СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

Автор: Третий Рим


Средний

шагов 23

30 мин - 1 час


Комментарии:       Избранное: 0




Шаг 1

Вам потребуются: приспособление для запрессовки поршневых пальцев, динамометрический ключ, молоток, приспособление для установки поршней в цилиндры, ключи «на 10», «на 13», «на 14», «на 17», «на 19», «на 21», «на 22», «на 36» (или газовый), торцовые головки «на 12» и «на 13» (или специальный ключ для болтов крепления головки блока цилиндров), отвертка, монтажная лопатка.
СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 2

Шаг 2

При сборке поршня с шатуном двигателей, выпущенных до 1990 г., поршень и шатун должны совместиться так, чтобы метка «П» на поршне (показана стрелкой) находилась со стороны отверстий для выхода масла на нижней головке шатуна.
На двигателях, выпущенных после 1990 г., отверстий в шатуне и шатунных вкладышах нет. Поршень с шатуном можно соединять в любом положении.

Для запрессовки поршневого пальца лучше пользоваться специальным приспособлением (рис. 4.11). При отсутствии его можно подобрать подходящую оправку.
СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 3

Шаг 3

Рис. 4.11. Приспособление для запрессовки поршневого пальца: 1 – валик; 2 – поршневой палец; 3 – направляющая втулка; 4 – винт; 5 – дистанционное кольцо

Шаг 4

1. Наденьте поршневой палец 2 (см. рис. 4.11) на валик 1 приспособления для установки поршневого пальца с надетым на него дистанционным кольцом 5. Затем наденьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом 4, не затягивая винт.
СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 5

Шаг 5

2. Нагрейте шатун в печи до температуры 240 °С для расширения его головки. Извлеките шатун из печи и быстро зажмите его в тиски. Наденьте поршень на шатун, следя за тем, чтобы отверстие под палец совпало с отверстием в верхней головке шатуна. Усилием руки протолкните с помощью приспособления палец в отверстия поршня и шатуна до упора. Снимите приспособление. После охлаждения шатуна смажьте палец моторным маслом через отверстия в бобышках поршня.
Запрессовывайте палец как можно скорее, так как шатун быстро охлаждается и после охлаждения изменить положение пальца уже нельзя.
Во время установки пальца, соблюдая осторожность (поршень нагревается от шатуна), прижимайте поршень бобышкой к шатуну в направлении запрессовки пальца.

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 6

Шаг 6

3. Раздвиньте расширитель маслосъемного кольца и установите его в нижнюю канавку поршня.
4. Установите остальные поршневые кольца в порядке, обратном снятию.

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 7

Шаг 7

Могут применяться два типа маслосъемных колец:
1 – состоящее из расширителя и двух колец;
2 – состоящее из расширителя и одного кольца.
Снятие кольца второго типа рассмотрено выше (см. «Разборка двигателя»). Установку выполняют в порядке, обратном снятию. Кольцо устанавливайте так, чтобы стык расширителя был расположен со стороны, противоположной замку кольца.

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 8

Шаг 8

Нижнее компрессионное кольцо устанавливайте выточкой вниз.
Если на кольце нанесена метка «Верх» или «TOP», то устанавливайте кольцо меткой вверх (к днищу поршня).

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 9

Шаг 9

5. Сориентируйте кольца. Повторите операции 1–5 для остальных поршней.
Кольца ориентируйте следующим образом:
– замок верхнего компрессионного кольца должен быть расположен под углом 30–45° к оси поршневого пальца;
– замок нижнего компрессионного кольца – под углом примерно 180° к оси замка верхнего компрессионного кольца;
– замок маслосъемного кольца второго типа (или замок верхнего маслосъемного кольца первого типа) – под углом 30–45° к оси поршневого пальца между замками компрессионных колец;
– замок нижнего маслосъемного кольца (первого типа) – под углом примерно 180° к оси замка верхнего маслосъемного кольца;
– замок расширителя – между замками колец.

Шаг 10

6. Уложите в постели блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников (с канавками).
7. Смажьте вкладыши моторным маслом.
8. Установите коленчатый вал в блок цилиндров.
9. Уложите в крышки коренных подшипников нижние (без канавки) вкладыши.
10. Смажьте моторным маслом коренные шейки коленчатого вала.
11. Смажьте моторным маслом вкладыши в крышках коренных подшипников коленчатого вала.
12. Установите крышки (кроме задней) коренных подшипников и смажьте упорные полукольца моторным маслом.
13. Установите заднее (металлокерамическое, желтого цвета) и переднее (сталеалюминиевое) упорные полукольца задней опоры коленчатого вала.
СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 11

Шаг 11

Упорные полукольца устанавливайте выемками...
СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 12

Шаг 12

...к опорным поверхностям коленчатого вала.

Шаг 13

14. Установите крышку заднего коренного подшипника и болты крышек, затяните их динамометрическим ключом моментом, приведенным в приложении 4.
15. Проверьте плоским щупом осевой зазор коленчатого вала, переместив монтажной лопаткой коленчатый вал до упора. Осевой зазор должен быть 0,06–0,26 мм. Максимально допустимый зазор 0,35 мм. Если зазор больше, замените упорные полукольца другими, увеличенными на 0,127 мм.
16. Проверьте правильность сборки, провернув коленчатый вал рукой на несколько оборотов. Вал должен вращаться свободно и плавно.


СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 14

Шаг 14

17. Вставьте шатунные болты (если их вынимали) и вкладыши в шатуны, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на шатуне.
18. Смажьте моторным маслом зеркала цилиндров, поршни, поршневые кольца и шатунные вкладыши.

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 15

Шаг 15

19. Установите на поршень приспособление для сжатия колец и, заворачивая винт, сожмите кольца, установите поршень в цилиндр в соответствии с маркировкой номера цилиндра на шатуне и нажмите (например, ручкой молотка) на поршень, сдвинув его из оправки в цилиндр. Аналогично установите поршни в остальные цилиндры.
20. Установите шатунные вкладыши в крышки шатунов, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на крышке.
21. Смажьте моторным маслом шатунные вкладыши в крышках шатунов и шатунные шейки коленчатого вала.

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 16

Шаг 16

22. Установите крышку шатуна, соединив шатун с шейкой коленчатого вала и совместив метки на шатуне и крышке.
23. Навинтите гайки шатунных болтов, не затягивая их окончательно. Аналогично установите крышки остальных шатунов.
24. Затяните гайки шатунных болтов динамометрическим ключом моментом, приведенным в приложении 4.

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 17

Шаг 17

25. Установите держатель заднего сальника коленчатого вала, заменив прокладку. Отцентрируйте держатель относительно фланца вала специальной оправкой (если ее нет, центрируйте держатель по рабочей кромке сальника) и затяните шесть болтов крепления держателя, совместив плоскость держателя с плоскостью разъема блока без перекосов.
СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 18

Шаг 18

26. Установите маховик (предварительно установив переднюю крышку картера сцепления) так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки 4-го цилиндра, и закрепите маховик, затянув болты его крепления моментом, приведенным в приложении 4.

Шаг 19

27. Установите детали и узлы в последовательности, соответствующей перечислению: звездочку на коленчатый вал, маслоотделитель, шестерню привода масляного насоса, валик привода масляного насоса, масляный насос (заменив прокладку), масляный картер (заменив прокладку и не затягивая окончательно болты его крепления), головку блока (заменив прокладку). Затяните болты крепления головки в определенной последовательности (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»).
28. Установите звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и поверните вал так, чтобы метка на звездочке находилась напротив метки на корпусе подшипников. Снимите звездочку и, не изменяя положения вала, установите корпус подшипников на головку блока цилиндров. Закрепите корпус, затягивая гайки в определенной последовательности (см. «Замена распределительного вала») моментом, приведенным в приложении 4.
29. Установите башмак натяжителя цепи. Поверните коленчатый вал так, чтобы совместить метку на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров. Наденьте цепь на звездочку, не меняя положения коленчатого вала.
30. Наденьте цепь на звездочку валика привода масляного насоса и, натянув ведущую ветвь, установите звездочку на валик, не затягивая окончательно болт ее крепления. Прикрепите к цепи проволоку и поднимите вверх цепь в полости привода (или подденьте сверху крючком и поднимите).
31. Наденьте цепь на звездочку распределительного вала, натяните ведущую ветвь и установите звездочку на вал, обеспечив совпадение метки на звездочке и прилива на корпусе подшипников и не затягивая окончательно болт ее крепления.
32. Установите натяжитель цепи (если его снимали при разборке головки блока цилиндров). Поверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения, чтобы обеспечить нужное натяжение цепи. Проверьте одновременное совпадение меток на звездочках с метками на блоке цилиндров и на корпусе подшипников.
33. Если метки не совпадают, повторите установку цепи. Если метки совпадают, окончательно затяните болты звездочек и отогните края стопорных шайб болтов звездочек. Установите крышку головки блока, заменив прокладку.

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 20

Шаг 20

34. Установите крышку цепи привода распределительного вала с передним сальником коленчатого вала, заменив прокладку. Отцентрируйте держатель относительно фланца вала специальной оправкой (если оправки нет, центрируйте держатель по рабочей кромке сальника, временно установив шкив на хвостовик коленчатого вала), затяните болты и гайки крепления крышки.
35. Окончательно затяните болты крепления масляного картера. Установите шкив коленчатого вала.
36. Установите остальные детали и узлы в порядке, обратном снятию.

Шаг 21

После сборки двигателя рекомендуется провести его обкатку на стенде. Поскольку вне специальных ремонтных организаций это сделать невозможно, после установки двигателя на автомобиль обкатайте его по упрощенному циклу.
1. Убедитесь в правильности регулировки привода дроссельных заслонок, залейте масло и охлаждающую жидкость, проверьте герметичность всех соединений.

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ, Шаг 22

Шаг 22

2. Пустите двигатель и дайте ему поработать без нагрузки по следующему циклу.
Не доводите работу двигателя до максимальных режимов.

Шаг 23

3. Во время работы проверьте герметичность двигателя и его систем, давление масла, установку зажигания, частоту вращения на холостом ходу, обратите внимание на наличие посторонних шумов.
4. Если обнаружены посторонние шумы или другие неисправности, остановите двигатель и устраните их причину.
5. В начальный период эксплуатации автомобиля соблюдайте режимы, предусмотренные для периода обкатки нового автомобиля.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Подписаться

Подписаться бесплатно.







Готово!