Блумберг утверждает, что сокращение экспорта китайских автопроизводителей в Россию вынуждает их переориентироваться на иные рынки
10 сентября 2025
Китайскому автопрому из-за падения экспорта в Россию приходится активнее осваивать рынки других стран
Александр Климнов, фото производителя
Агентство Bloomberg пишет, что автомобильный рынок России превратился в лакомый кусок для китайских автопроизводителей после резкого ухода с него мировых брендов после начала СВО на Украине, поскольку автопром Поднебесной поспешил заполнить появившуюся пустоту.
И вот пора автомобильной «золотой лихорадки» заканчивается.
Так, еще в конце 2024 года Москва начала повышать «утилизационный сбор» для импортных ТС, в результате чего цена легковых автомобилей с 1,0–2,0-литровыми двигателями в среднем выросла более чем на $8000.
Между тем, на потребителей также оказала давление высокая стоимость заимствований (кредитов и лизинга), в результате чего продажи автомобилей в России сократились на 27% в I первом полугодии 2025 года. А вот импорт китайских автомобилей за тот же период упал на 62%!
Реальные продажи китайских авто упали не столь драматично, так как у дилеров были огромные стоки
Кризис российского рынка усилил давление на китайских производителей, в сторону переориентации экспорта в другие страны за рубежом, поскольку они борются с ценовой войной и избыточными мощностями внутри страны. Но это также может привести к усилению торгового протекционизма – так несколько региональных таможенных союзов уже ввели повышенные тарифы, чтобы замедлить натиск китайского автоэкспорта.
Так, Европейский союз (ЕС) ввел дополнительный импортный тариф в размере до 35% на китайские электромобили в 2024 году, сославшись на недобросовестную конкуренцию из-за того, что производители «якобы» получают государственные субсидии, в то время как в США и Канаде действует 102-процентный сбор.
На фоне огромных «антидемпинговых» тарифов в Северной Америке и в ЕС российский рынок, даже при росте утильсбора остается для китайских марок достаточно приоритетным
Мексика, которая с этого года обогнала Россию по объему китайского автоимпорта, также рассматривает возможность повышения тарифов на ввоз китайских товаров, включая автомобили. Со стороны мексиканского правительства это попытка удовлетворить требования президента США Дональда Трампа, во время переговоров о торговом соглашении.
Старший аналитик исследовательской фирмы Third Bridge Розали Чен написала: «Общая рыночная доля китайских брендов в России приблизилась к верхнему пределу в 50-60%, и будущий рост может быть ограничен местной политикой и емкостью рынка».
Она также добавила: «Кроме того, в ожидании того, что российско-украинское противостояние может закончиться, западные автопроизводители постепенно стремятся вернуться [на российский рынок – авт.], что может замедлить рост продаж авто из Китая».
Спрос со стороны России помог Китаю стать крупнейшим в мире экспортером автомобилей в 2023 году.
Еще в 2024-м российский рынок поглотил около миллиона китайских авто, что позволило КНР стать экспортером №1 в мире (с объемом свыше 5 млн машин)
И данные китайской таможни показывают, что почти пятая часть зарубежных поставок Китая в прошлом году была отправлена северному соседу.
При этом сократившийся российский рынок уже бьет по тройке самых популярных китайских автомобильных брендов.
Экспорт сократился на 8% для Geely Automobile Holdings Ltd. за первые 8 месяцев этого года, в то время как для Great Wall Motor Co. он в основном не изменился. Крупнейший китайский экспортер автомобилей – Chery Automobile Co. увеличил свои зарубежные поставки на 11% за тот же период, но это меньше, чем рост на 25% в прошлом году.
В знак жесткой конкуренции со стороны отечественных соперников китайский бренд №1 – BYD Co., кстати, не имеющий официального представительства в России, более чем удвоил свои зарубежные продажи и наступает Chery на пятки в борьбе за экспортную корону.
Руководители Geely заявили, что разочаровывающий экспорт в Россию был одним из их немногих неудач в первом полугодии текущего года, и пообещали, что автопроизводитель будет усерднее работать над диверсификацией своих зарубежных рынков.
Так, бренд Geely и его суббренды планируют выйти на рынки Бразилии, Южной Африки, Италии, и кроме того, компания заявила, что расширит свою международную сеть продаж и дистрибуции.
Глава отдела исследований в Китае в UBS Group AG Пол Гонг, отметил, что экономические циклы, происходящие в различных странах, не являются чем-то таким, что китайские или вообще любые иные автопроизводители могут хоть как-то контролировать. Он указал на 2015 год, когда российский рубль обвалился, а признаки слабого экономического роста в Китае вызвали цепную реакцию, которая привела к обесцениванию валют в Малайзии, Индонезии, Бразилии и других развивающихся странах.
Гонг сказал: «Что они могут сделать, так это воспользоваться существующими возможностями для бизнеса». По словам эксперта, Ближний Восток и Латинская Америка в настоящее время демонстрируют многообещающий рост для китайских автоэкспортеров.
Он резюмирует: «Если возможности в определенных регионах ограничены, то автопроизводителям следует активно искать альтернативы».
Xpeng с 2026 года начинает массовое производство роботакси L4 пока еще только для китайского рынка – прямой вызов Cybercab от Tesla
Кстати, CEO компании Xpeng Хэ Сяопэн заявил на открывшемся накануне Международном автосалоне IAA-2025 в Мюнхене, что в 2026 году они запустят Robotaxi в Китае вместе с первыми серийными автономными транспортными средствами L4, а также о новой стратегии «В Европе, с Европой».
Xpeng откроет свой первый европейский R&D центр в Мюнхене на этой неделе, объявила компания на пресс-конференции.
Рост экспорта Xpeng в I полугодии нынешнего года в более чем 46 стран мира вырос на 174%
Это будет третий зарубежный исследовательский центр, после Кремниевой долины и Сан-Диего в США. Новые исследования и разработки помогут китайскому автопроизводителю локализовать свои автомобили для рынка ЕС, где его продажи быстро растут в последние месяцы.
В течение последних 12 месяцев рост продаж Xpeng на важнейшем в Европе немецком рынке был практически неудержим
P.S. По итогам 8 месяцев 2025 года по данным ООО «Автостат Инфо» потери китайских брендов, по крайней мере в легковом сегменте не столь высоки, так за 8 месяцев снижение регистраций к 8-ми месяцам 2024 года составило 29% – до 417 тыс., а август к августу – 26% до 65,4 тыс.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.