенсационной суммы как препятствия «потребительскому экстремизму» в качестве которого было привдено решение Приозерского суда, где потребителю за автомбиль ценой ₽2,35 млн насчитали целый капитал в ₽42 млн!