АО «АВТОВАЗ» обнародовало итоги деятельности в 2023 году
Александр Климнов, фото ladaclub.net
АО «АВТОВАЗ» обнародовало итоги деятельности в 2023 году в ходе прошедшей в Москве в минувшую пятницу пресс-конференции.
Президент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов (фото на заставке) сообщил о том, что ключевые задачи по производству, продажам и корпоративному развитию выполнены.
Основными задачами в 2023 году было: противостояние санкциям при одновременном сохранении непрерывности производства, сохранение коллектива автозавода (ВАЗа в Тольятти – авт.), выполнение социальных гарантий и повышение заработной платы, перезапуск LADAVesta в Тольятти, запуск производственной площадки в Санкт-Петербурге, расширение комплектаций автомобилей и возвращение ранее утраченных опций, а кроме того – дальнейшая реализация инвестиционных проектов новых автомобилей.
Итак, по итогам 2023 года АВТОВАЗ увеличил производство автомобилей до 374 077 ед. (рост производства на 37,4% к 2022 году – авт.). Более того, объемы производства автомобилей марки LADA на тольяттинской площадке стали рекордными за последние 10 лет.
К концу 2023 года в производственной гамме LADA находились 16 модификаций, причем было возобновлено производство 16-клапанных двигателей (ВАЗ-21129), а на все модели был возвращен экологический стандарт Евро-5.
Было локализовано и замещено более 1200 деталей, узлов и материалов, которые ранее импортировались из недружественных стран. Команда АВТОВАЗа увеличилась до 34,5 тысяч человек, а в целом по Группе «АВТОВАЗ» – до 43 тысяч.
В 2023 году бренд LADA нарастил свою долю на российском автомобильном рынке и достиг рекордных за последние 20 лет показателей ~35% (по данным ООО «Автостат Инфо» данный показатель достиг только 31,1% – авт.).
Автомобили LADA десятилетиями остаются самыми продаваемыми в России, а по итогам отчетного периода в рейтинге моделей первую строчку снова заняла LADA Granta. Бестселлер бренда одновременно обновил свой годовой рекорд продаж, разойдясь тиражом в 206 116 автомобилей.
В целом продажи LADA в 2023 году выросли на 87%, составив 352 572 ед. (по данным «Автостат Инфо» – 326 757 ед. или на 85,8% вышего показателя 2022-го – авт.).
Помимо LADA Granta, в Топ-5 российского авторынка вошло семейство LADA NIVA (включающее две модели – Niva Legend (ВАЗ-21214) и Niva Travel (ВАЗ-2123) – авт.) и LADA Vesta. Продажи семейства NIVA составили 92 003 ед., этот объем почти поровну (43 063 ед. и 48 940 ед.) делят модели Legend и Travel.
Кстати, «Автостат Инфо» дает несколько иные показатели: 39 218 ед. (рост в 2,6 раза) у Niva Legend и 47 124 ед. у Niva Legend (рост в 2,4 раза).
В 2023 году было реализовано 49 272 ед. (из которых 8% пришлось на универсалы SW) LADA Vesta NG (41 394 ед., +27,5% – авт.).
По итогам года LADA полностью заняла сегмент легких коммерческих моделей В-сегмента: доля марки в этой нише рынка составила 99,6%, а всего было реализовано 4228 ед. таких автомобилей (4239 ед., что на 32,9% меньше, чем в 2022-м – авт.).
Рост продаж LADA сопровождался развитием дилерской сети. Так, на сегодня под контролем АВТОВАЗа работают 568 дилерских центров, из них 315 специализируются на LADA, а еще 253 – на автомобилях под брендами Renault и Nissan (продажи которых согласно тому же «Автостат Инфо» в 2023-м составили 4792 ед. (–88,3%) и 1871 ед. (–88,5%), соответственно, так что на каждый ДЦ этих брендов пришлось не так уж много проданных легковушек – авт.).
По итогам 2023 года на 22% выросли продажи запасных частей и аксессуаров. Активно развивался проект Lecar World, включающий продажу запчастей под собственной маркой Lecar, мультибрендовую сеть магазинов запасных частей и сервисных центров, маркетплейс по продаже запасных частей.
Одним из моментов трансформации LADA в 2023 году стало изменение бизнес-модели экспорта в связи с санкционным давлением. В ушедшем году за рубеж были отправлены ~6,5 тыс. LADA, их адресатами стали дилерские центры в 8 государствах.
Приоритетными направлениями экспорта остаются страны ближнего зарубежья, при этом в ближайшем будущем планируется перезапуск продаж в странах Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока. Реализуется ряд проектов крупноузловой сборки LADA за рубежом, и одним из них может стать возобновление сборки Granta в Египте.
В 2024-м году АВТОВАЗ планирует запустить LADA Vesta с новым силовым агрегатом (1.8 EVO и автоматической трансмиссией), возобновить выпуск LADA Largus и начать производство e-Largus в Ижевске, планомерно восстанавливать цветовую гамму, опционный состав автомобилей (в том числе возвращение ESC на LADA Vesta), развивать выпуск специальных модификаций, включая спортивные, би-топливные, автомобили с ручным управлением. Продолжится работа над новыми моделями, включая LADA Iskra, старт производства которой намечен на начало 2025 года.
P.S. Рост продаж и доли на рынке LADA в 2023-м оказался по данным «Автостат Инфо» выше рынка, так по динамике прироста российский бренд стал 7-м в рейтинге брендов российского рынка, а Vesta в соответствующем рейтинге оказалась 10-й, тогда как, например, Niva Legend показала 4-ю динамику. Ну а судя по представленной на пресс-конференции вживую LADA Aura – именно эта модель станет главной новинкой бренда LADA в 2024 году.