Российский дилер «Бест Моторс» приступает к продажам иранских легковушек
28 марта 2023
Первая партия из тысячи иранских легковушек SAIPA уже на пути в Россию
Александр Климнов, фото автора и производителя
Тема иранских машин на российском рынке активнообсуждается уже около года, но только сейчас появилась официальная информация от дилеров.
Так, о скором старте продаж автомобилей иранской марки SAIPA объявила российская дилерская компания «Бест Моторс», которая подписала с иранцами дистрибьюторское соглашение.
Кстати, ранее в феврале об аналогичном контракте уже объявляла белорусская фирма «Лаки Кэренси», которая намеревается импортировать иранские автомобили не только на свой внутренний рынок, но и в Россию. Впрочем, данный проект к российским планам не имеет никакого отношения, так как «Бест Моторс» работает независимо и ведет переговоры с иранской стороной с мая прошлого года.
Справка: SAIPA – второй по величине автопроизводитель Ирана. Основу его производственной гаммы составляют компактные и дешевые легковые модели.
SAIPA Saina
Российский импортер планирует начать продажи трех моделей SAIPA: седана Saina (длина 4215 мм),
SAIPA Quick
кросс-хэтчбек Quick (4005 мм), которые ведут свою техническую родословную от городского минихэтчбека Kia Pride (совместно с Ford и Mazda – авт.) образца 1986 года. По размерам и оснащению они конкурируют с нашей LADA Granta.
SAIPA Shahin
Ну, а третья модель – показанный прошлым летом на столичной выставке MIMS-2022 седан SAIPA Shahin длиной 4460 мм, созданный на платформе хэтчбека Toyota Yaris позапрошлого поколения XP90 образца 2005 года.
На MIMS-2022 седан SAIPA Shahin (также на заставке) пользовался повышенным интересом у российских посетителей
Он выступает уже конкурентом LADA Vesta. Все три модели штатно располагают фронтальными подушками безопасности и ABS, а среди опций имеется, например, вариатор. Официально никакой специальной адаптации легковушек SAIPA для российского рынка не предусмотрено. Обнародован и примерный диапазон цен на все три модели: от 1 млн рублей за базовый седан Saina до 1,7 млн рублей за Shahin с вариатором CVT.
Первая партия из одной тысячи автомобилей уже оплачена дистрибьютором и скоро должна отправится из Ирана в Россию. Причем эти машины будут легализованы в упрощенном порядке: им выдадут заключение об оценке типа транспортного средства в соответствии с постановлением №855.
Так, что на этом этапе автомобили SAIPA не будут проходить обязательные ходовые испытания и краш-тесты – это сделано для экономии времени и ускорения начала продаж, старт которых намечен на конец мая или начало июня. И только параллельно будет запущена полноценная сертификация, итогом которой должна стать выдача Одобрений типа транспортного средства – такой процесс обычно занимает не менее полугода.
SAIPA Atlas
До конца 2023 года в России также обещают кросс-хэтчбеки SAIPA Atlas (модернизированный Quick) и SAIPA Aria (на базе седана Shahin).
SAIPA Aria
Впоследствии дистрибьютор рассчитывает привезти к нам также и коммерческие модели: это микропикап SAIPA 151 (на базе все того же локализованного в Иране Kia Pride – авт.), а также рамные пикапы дочернего предприятия Zamyad (восходят к древним моделям Nissan – авт.).
За первый полный год импортер рассчитывает продать в России не менее 10 тыс. автомобилей, а контракт с иранцами подписан на три года.
Компания SAIPA предоставляет на свои машины гарантию в течение лишь двух лет или 80 000 километров пробега, российский дистрибьютор ведет переговоры об увеличении срока до трех лет или 100 тысяч километров.
Дилерская сеть «Бест Моторс» пока в стадии становления, а первый шоурум будет открыт в течение месяца в Санкт-Петербурге. За год дистрибьютор планирует организовать 120 дилерских центров в европейской части России, расширение на восток состоится позже.
Пока речь идет только о прямых поставках автомобилей из Ирана: рассматриваются разные логистические пути, но в приоритете доставка автовозами через Азербайджан (собственно в 2000-х так доставляли из Ирана автомобили марки Iran KhodroIran Khodro [модель Samand – лицензионный Peugeot 405] – авт.).
Переговоры о локальном производстве моделей SAIPA уже ведутся, например, на одном из стоящих на приколе автозаводов Санкт-Петербурга. Но об организации локальной сборки можно будет говорить только в случае устойчивого роста продаж.
P.S. Достаточно обширный «питерский кластер» сборочных автозаводов в прошлом году встал полностью, так что выбирать производственную площадку здесь есть из чего…
SAIPA 151
Пикапчик SAIPA 151 (выпускается, кстати, уже десяток лет) напоминает алогичную модель СеАЗ-11113-20 «Гном» на базе «Оки», лет 20 назад пользовавшуюся в обеих столицах некоторой популярностью – это к тому, можно ли войти в одну реку дважды…