В Иркутске собран первый полностью импортозамещенный самолет МС-21-310 с двигателями ПД-14 и салоном российского производства
30 июля 2025
На Иркутском авиазаводе идут приемо-сдаточные испытания полностью модернизированного опытного авиалайнера МС-21-310 с моторами ПД-14
Александр Климнов, фото ОАК
На Иркутском авиационном заводе (ИАЗ – филиал ПАО «Яковлев») начались приемо-сдаточные испытания полностью модернизированного опытного авиалайнера МС-21.
Самолет с заводским номером 0013 завершает линейку опытных версий МС-21 (фото на заставке).
Это первый самолет серии МС-21 не только с двигателями ПД-14, но и салоном российского производства.
На предприятии рассказали: «На самолете выполнена масштабная работа по импортозамещению. Заменены ключевые системы на отечественные, включая комплексную систему управления, которая охватывает все приводные механизмы рулей — высоты и направления. Также модернизирована система энергоснабжения. Импортозамещены шасси, колеса, шины, датчики уровня топлива и множество других компонентов. Иностранные двигатели заменены на российские ПД-14. К тому же, этот самолет стал первым в серии с предварительной установкой интерьера отечественного производства».
Следующим этапом после приемо-сдаточных испытаний станут заводские доводочные испытания.
Справка: МС-21-310 – российский среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения, разработанный ПАО «Яковлев» в составе ОАК Ростеха для замены импортных аналогов Boeing 737 и Airbus A320.
Авиалайнер вмещает до 211 пассажиров, оснащается отечественными двигателями ПД-14 (турбовентиляторный двигатель 5-го поколения с тягой на взлете от 12,5 до 14 тонн), и имеет дальность полета до 5100 км.
Особенностью самолета стала рекордная доля композитных материалов, достигающая 40%.
Кроме того, Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) работает над внедрением термопластичных материалов в авиационных двигателях нового поколения – прежде всего, ПД-14 для авиалайнера МС-21, а также ПД-8 для SJ-100 и ПД-35 для будущего широкофюзеляжного дальнемагистрального авиалайнера.
Применение термопластов позволит улучшить характеристики двигателей и снизить затраты на производство.
Заместитель главного инженера опытного завода по полимерным композиционным материалам ОДК-Сатурн Виталий Крупенников рассказал: «В сравнении с традиционными композитами, термопласты выгодно отличаются сокращением производственного цикла, возможностью вторичной переработки и ремонтом деталей. Их применение – мировая тенденция авиастроения».
Он также добавил, что в компании рассчитывают к 2030 году производить не менее 5% массы авиационного двигателя из термопластичных полимеров, а к 2040 году двигатель будет состоять из термопластов уже на четверть.
На предприятиях ОДК-Сатурн и ОДК-Авиадвигатель уже разрабатываются технологии прессования и сварки термопластичных материалов.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.