Китайский рынок грузовиков и автобусов обвалился в «год тигра» почти на треть
Китайский рынок грузовиков и автобусов обвалился в «год тигра» почти на треть
17.01.2023
Китайские грузовики в 2022 году обвалились почти на треть, автобусы – на 1/5, но электробусы взлетели на 4/5
Александр Климнов, фото производителей
Основные макроэкономические показатели Китая в течение 2022 года из-за продолжающейся панедмии COVID-19 в виде ряда региональных локдаунов (прежде всего в экономической столице страны Шанхае – авт.) теряли темп и по предварительным итогам рост ВВП составил скромные для Поднебесной 3% (до 121 трлн юаней или до $17,9 трлн). И это, несмотря на целый ряд пакетов национальных и региональных программ и прочих мер по стабилизации экономики, в частности, введенного с июля льготного налога на покупку бензиновых автомобилей и других программ поддержки роста потребления населением.
Согласно данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM) результаты производства, продаж и экспорта автомобилей в КНР за весь 2022 год оказались в плюсе (особенно выросли легковые гибриды и электромобили), однако, в декабре в автопроме наступил серьезный спад (–18,2% до 2,38 млн), впрочем, как и в промышленности в целом, из-за чего зарубежные наблюдатели (включая Илона Маска – авт.) даже назвали «началом “предрецессии” в экономике Китая».
При этом наиболее сильно в 2022-м в китайском автопроме обвалился выпуск коммерческих автомобилей – до 3,19 млн (–31,9%), включая грузовики (–33,4% до 2,78 млн) и автобусы (–19,9% до 0,41 млн).
Хотя к концу года производство автобусов несколько оживилось (+19,6% к ноябрю, но –8% к декабрю 2021-го), но грузовики так и остались в кризисе (+7,9% к ноябрю, но –35,7% у декабрю 2021-го). Выпуск коммерческих автомобилей с электроприводом вырос на 81,5% до 0,34 млн из которых, большая часть (~0,3 млн) пришлась на электробусы.
За полный 2022 год в КНР было продано 3,3 млн (–31,2%) коммерческих автомобилей, включая 3,163 млн (–32,6%) грузовиков, включая 0,3 млн (–55,9%) седельных тягачей и 0,41 млн (–19,2%) автобусов, из которых 0,34 млн (+78,9%) пришлось на электробусы и электрогрузовики, тогда как доля гибридов в коммерческом сегменте пока еще пренебрежимо мала (4 тыс., рост на 10,5%).
Китайский экспорт в 2022 году, в том числе коммерческих автомобилей, развивался успешно
В декабре экспорт китайских коммерческих автомобилей составил 49 тыс., что на 8,6% меньше по сравнению с предыдущим месяцем, но на 35,7% больше к аналогичному месяцу прошлого года, несмотря на проблемы с логистикой экспортных поставок.
Кстати, экспорт автомобилей всех типов из КНР за 2022 год стал рекордным и составил 3,11 млн, что на 54,4% больше, чем в 2021 году.
Экспорт коммерческих автомобилей, т.е. грузовиков (на фото и на заставке) и автобусов, также показал вполне приличный рост – на 35,7% (до 582 тыс.) в декабре и на 44,9% (до 582 тыс.) за весь год.
Экспорт коммерческих NEV, т.е. электробусов (на фото) и грузовых электромобилей вырос в декабре в 3,1 раза до 5,0 тыс., а за весь год – в 2,3 раза, до 27 тыс.
P.S. Хотя год Тигра (2022-й) по китайскому календарю фактически закончится только в конце января 2023-го, в новом году кролика, например, Илон Маск предрекает китайскому рынку электромобилей в частности и рынку вообще спад из-за «состояния почти что рецессии китайской экономики».
В любом случае ясно, что год 2023-й пройдет под знаком усиления присутствия китайского автопрома, например, на российском рынке – особенно в сегментах междугородных автобусов и тяжелых грузовиков, включая седельные тягачи, да и в сегменте малотоннажников, отечественные серии ГАЗ «.