В 45-ть – «Нива» ягодка опять!

В 45-ть – «Нива» ягодка опять!

5 апреля 2022


За 45 лет производства выпущено почти 2,5 млн легендарных внедорожников ВАЗ-2121 «Нива»/ LADA 4x4 / LADA Niva Legend.


автор

Александр Климнов, фото автора, autowp.ru и lada.ru


Культовый внедорожник LADA Niva (ВАЗ-2121 «Нива») отмечает сегодня «ягодный» юбилей, т.е. 45-летие.
Zastavka_1.jpg
Этот компактный (длина 3,74 м) внедорожник во многих странах мира стал подлинным символом не только марки LADA, но и России в целом.
Zastavka.jpg
Именно 5 апреля 1977 года, т.е. ровно 45 лет на Волжском автозаводе начался серийный выпуск первого полностью оригинального автомобиля, разработанного в Тольятти – полноприводного автомобиля повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива».
vaz_niva_first.jpg
Надо сказать, что еще в феврале 1976 года к XXV съезду КПСС была собрана первая опытно-промышленная партия «Нив» в количестве 50 автомобилей.
vaz_niva_1977.jpg
Сборка была осуществлена по обходной технологии.
vaz-2121_niva_predserijnaya.jpg
Автомобили из этой опытно-промышленной партии в продажу не поступили, а были распределены по различным госорганизациям в разные регионы страны.
vaz-2121_niva_376.jpg
Эксплуатация опытных «Нив» проходила под плотным контролем специалистов ВАЗа, которые собирали информацию об автомобиле и разбирались с выявленными дефектами.
vaz-21213_niva_3.jpg

Модификация ВАЗ-21213 (позже версия со впрыском обозначалась как ВАЗ-21214) отличалась задней дверью с пониженным порогом и вертикальными фонарями

Легендарный компактный внедорожник (в 2005–2019 гг. из-за соглашения с General Motors именовался LADA 4х4 – авт.), невзирая на все кризисы, а также девальвации ревальвации рубля остается лидером подсегмента B-SUV компактных кроссоверов и внедорожников. Сочетание демократичной цены и исключительной проходимости, а также постоянные модернизации позволяют модели удерживать спрос на национальном рынке и поныне.
vaz_21213_niva.jpg

Панель приборов и руль LADA 4x4 (ВАЗ-21214) были выполнены в стиле «семерки» ВАЗ-2107

Несущий кузов трехдверной модели 4x4 (ВАЗ-21214) отличается таким конструктивным запасом прочности, что на его основе, сначала в опытно-промышленном производстве (ОПП), а потом и на главном конвейере ВАЗа стали выпускать удлиненную на полметра пятидверную модель ВАЗ-2131,
vaz-2131_niva_5-dr.jpg
разошедшуюся, начиная с 1995 года, уже более чем 250-тысячным тиражом. Эту модель отличает полноценный пятиместный салон и вместительный (до 1290 л) багажник (против 750 л у трехдверки).
vaz-2121_niva_7.jpg

«Нива» побывала на всех континентах планеты включая и Антарктиду

За минувшие четыре с половиной десятилетия было произведено почти 2,5 млн этих легендарных внедорожников (которые кое-кто пытается называть кроссоверами, но к «паркетникам» они имеют такое же отношение как солдаты-контрактники к школьникам в военизированной игре «Зарница» – авт.).
Niva_2000000.jpg
Первоначальный план производства «Нивы» составлял 25 тыс. в год, но у же входе подготовки ее выпуска его увеличили до 50 тыс., а когда модель продемонстрировала небывалый экспортный потенциал, то планку подняли до 75 тыс., а в начале 1980-х даже намеревались взять и 100-тысячный рубеж, но… подвел второй нефтяной кризис (1979–1982 гг.), когда взлетевшие из-за ирано-иракской войны нефтяные цены обрушили мировой (и особенно европейский) автомобильный рынок.
lada_4_4_niva_poch.jpg

В 1980-х спортивной славы «Ниве» добавили выступления на ралли-марафоне «Дакар» в составе команды Lada Poch

Niva_dakar_2020.jpg

В начале 2022 года советская «Нива» в возрасте почти 40 лет смогла вернуться в ралли-рейд «Дакар», 42-е издание которого прошло в Саудовской Аравии

Швейцарский гоночный коллектив Niva Red Legend Team успешно добрался до финиша в рамках нового зачета Dakar Classic, где соревновались классические автомобили, участвовавшие в марафоне до 2000 года.

vaz-2121_niva_1977.jpg

Конструкция «Нивы» с несущим кузовом и комфортабельным «легковым» салоном и постоянным полным приводом устроил просто «вынос мозга» мировым автопроизводителям

Уникальный автомобиль, реально открывший новую эру «комфорта за небольшие деньги» в истории полноприводных машин, создали в середине 1970-х: главный конструктор Владимир Соловьев, ведущий конструктор Петр Прусов, дизайнер Валерий Семушкин, ведущий испытатель Вадим Котляров и другие специалисты ВАЗа.
lada_niva_limited_edition_2.jpg

