RAMR предрек рынку грузовиков стагнацию до 2024 года
RAMR предрек рынку грузовиков стагнацию до 2024 года
21.03.2019
В 2019 году рынок грузовиков упадет на 3,8%
Александр Климнов, графики RAMR
Доклад Генерального директора агентства Russian Automotive Market Research (RAMR) Татьяны Арабаджи на РАФ-2019, проходившем 19-20 марта, на специальной сессии посвященной коммерческим автомобилям (HCV и LCV) и специальной (прицепной) технике, взвешенно осветил итоги 2018 года по продажам новых и подержанных грузовиков, а также рассмотрел производство грузовиков всех категорий. Были даны прогнозы продаж и производства грузовой автотехники на 2019 год, а также и на более длительный период до 2024 года. Причем, предполагаемые RAMR цифры сравнивались с показателем последнего благополучного 2013 года.
По словам Т.Арабаджи спад на рынке грузовиков (MCV и HCV) в 2019 году просто неизбежен, так как этому «способствуют» все макроэкономические факторы, включая замедление роста экономики, завершение в 2018-м крупных строительных проектов (Крымский мост и ЧМ-2018 по футболу) при отсутствии аналогичных по масштабу национальных проектов в 2019-м и в последующие годы, соответственно, сокращение объемов строительства как такового, промпроизводства и, отсюда и объема грузовых автоперевозок. Кроме того, в 2019 году резко сокращен объем госдотаций на лизинг, автокредиты, закупки газомоторной автотехники и свернут ряд других программам стимулирования автомобильного рынка (завершены программы «фермерский автомобиль», «новый седельный тягач» и т.д.). Достаточно большим шоком начала 2019 года стало повышение НДС и утилизационного сбора, которые вполне перевесили сокращение импортных пошлин осенью прошлого года (согласно соглашению с ВТО). Кстати, угроза роста цен из-за нового НДС поддержала продажи прошлого года, полностью выбрав отложенный спрос и уменьшив потенциал рынка новых грузовиков, по крайней мере, в первой половине нынешнего года.
Так, спад на рынке новых грузовиков в 2019 году прогнозируется RAMR на уровне 3,8% (к 2018 году) до 78,42 тыс. по базовому сценарию. А, вот 2024 год к 2013-му дает уже не спад, а качественный обвал на 25,2%, т.е. на четверть с лишним – и это долговременная, даже скорее коренная тенденция на российском рынке новых грузовиков.
Кстати, соотношение продаж новых грузовиков к подержанным машинам, в 2018-м уменьшилось до 1:3,2 против 1:3,5 годом ранее. Соотношение продаж новых отечественных грузовиков к импортным выглядит как 3:1 (75,1% отечественного производства, против 73,9% в 2017-м). При этом доля российских брендов в производстве составила 78,4% против 76,6% годом ранее – фактически исключительно за счет государственных программ поддержки лизинга и кредитования.
Интересно, что даже на фоне кризиса некоторые грузовые бренды смогли заметно нарастить свою долю на рынке и особенно это удалось ISUZU.
По полной массе производство грузовиков распределилось так: львиная доля (свыше 47%) пришлась на категорию 16–24 т, хотя здесь и было некоторое снижение, а прочие категории крутились вокруг планки в 15%. Причем, наиболее падение в последние два года испытали сегменты полной массой до 8 т и 24–32 т. Несколько вырос только сегмент 8–16 т.
По ценовым сегментам рынок распределился так: бюджетные (low-cost), преимущественно отечественные и китайские марки заняли 55,8% рынка (чуть меньше, чем в 2017-м), среднеценовые (например, Isuzu, Ford Cargo и Hyundai Truck) – 9,3% (рост к 2017-му), а премиальные (читай Большая европейская семерка) – 34,9% (минимальный спад).
Соответственно производство грузовиков следует в фарватере их рынка, т.е. даже при оптимистическом сценарии стагнирует, а при базовом или, тем более, пессимистическом – падает с разной степенью интенсивности, и этот понижательный тренд реализуется даже при сохранении на весь прогнозируемый период более-менее стабильной цены российской нефти марки Urals, а также, соответственно, курса рубля к доллару. Из этого следует, что те объемы производства, которые недовыпустит отечественный автопром – немедленно будут компенсированы импортными поставками.
Корпоративные продажи грузовиков выросли в 2018-м на 3,5%, однако, при резком падении их удельной доли.
Доля лизинговых продаж у грузовых брендов в 2018 году достаточно высока. При этом в целом по рынку доля новых грузовиков проданных по лизингу в 2018 году упала с 30,5% до 26% (18,9 тыс.).
Уникальные данные RAMR предоставил по парку грузовиков. Так в 2016–2019 гг. рост парка составит 13,4%. Львиная доля парка приходится на отечественные марки – 67,7%, на европейские – 13,6%, на белорусские – 8,3% и 3,8% – на японские. Китайцы заняли лишь 2,1% парка, а корейцы – 1,6%. В 2019 году доля грузовиков в парке в возрасте свыше 20 лет составит не менее 54,2%, что формально говорит об огромном потенциале для рынка новых грузовиков, но фактически все упирается в макроэкономику и без государственных программ стимулирования спроса и производства никаких серьезных подвижек не произойдет.
Во второй части обзора будет рассказано об аналогичном положении на рынке легкой коммерческой техники. Следите за новостями на портале www.rim3.ru