Вам потребуются: линейка, ключ «на 13», пассатижи. Правильность положения педали тормоза в свободном состоянии и нажатой до упора (рабочий ход педали) служит одним из критериев для проверки исправности тормозной системы. В то же время положение педали во многом обеспечивает исправную работу системы. Если педаль находится от пола на большем, чем нормативное, расстоянии, возможно неполное растормаживание колес при отпускании педали (при этом обычно отсутствует свободный ход педали). Если педаль находится слишком низко, возможно снижение эффективности тормозов, вызванное уменьшением рабочего хода педали. Рабочий ход педали тормоза при работающем двигателе должен быть примерно 60–65 мм. Если рабочий ход уменьшается при неоднократном нажатии на педаль, т.е. она становится «жестче», – в системе воздух. Если полный ход педали начинает увеличиваться, система негерметична.
Шаг 2
1. Нажмите на педаль тормоза до упора и измерьте расстояние от накладки площадки педали до пола.
Линейка должна быть установлена перпендикулярно плоскости пола.
Шаг 3
2. Отпустите педаль и повторно измерьте расстояние от накладки площадки педали до пола в свободном состоянии. Это расстояние должно быть 100–105 мм. Разность размеров при двух измерениях и является полным рабочим ходом педали, который должен быть 60–65 мм.
Шаг 4
3. Если расстояние от накладки площадки педали до пола не соответствует указанным в п. 2 интервалам, отрегулируйте его, изменяя длину толкателя вакуумного усилителя тормозов. Для этого отсоедините вилку толкателя от педали тормоза (см. «ЗАМЕНА ВАКУУМНОГО УСИЛИТЕЛЯ»).
Шаг 5
4. Ослабьте затяжку контргайки Б вилки и, удерживая толкатель В от проворачивания, вращайте вилку А в нужную сторону. Один оборот вилки изменяет положение педали тормоза примерно на 5 мм.
Для наглядности работа показана на снятом вакуумном усилителе. Завод-изготовитель рекомендует для регулировки положения педали снимать усилитель с автомобиля. Однако при достаточных навыках регулировку можно выполнить непосредственно на автомобиле.
Шаг 6
5. Проверьте свободный ход педали тормоза, для чего переместите педаль рукой до момента прекращения перемещения педали без сопротивления. Определите по линейке свободный ход, который должен составлять 8–10 мм. Несоответствие свободного хода указанному может быть вызвано следующими причинами: – повышенный люфт в соединении вилки толкателя вакуумного усилителя и педали. Это может быть следствием износа пальца вилки и отверстий в вилке и педали; – неправильно отрегулировано расстояние от площадки педали до пола в свободном состоянии (см. п. 2); – неправильно отрегулирован размер Х (см. рис. 9.6) между торцом регулировочного болта штока вакуумного усилителя тормозов и фланцем его корпуса для присоединения главного тормозного цилиндра. 6. Если рабочий ход педали больше указанного в п. 2, то это указывает на наличие воздуха в гидроприводе тормозов или на предельный износ накладок тормозных колодок, тормозных дисков или барабанов. Удалите воздух из гидропривода (см. «ПРОКАЧКА ГИДРОПРИВОДА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ») или замените тормозные колодки (см. «ЗАМЕНА ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК ТОРМОЗНОГО МЕХАНИЗМА ПЕРЕДНЕГО КОЛЕСА»; «ЗАМЕНА ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК ТОРМОЗНОГО МЕХАНИЗМА ЗАДНЕГО КОЛЕСА»), диски (см. «ЗАМЕНА ТОРМОЗНОГО ДИСКА») или барабаны (см. «СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ТОРМОЗНОГО БАРАБАНА»).
Если нажатая до упора и удерживаемая в этом положении педаль постепенно перемещается к полу, это указывает на утечку жидкости из гидропривода или на неисправность главного тормозного цилиндра. Эти неисправности очень опасны: немедленно найдите место утечки и устраните ее или замените главный тормозной цилиндр!