Китайский автопром и рынок по итогам первого полугодия 2023 года идут на подъем
17 июля 2023
Драйверами роста автопрома и авторынка КНР выступают NEV, дотации и экспорт в Россию
Александр Климнов, фото google.com
Экономическая деятельность Китая сохранила устойчивую тенденцию к восстановлению с нарастающим эффектом положительных факторов, причем, долгосрочная положительная тенденция подъема экономики остается стабильной.
На этом фоне автомобильная промышленность вышла из переходного периода восстановления рынка в I квартале, а во II квартале ситуация еще значительно улучшилась.
В целом в первом полугодии автомобильная отрасль продолжила стабильное развитие, продолжилось восстановление внутреннего рынка и продолжилось улучшение основных экономических показателей.
Испытав влияние изменения политики стимулирования продаж и колебаний рыночных цен в I квартале, автомобильный рынок Китая, поддержанный политикой стимулирования потребления центральными и местными властями, объявлением введении очередного национального экологического стандарта Kei VI (китайский аналог Euro 6), усиленной маркетинговой деятельностью во многих регионах и поступлением большого количества новых моделей на рынок, что наложилось на полугодовой импульс роста автомобильных предприятий и относительно низкую базу в апреле и мае, показал постепенное восстановление, достигнув относительно высокого роста в первом полугодии.
Драйверами автомобильного рынка, прежде всего, остаются машины на новых источниках энергии (NEV, т.е. BEV+PHEV), а также рост экспорта и доли китайских брендов. Так, NEV продемонстрировали долю проникновения в 28,3%; экспорт превысил 2 млн автомобилей в первом полугодии, внеся значительный вклад в общий рост производства; ну, а доля рынка легковых автомобилей китайских брендов остается стабильной на уровне более 50%.
1. Двукратный рост производства и продаж автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
В июне производство и продажи автомобилей составили 2,56 млн (+2,5%) и 2,62 млн (4,8%) соответственно.
За полугодие производство и продажи автомобилей в КНР составили 13,25 млн (+9,3%) и 13,24 млн (+9,8%). Из-за высокого роста производства и продаж в июне прошлого года, обусловленного кампанией по снижению вдвое налога на покупку бензиновых автомобилей (ICE), совокупные темпы роста производства и продаж за 6 месяцев снизились на 1,8 и 1,3 п.п. по сравнению с показателем за 5 месяцев.
Если в I квартале весь рынок автомобилей находился в состоянии падения, но начиная с апреля, благодаря низкому влиянию базы и множеству положительных факторов за тот же период, производство и продажи перешли в рост. В результате в первом полугодии рынок показал относительно высокие показатели роста.
2. Производство и продажи легковых автомобилей быстро растут
В июне производство и продажи легковых автомобилей составили 2,22 млн (–0,9%) и 2,27 млн (+2,1%) соответственно. Среди них продажи легковых автомобилей с ДВС (ICE) на внутреннем рынке составили 1,26 млн, что на 14,7% или 219 тыс. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Благодаря значительному компенсационному эффекту производства в июне прошлого года и высокой базе, производство в июне нынешнего года несколько снизилось.
С января по июнь производство и продажи легковых автомобилей достигли 11,28 млн (+8,1%) и 11,27 млн (+8,8%). Исходя из вышеуказанных положительных стимулов рынка легковых автомобилей в первой половине года, включая непрерывный рост продаж и экспорта NEV, это привело их к двойному росту производства и продаж на рынке.
В июне продажи легковых автомобилей премиального класса, произведенных внутри страны, достигли 414 тыс., увеличившись на 5,2% в годовом исчислении. Расширение предложения моделей высокого класса, выпущенных отечественными китайскими брендами, еще больше способствует развитию данного сегмента рынка.
За 6 месяцев продажи легковых автомобилей высокого класса, произведенных внутри страны, достигли 2,03 млн (+19,7%).
3. Производство и продажи коммерческих автомобилей росли из месяца в месяц
В июне производство и продажи коммерческих автомобилей достигли 342 тыс. (+31,3%) и 355 тыс. (+26,3%) соответственно. По сравнению с июнем прошлого года производство и рост продаж грузовых автомобилей и автобусов был двухзначным.
За полугодие производство и продажи коммерческих автомобилей составили 1,97 млн (+16,9%) и 1,97 млн (+15,8%) соответственно.
При этом темпы роста производства и продаж автобусов были выше, чем у грузовиков.
4. Непрерывный и быстрый рост производства и продаж NEV
В июне производство и продажи NEV составили 784 тыс. (+32,8%) и 806 тыс. (+35,2%), а их доля рынка (проникновения) достигла 30,7%.
За полугодие производство и продажи NEV достигли 3,79 млн (+42,4%) и 3,75 млн (+44,1%) соответственно, а их доля рынка составила 28,3%.
P.S. Китайский автопром в последние три года особенно активно растет в экспортном направлении, и самым быстрорастущим рынком для китайских машин стал именно российский в силу ввода рядом стран санкционных запретов на производство и поставки автомобилей в Россию.
Так по данным ООО «Автостат Инфо» за январь–июнь 2023-го доля китайских марок на российском рынке достигла: 56,7% – по грузовикам (MCV+HCV); 43% – по легковым автомобилям; 40,6% – по пикапам; 21,1% – по автобусам и 0,7% – по LCV.