В начале 1980-х съемка LADA Niva на фоне самолетов бизнес-авиации была вполне естественной (фото сделано в ФРГ) 

Комфортабельный (и весьма по меркам тех лет – автомобильные журналы тогда даже сравнивали LADA Niva с Range Rover (MkI) и Mercedes-Benz Geländewagen (W460), так как в мире «джипов» просто-напросто не было иных настолько же комфортабельных аналогов – авт.) вездеход,
vaz-2121_niva_predserijnaa_71.jpg
разработанный специально для российской сельской глубинки, тем не менее, оказался востребованным как раз на мировом рынке (для внутреннего рынка он в первые годы производства по цене в 10,6 тыс. советских рублей оказался дороговат – авт.).
vaz-2121_niva_3.jpg
Так что «Нива» на многие и многие годы стала основой ВАЗовского экспорта по всему миру – более чем в 100 стран, вплоть до избалованной любыми моделями Японии, а во многих капстранах за советским автомобилем существовали даже очереди!
lada_4_4_niva_plein_soleil_by_poch_7.jpg

Самым значительным кузовным тюнингом LADA Niva за рубежами СССР было создание кабриолетов

Бывали периоды, когда до 70% годового объема производства «нив» поставлялось за рубеж.
lada_niva_cabrio_96.jpg

Тюнинг LADA Niva был самым разнообразным, включая переделку в кабриолеты

В общей сложности, начиная с 1978 года на экспорт было отправлено 700 тыс. автомобилей этой модели, а в ряде государств (Эквадор, Греция, Украина, Казахстан) внедорожник даже собирался из машинокомплектов.
Chevrolet_Niva.jpg

Передача коммерческих прав на название «Niva» американцам после запуска СП «Джи Эм–АВТОВАЗ» стоило АВТОВАЗу переименования моделей ВАЗ-21214 и ВАЗ-2131 в безликий LADA 4x4

В 2002 году на мощностях российско-американского СП «Джи Эм–АВТОВАЗ» начался выпуск внедорожников Chevrolet Niva, созданных на платформе ВАЗ-2123 («Нива-2»).
IMG_5850.jpg

С ноября 2014 года в линейку Niva добавилась «городская» версия Urban, получившая определенную популярность, благодаря чему с марта 2016 года ее предложили и в пятидверном кузове «2131»

С переносом сборки модели 2131 из ОПП на модернизированную третью линию основного конвейера ВАЗа, качество «пятидверки» заметно возросло, а ее модернизация стал полностью синхронизироваться с «трехдверкой». Исполнение Urban отличается доработанным экстерьером и улучшенной комплектацией, включающей окраску металлик и измененную решетку радиатора с тремя толстыми горизонтальными планками и «очками» фар (внедрены и на обычной модели с 2016 года), объемные пластиковые бамперы в цвет кузова, электропакет с электростеклоподъемниками и электроприводами и обогревом зеркал, новую облицовку трансмиссионного тоннеля с подстаканниками (также перешла на обычную «Ниву»), кондиционер, аудиосистему Alpine, литые 16-дюймовые диски. Трансмиссия сохраняет постоянный полный привод с демультипликатором и ручной блокировкой межосевого дифференциала. В 2015 году для борьбы с вибрацией была внедрена более мягкая муфта промежуточного вала, а также улучшена балансировка всего агрегата.
Niva_story.jpg
Первый этап модернизации конструкции LADA 4x4 проводился в 2009–2013 годах и принес некоторые комплектующие от Chevrolet Niva и прочих моделей LADA, а также усовершенствованную трансмиссию и ходовую часть, а также лучшую антикоррозионную защиту кузова. Второй этап происходит в 2015–2016 годах и включал кроме модернизации мотора под нормы Евро-5 (внедрен также бесшумный и надежный натяжитель цепи ГРМ) еще и доработку интерьера – была изменена облицовка задней двери, устранены шумы замка и полки багажника, внедрен комплект новых ремней безопасности и заменяются уплотнителей стекол, щетки «дворников» стали увеличенной ширины, а также ходовой части – внедрены газонаполненные амортизаторы и новые поворотные кулаки, что улучшило ходовые качества. Кроме того, были внедрены новые штамповки панелей боковин кузова, а также устранены очаги коррозии на его стойках путем применения цинковой прослойки.
lada_4_4_urban_black_53.jpg
В 2021 году вместе с «новым-старым» названием самый российский (локализация на 95%) внедорожник получил новые накладки вытяжной вентиляции на задних стойках, уменьшившие шум в салоне и сделавшие общение ездоков в нем более комфортным. Результаты дорожных испытаний подтвердили, что максимальное снижение шумов при интенсивном разгоне составило 3,7дБА и 2,2 дБА (из-за логарифмической шкалы оценки силы звука такое сокращение децибелл означает фактически более чем двухкратное снижение звукового давления – авт.) при движении с постоянными скоростями до 120 км/ч.
bronto-1922_mars-1.jpg
Малые тольяттинские фирмы ВИС-Авто и «Супер-Авто» (включены в состав АВТОВАЗа и получили торговую марку LADA) выпускают на «нивовской» платформе тюнинговые внедорожники LADA-Бронто «Рысь» и пикапы серии ВИС-2346, а также инкассаторские броневики и снегоболотоходы «Бронто» (на фото).
bronto_vaz_21214-070_rys-1_1.jpg
Кстати, выпускаемое с 2009 года мелкосерийное семейство «Рысь» фактически представляет собой лифтованные версии моделей 21214 (ранее и 2131) с добавлением к стандартной блокировке межосевого дифференциала самоблокирующихся дифференциалов обоих мостов (задний усилен), подвески с увеличенными рабочими ходами (пружины спереди усилены) и 15-дюймовых колес типа Off-Road (арки колес прикрыты эластичными расширителями), что повышает уровень их проходимости до вездеходного. На «Рысь» за доплату устанавливают лебедку и верхний багажник с дополнительными фарами. Модернизация «Рыси», ныне получившей название Niva Bronto, также идет синхронно с базовой моделью.
SAM_7126.jpg
На сегодня на третьей линии конвейера ВАЗа параллельно производят две модели внедорожников серии Niva: Travel (рестайлинговая модель на базе прежней Chevrolet Niva) и классический вариант Niva с приставкой Legend (в кузовах 21214 и 2131, хотя последний, вроде бы, должны были снять с производства, но на официальном сайте она еще присутствует – авт.).
lada_niva_legend_bronto.jpg

