Эксперты предрекают авторынку новых легковушек рост в 2026 году до 1,6 млн
17 июня 2025
Продажи новых легковых автомобилей могут вернуться к уровню 2024 года уже в 2026-м… или в 2028-м
Александр Климнов, фото автора
Издание «Ъ» пишет, что продажи новых легковых автомобилей в РФ восстановятся до уровня 2024 года, показавшего неплохую динамику на фоне дефицита предыдущих периодов, уже в 2026 году.
Это следует из базового прогноза аудиторско-консалтинговой компании «Технологии Доверия» (ТеДо).
При пессимистичном раскладе, ожидают аналитики, рынок достигнет таких показателей не ранее 2028 года.
В ТеДо оценивают авторынок 2024 года аналогично агентству «АВТОСТАТ»: в 1,57 млн новых легковых машин.
В 2025 году, по подсчетам консалтинговой компании, продажи при базовом сценарии сократятся на 7%, до 1,46 млн, при стабилизирующем – на 2%, до 1,54 млн, а при пессимистичном – на 19%, до 1,27 млн.
В 2026 году авторынок прогнозируется в объеме 1,57 млн, 1,64 млн и 1,36 млн соответственно.
Базовый сценарий ТеДо предполагает рост доходов населения, умеренное подорожание автомобилей, распродажу остатков и увеличение стоимости владения машиной.
При стабилизирующем добавляется снижение ключевой ставки, расширение ассортимента, появление новых игроков и углубление локализации текущих.
Пессимистичный сценарий сопровождается ослаблением рубля, сохранением ключевой ставки, сокращением предложения и накоплением стоков.
Гендиректор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич соглашается, что в 2026 году рынок способен приблизиться к цифрам 2024 года, но главное условие – ключевая ставка на уровне 17–18%.
Он уверен: «При такой ставке даже с актуальным курсом валют спрос на автомобили может существенно вырасти».
Заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев также считает, что продажи на уровне 1,6 млн автомобилей достижимы при условии оживления кредитных механизмов и разворота интереса к лизингу.
Он уточняет: «Ставка в этом случае должна варьироваться в диапазоне 12–14%, как это было в 2023 году».
Директор департамента продаж «Газпромбанк Автолизинг» Николай Фомин также ждет восстановления до уровней 2024-го в 2026 году при благоприятном развитии событий.
По мнению директора департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николая Иванова, восстановление авторынка до 1,6 млн автомобилей вряд ли возможно ранее 2027 года.
В 2026 году, согласно подсчетам топ-менеджера, рынок, вероятно, достигнет 1,4 млн.
Среди факторов, которые будут определять спрос на автомобильном рынке, помимо ставки ЦБ, курса валют и общего состояния экономики господин Иванов отмечает геополитику.
Он утверждает: «Покупка автомобиля – это очень эмоциональное событие, и людям проще на это пойти, когда общий фон – положительный и оптимистичный. В моменты турбулентности такие большие траты, как правило, большая часть откладывает».
При сохранении текущих экономических факторов, полагает коммерческий директор автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин, рынок 2026 года будет на уровне текущего.
Однако топ-менеджер не исключает восстановления продаж и до 1,6 млн.
Он рассуждает в том ключе, что росту рынка, кроме прочего, может также способствовать локализация производства китайских марок, что даст больше шансов потребителям получать разные льготы от государства, стимулирующие рост продаж.
Автомобили китайских брендов пока что не достигли Топ-10 марок в российском автопарке.
Согласно исследованию ТеДо, лидеры здесь не менялись с 2022 года: LADA, Toyota, Hyundai, Kia, Nissan, Renault, Volkswagen, Chevrolet, Ford и Mitsubishi.
И хотя главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков прогнозирует, что марки из КНР появятся в этом списке в ближайшие два-три года, а первой среди них, вероятно, станет Chery.
Г-н Кадаков говорит, что неплохие результаты 2024 года, сопоставимые с показателями 2019–2021 гг., были достигнуты в определенной степени неожиданными факторами: ростом ставки и изменениями правил ввоза машин.
При этом он указывает на то, что прошлогодние показатели были гораздо хуже 2014 года, когда продажи стремились к 2,9 млн.
По оценке эксперта компании «Эйлер» Владимира Беспалова, до прошлых пиков в ближайшей перспективе рынок новых машин вряд ли достигнет, однако планка в 2 млн может быть взята к 2030 году.
В свою очередь на объявлении шорт-листа «ТОП-5» Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса, прошедшем в Москве 17 июня в формате делового завтрака в отеле Hotel Moscow Krasnoselskaya, такой авторитетный эксперт как Игорь Моржаретто, со ссылкой на директора агентства «АВТОСТАТ» Сергея Целикова расчеты ТеДо категорически опроверг, заявив, что никаких объективных причин для столь существенного роста на рынке нет и не предвидится, тем более в нынешнем году, а рынок, а также импорт, провалившиеся в первые месяцы, в самом лучшем случае, покажет по итогам текущего года объем продаж на уровне не более 1,1 млн.
Ну а как будет в 2026-м пока что говорить рано, так как горизонт планирования в нынешнем отечественном автопроме и у дилеров свелся к… 3 месяцам, а всерьез рассуждать о будущем годе можно будет только в конце года нынешнего, да и то при условии пересмотра ставки ЦБ и утильсбора, который вместо ожидаемого сборов пока что дал их существенное (на 70%) снижением, в том числе и потому, что за 5 месяцев действия повышенного утильсбора падение импорта новых автомобилей составило 74% (данные «АВТОСТАТ»).
P.S. Откровенно говоря, реалистический прогноз Моржаретто–Целикова, в том числе и на 2026-й, представляется вполне объективным. Пока же понятно, что без существенного пересмотра ставки и утильсбора – достижение даже 1,6-миллинного показателя 2024 года останется фантастикой.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.