Обновленная в 2021 году офф-роуд версия LADA Niva Bronto выполнена на базе LADA Niva Legend  

На сегодня внедорожник LADA Niva входит в Топ-3 автомобилей российского рынка. Ну а на вторичном рынке SUV он уже долгое время выступает безоговорочным лидером.

Справка: по состоянию на 1 января 2022 года в нашей стране было зарегистрировано ~1,2 млн всех модификаций внедорожника «Нива». При этом 82% от этого парка или почти 1 млн, приходится на 3-дверную версию (начиная с ВАЗ-2121).

Надо отметить, что и по общему количеству машин LADA Niva (ВАЗ-2121 с модификациями) попадает в тройку самых распространенных автомобилей в России. Больше всего таких внедорожников насчитывается в Краснодарском крае – 51,4 тыс. Второе место среди регионов по объему парка LADA Niva занимает Башкортостан (42,7 тыс.), а третье – Подмосковье (39,5 тыс.). Кроме них, в Топ-5 лидеров по «нивовскому» парку попадают еще Ростовская область и Красноярский край, в которых числятся 37,5 тыс. и 32,3 тыс. таких машин соответственно.

P.S. С учетом  и прекращения поставок импортных комплектующих из-за антироссийских санкций именно LADA Niva остается одной из немногих моделей, которые вполне реально выпускать из без них. Так, что этот легендарный отечественный внедорпожник теперь имеет все шансы встретиить и свой 50-летний юбилей.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru   

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ВАЗ увлекся регистрацией новых латинских названий для будущих моделей LADA

ВАЗ увлекся регистрацией новых латинских названий для будущих моделей LADA

АВТОВАЗ оформил в Роспатенте десяток названий по товарной категории «легковые автомобили»

27.03.2024

«Volga» зарегистрирована ГАЗом как торговый знак

«Volga» зарегистрирована ГАЗом как торговый знак

Основой возрождаемой «Волги» может стать китайский седан D-класса Changan Raeton Plus

27.03.2024

Суперкар Audi R8 приказал долго жить

Суперкар Audi R8 приказал долго жить

Преемника у среднемоторного суперкара Audi R8 не будет

25.03.2024

ГК «СТТ» показала на MITT 2024 новые нижегородские микроавтобусы и автодом ГАЗ

ГК «СТТ» показала на MITT 2024 новые нижегородские микроавтобусы и автодом ГАЗ

На MITT'24 компания ГК «СТТ» показала VIP-микроавтобусы, электромобиль и автодом

22.03.2024

На B2B выставке «Food Expo 2024» показали спецтехнику ГАЗ

На B2B выставке «Food Expo 2024» показали спецтехнику ГАЗ

На выставке Food Expo'24 показали фудтрак на базе «ГАЗель NN» и промтоварный фургон «Соболь NN»

22.03.2024

ГК «СТТ» представила на TransRussia'24 серийный магистральный тягач «Валдай 45»

ГК «СТТ» представила на TransRussia'24 серийный магистральный тягач «Валдай 45»

На выставке «TransRussia 2024» компания ГК «СТТ» показала серийный седельный тягач «Валдай 45» рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой 45 тонн

21.03.2024

Sollers Argo доехал до Минска

Sollers Argo доехал до Минска

Sollers выходит на рынок Белоруссии

20.03.2024

Возврат к списку